Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 


100 Hot Books (Амазон, Великобритания)



Авторы электронного учебника «Мир и Россия»

 

 

Павел Абрамович Ватник - Тема 4, Тема 7

Дмитрий Александрович Гдалин - Тема 11

Юрий Никифорович Гладкий - Тема 10

Виктория Александровна Горяйнова - Тема 8

Петр Ильич Гребенников - Тема 2

Наталья Алексеевна Заиченко - Тема 8

Андрей Павлович Заостровцев - Тема 9, Тема 13, Тема 14

Михаил Алексеевич Иванов -Тема 5

Максим Анатольевич Сторчевой - Тема 1, Тема 3, Тема 6

Александр Юрьевич Сунгуров - Тема 12

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. Что такое общественное развитие


Как измерить богатство? Как сравнить богатство разных стран? Означает ли более высокий уровень богатства более высокий уровень развития страны? Какие еще показатели развития страны важны для людей? Как измерить развитие? Что помогает развитию и что ему мешает? Все эти вопросы мы рассмотрим в данной теме.


Рассматриваемые вопросы:

Какая страна мира является более развитой?
Измерение материального развития общества
Размер ВНП и развитость в материальном отношении
Измерение общего развития общества
«Кристалл развития»
Индекс человеческого развития
Преимущества и недостатки ИЧР
Развитие общества и его безопасность
Зависимость развития страны от других стран
Препятствия для сохранения достигнутого уровня развития
Роль государства в развитии страны
Тестирование


Тема 2. Экономический рост


Тема «Экономический рост» относится к числу наиболее сложных тем макроэкономики, поскольку в ней описываются динамические процессы. Анализировать статические экономические проблемы значительно легче. Ознакомление старшеклассников общеобразовательных школ с этой темой может быть оправдано лишь ее актуальностью: в современном мире, в отличии от XVIII века, отсутствие экономического роста – трагедия для страны.

Рассматриваемые вопросы:

Что такое экономический рост?
Что дает экономический рост?
От чего зависит экономический рост?
Взаимодействие факторов производства
Модели экономического роста
Государственная политика и экономический рост
Тестирование



Тема 3. Международная торговля


В этой теме мы рассмотрим экономические связи между странами мирового сообщества. Что заставляет страны торговать друг с другом и является эта торговля взаимовыгодной? Какие проблемы создает международная торговля и как страны пытаются эти проблемы решать? Чем международная торговля в древности или в средние века отличается от современной? Какое место занимает Россия в современном международном разделении труда и насколько это место выгодно для нашей страны?

Рассматриваемые вопросы:

ПРИЧИНЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

Причина 1.
Причина 2
Причина 3
Международное разделение труда
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Таможенные и нетаможенные методы.
Причины регулирования
Протекционизм: за и против
Протекционизм: аргументы "против"
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Международная торговля в древности
Торговля Европы с Востоком
Великие географические открытия
"Треугольная" торговля
"Транспортная" революция и рост международной торговли
Know-how как уникальный ресурс
СОВРЕМЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. Значение международной торговли для отдельной страны
Динамика внешней торговли отдельных стран
Структура международной торговли
Проблема эспортеров сырья
Импорт трудоемких товаров и рынки низкоквалифированного труда
ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Общая структура
Объяснение структуры
Сравнение с прошлым
Современные тенденции
Плюсы и минусы
Политика государства
Тестирование



Тема 4. Рост населения


В этой теме мы узнаем, почему растет население Земли. Что известно нам о населении прошлых веков? Разных стран? Какого возраста люди составляют население? Рост населения - это благо или зло? Достаточно ли для всех ресурсов планеты? Что регулирует рост населения? Какова степень воздействия разных факторов на рост населения? Есть ли среди них место для государства? Что именно может сделать государство с ростом населения?

Рассматриваемые вопросы:

Численность населения различных регионов в течение прошедших веков
Рост численности населения — благо или зло?
Взгляды на проблемы роста населения
Скорость роста численности населения и его возрастной состав
Какое число жителей может прокормить Земля?
Объективные регуляторы, определяющие скорость роста населения
Влияние на численность населения воспроизводственных и миграционных процессов
Влияние государства на рост населения
Тестирование


Тема 5. Бедность


В этой теме мы рассмотрим причины и последствия бедности в современном мире, а также попробуем оценить, насколько актуальна проблема бедности и как можно определить и измерить это понятие.

Рассматриваемые вопросы:

Что такое бедность
Причины бедности
Измерение бедности
Распределение бедности в мире
Бедность в России
Преодоление бедности
Тестирование



Тема 6. Голод и недостаточное питание


В этой теме мы рассмотрим важнейшую проблему которую человек решает с самых первых дней своего существования — проблему питания. В далеком прошлом борьба за поиск и производство еды была суровой и непрекращающейся. Тот, кто мог обеспечить себя и своих детей этим благом, выживал, другие умирали от голода. Но существует ли голод в современном мире? Чем он может вызван и можно ли его устранить? Существует ли научное определение того, что такое "голод" и как относятся к голоду различные общественные теории?

Рассматриваемые вопросы:

Голод и недостаточное питание
Голод в современном мире
Причины голода в современном мире
Последствия голода и недостаточного питания
Голод — это плохо?
Из истории массового голода
Решение проблемы нехватки продовольствия
Тестирование



Тема 7. Здоровье и долголетие


В этой теме мы узнаем, может ли человек жить вечно, и нужно ли это ему. Как измеряют способность человека прожить долгую жизнь и как обобщают сведения о многих людях, живших когда-то или живущих сейчас. Существуют ли объективные методы оценки здоровья человека. От каких факторов зависит здоровье населения. Может ли общество оказывать влияние на здоровье и продолжительность жизни людей.

Рассматриваемые вопросы:

Сколько лет может прожить человек?
Средняя продолжительность жизни
Факторы, влияющие на продолжительность жизни
Измерение здоровья населения
От чего зависит здоровье населения?
Влияние общества на здоровье и продолжительность жизни
Тестирование


Тема 8. Образование


В этой теме мы рассмотрим понятие человеческого капитала как проблему взаимозависимости между уровнем образования и качеством обучения, объемом производственного опыта и зарплатой, степенью информированности человека и повышения уровня его благосостояния.


Рассматриваемые вопросы:

Образование – главная характеристика человеческого капитала
Капитал «человеческий» и капитал «физический»
Образование и ИРЧП
Неравенство в образовании
Образование и школа
Образование и семья
Образование и здоровье
Образование и заработная плата
Профессиональное образование и человеческий капитал
Специальные и общие инвестиции в человека
Образование и государство
Образование и экономический рост
Как разные страны «заботятся» о своем человеческом капитале?
Тестирование



Тема 9. Неравенство


В этой теме раскрывается проблема неравенства. Начав с чисто экономических проблем неравенства, мы затронем неравенство и как более широкую социально-экономическую и политическую проблему. Неравенство, как мы убедимся, не нейтрально к развитию общества. Избыточное неравенство рождает социально ущемленных, порождает конфликты. Осознавая значение неравенства, обществу надо выработать методы противодействия разрушительным формам неравенства.


Рассматриваемые вопросы:

Распределение дохода
Измерение неравенства доходов
Равенство и неравенство
Неравенство внутри стран
Неравенство в глобальном измерении
Значение проблемы неравенства
Тестирование


Тема 10. Урбанизация и проблемы города


В этой теме мы постараемся выяснить сущность глобальной проблемы урбанизации; рассмотреть урбанизацию как сложный, динамичный и многоплановый процесс, имеющий социальные, экономические, экологические и психологические проявления; проанализировать региональные особенности урбанизации, в том числе специфику урбанизации в СССР и России.


Рассматриваемые вопросы:

Феномен урбанизации
Города
Как различаются города?
Города-миллионеры, мегалополисы, города мира
Урбанизация
Региональные особенности урбанизации
Специфика урбанизации в СССР-России
Москва и Санкт-Петербург
Тестирование



Тема 11. Угроза глобальных климатических изменений


В этой теме мы рассмотрим основные причины глобального потепления. Какими газами вызывается парниковый эффект и каковы его последствия? Имеются ли доказательства тому, что климат действительно изменяется в настоящее время? Каковы основные пути решения проблемы?


Рассматриваемые вопросы:

Глобальное потепление
Природа парникового эффекта
Оценка влияния всех парниковых газов на климат
Последствия парникового эффекта
Современное состояние проблемы
Тестирование


Тема 12. Милитаризация и военные конфликты


В этой теме мы рассмотрим проблему милитаризации отдельных стран, причины и возможные следствия военных конфликтов. Войны были постоянной и «естественной» частью человеческой истории, но во второй половине XX века люди и политики осознали, что ядерная война может закончиться гибелью всего человечества, и начался процесс разоружения. Почему он затормозился на рубеже XXI века? Можно ли применять силу для защиты прав человека? Как могут граждане контролировать милитаристские тенденции своих правительств?


Рассматриваемые вопросы:

Что такое милитаризация?
Связь милитаризации с типом политического режима
Современные типы военных конфликтов
Неизбежны ли военные конфликты в современном мире?
Мировая политика: как можно договориться без оружия?
Применение оружия для защиты прав человека
Как повысить эффективности ООН в предотвращении военных конфликтов?
Только ли государства могут стать преградой на пути милитаризации и войны?
Новые вызовы миру: кто и как сможет на них ответить?
Тестирование



Тема 13. Международная экономическая помощь


В данной теме раскрывается международная экономическая помощь как значимый фактор глобального взаимодействия стран с разным экономическим потенциалом. Приводится достаточный для понимания структуры экономической помощи статистический материал, составления представления об основных странах-донорах и странах-реципиентах. В заключительной части обращается на предпринимаемые действия с целью повышения эффективномсти экономической помощи.

Рассматриваемые вопросы:

Официальная помощь развитию: что это и какова она?
Кто предоставляет помощь и сколько?
Кто получает помощь и сколько?
Как сделать помощь эффективной?
Тестирование


Тема 14. Роль государства в экономике


В этой теме мы рассмотрим проблему, которая постоянно порождает дискуссии как в среде профессиональных экономистов, так и среди политиков. Сводятся эти дискуссии практически к одному вопросу: в какой мере государство должно присутствовать в экономике? Ниже мы представляем наиболее распространенные в профессиональной среде взгляды на необходимость государства, а также показываем неоднозначность его воздействия на экономику и связанные с этим трудности. Общий вывод может быть следующим: государство подобно лекарству – спасительно в малых дозах, но может быть вредным при передозировке.

Рассматриваемые вопросы:

Почему «закон и порядок» лучше анархии?
Что такое общественные блага и кто такие «безбилетники»?
Как государство преодолевает внешние эффекты?
Должно ли государство перераспределять?
Почему растет государство?
Государство: за экономическую свободу или против нее?
Как измерить качество государственного управления?
Почему вредна коррупция?
Тестирование


 

вернуться к разделу: "перечень учебной литературы для средней и высшей школы"


Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru