Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 



 

Хозяйственная этика Пятикнижия Моисея

(Из книги Майбурд Е. “Введение в историю экономической мысли”)

 

Пятикнижие Моисея и другие книги еврейской Библии явились той основой, из которой возникло и на которой сформировалось христианство. Большинство законов Моисея были отторгнуты хри­стианской религией. Но в области хозяйственной деятельности и экономических отношений было оставлено очень многое…

Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Буквально все области человеческой деятельности и все действия че­ловека, даже самые далекие от чисто духовных вопросов, соотносят­ся с нормами и правилами, предписаниями и запретами, которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, кото­рую мы называем областью хозяйственной деятельности и экономи­ческих отношений…

Два начала лежат в основе Моисеева закона — справедливость и праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу, кото­рый является абсолютным воплощением справедливости и праведности.

В применении к нашей теме справедливость означает призна­ние и неприкосновенность шести основных прав человека: на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых.

Праведность предполагает выполнение человеком своих обязан­ностей. По отношению к ближнему это прежде всего помощь бед­ным и больным. Владелец хлебного поля или виноградника обязан оставлять часть урожая неубранным, чтобы этим могли воспользо­ваться нищие или просто голодные путники. По отношению к зем­ным благам праведность означает понимание, что любое из них до­верено человеку Богом. Ты не хозяин своей собственности, а управ­ляющий по доверенности. Тем более это относится к земле — она вся принадлежит Богу.

Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с лихвой. Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и обвешивать.

Каждый седьмой год требовалось прощать все долги. И отпус­кать на волю рабов, которые сами продали себя в рабство из-за ну­жды. Через каждые пятьдесят лет объявлялся "юбилей". Человек, ко­торый из-за нужды вынужден был продать наследственный участок земли или дом, имел право выкупить их обратно (тем дороже, чем больше прошло лет со дня продажи). Но если такой возможности у бывшего хозяина не будет, то в юбилейный год его надел должен быть ему возвращен.

Все такие заповеди вытекали из общей: "Люби ближнего своего, как самого себя" (Левит 19:18). Это правило относилось не только к евреям, но и к живущим в стране иноземцам (Левит 19:34), не толь­ко к свободным, но и к рабам. Если хозяин нанес рабу увечье, он должен был немедленно отпустить его на волю. Нельзя было возвра­щать на прежнее место беглого раба, Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и даже скотину. Законы суб­боты, седьмого и юбилейного годов имели чрезвычайное значение. Можно сказать, что они препятствовали формированию класса по­томственных пролетариев и наследственных рабов, предотвращали накопление массового недовольства и появление революционных си­туаций.

Особые правила для судей предписывали судить только по спра­ведливости, не благоволить к богатому и не делать скидок для бед­няка или сироты. Перед законом были равны и свободный, и раб. За имущественные преступления нельзя было наказывать смертной казнью. Сын не отвечал за преступления отца.

Если при соблюдении всех таких заповедей человек становился богатым, это и было воздаянием за богобоязненность. Богатство бы­ло знаком Божьего благословения. Указанный принцип, а также другой — что любым своим действием (в рамках Закона Моисея) ты служишь Богу — мы вспомним, когда дойдем до Реформации.

Все эти и подобные им законы были совершенно необычными для людей, которые жили за 1300 лет до нашей эры. Наиболее из­вестный из тогдашних сводов законов — Кодекс Хаммурапи — де­лал акцент не на права человека, а на охрану собственности. Только за помощь беглому рабу там полагалась смертная казнь. Кредитору разрешалось силой отнять у должника часть его имущества в виде компенсации за неуплаченный долг. Не было ничего похожего на недельный день отдыха (тем более для рабов), обязанность благотво­рительности и любви к ближнему. Раб считался имуществом, он подлежал иным законам и иному суду, нежели свободный человек. Трудовая деятельность считалась занятием низким, уделом рабов.

вернуться


Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru