Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)





Лаунхардт Карл Фридрих Вильгельм

Launhardt Carl Friedrich Wilhelm (1832 — 1918)

 

 

 

 

Вильгельм Лаунхардт был пионером математической экономики, ранним разработчиком чистой теории экономики благосостояния, важной фигурой в истории теории размещения производства и одним из немногих немецких инженеров-экономистов своего времени, которые поддержали традицию, заложенную Карлом Рау (1792-1870), Вильгельмом фон Германом (1795-1868), Госсеном, Мангольдтом и Тюненом, и которую иногда называют немецкой классической экономической теорией, потому что она была в большей степени близка по духу к английской школе классической политической экономии, чем к доминировавшему немецкому течению исторической школы. Лаунхардт провел весь активный период своей жизни в городе Ганновере на должности профессора по строительству автомобильных и железных дорог и мостов в Высшей технической школе (Technische Hochschule, теперь Университет Ганновера), в конечном итоге став его директором. Это почти все, что известно о его жизни. Его magnum opus (основное произведение, лат. — прим, перев.) — до сих пор не переведенный на английский язык труд «Математические основы политической экономии» (Mathematische Begründung der Volksw'irschaftslehre). Эта книга была опубликована в 1885 году, десятилетие спустя после появления работ Джевонса, Вальраса и Менгера, но до появления на свет следующей группы великих книг, «Позитивной теории капитала» Бем-Баверка (1889) и «Принципов экономической науки» Маршалла (1891). Эта работа была написана безо всякого знания об основополагающей книге Курно «Математические принципы благосостояния» (Mathematical Principles of Wealth, 1838) и вместо этого основывалась на внимательном изучении трудов Вальраса и Джевонса, чей анализ капитальных благ длительного пользования и предложения труда она заново излагала и уточняла. Однако, основные интересы Лаунхардта относились к области политики ценообразования на железных дорогах и связанных с этим вопросов размещения экономической деятельности, чему была посвящена последняя треть «Математических основ». Именно здесь он показал, сколь многому он научился у Тюнена, подкрепив его основанную на предложении теорию размещения сельскохозяйственного производства анализом влияния зон рынка сбыта на размещение промышленных предприятий.

 

Для всякого, кто интересуется увлекательной темой одновременных независимых открытий в науке и сопутствующим вопросом о том, почему некоторыми фигурами систематически пренебрегают, случай с Лаунхардтом дает хороший пример. Его книга по математической экономике полна оригинальных идей, многие из которых он опубликовал даже в более подробном виде еще в 1872 году в книге об экономике железных дорог, а также в 1882 г. в статье, затерявшейся в незаметном немецком техническом журнале. В этих двух публикациях он вводил так называемый «закон зон рынка сбыта» (при определенных специфических условиях границы между территориями продаж конкурирующих фирм принимают форму гиперболы) и предлагал полное решение знаменитой «проблемы трех точек» из классической теории размещения (оптимальное место для размещения промышленного предприятия, использующего сырье, находящееся в двух разных местах, и обслуживающего рынок, находящийся в третьем месте). Маршалл изложил закон районов продаж в своих «Принципах», но ошибочно приписал его Тюнену; в 1924 г. этот закон был вновь открыт Феттером, который был осведомлен о Маршалле, но не о Лаунхар-дте. Аналогично, когда Альфред Вебер опубликовал свою выдающуюся книгу «Теория размещения производства» (The Theory of the Location of Industries, 1909), он включил в нее «новое» доказательство проблемы трех точек в полной уверенности, что он был первым, кто его сформулировал. Практически до 1930-х годов авторы работ о размещении промышленности много теряли из-за незнания имени Лаунхардта, и не будет преувеличением сказать, что, будь его работа широко известна, теория размещения могла бы сберечь себе примерно четверть века, затраченную на попытки объединить сторону спроса и сторону предложения в анализе оптимального размещения промышленных предприятий.

 

Другой отличительной особенностью работы Лаунхардта являются его высказывания в пользу ценообразования на железных дорогах в соответствии с предельными, а не средними затратами; короче говоря, то, что позднее было названо правилом «ценообразования на основе предельных затрат». Благосостояние потребителей достигает максимума только в том случае, считал он, если дополнительный доход от увеличения цен железнодорожных перевозок равен дополнительным затратам, а это подразумевает, что постоянные или накладные затраты железных дорог должны финансироваться из налоговых поступлений. Частная конкуренция никогда не обеспечит подобного результата, поскольку железные дороги являются «естественными монополиями», в которых максимальная техническая эффективность (самые низкие единичные средние затраты) достигается только при таком объеме выпуска, который превышает совокупный рыночный спрос; пока железные дороги будут оставаться в частных руках, конкуренция будет уменьшаться, и плата за железнодорожные перевозки будет не в состоянии максимизировать экономическое благосостояние. Короче говоря, железные дороги должны субсидироваться и регулироваться государством, если не принадлежать ему. К сожалению, его доказательство данного предложения содержало линейные функции затрат и спроса, для которых предельные затраты равны средним, так что правило ценообразования на основе предельных затрат не было представлено с должной ясностью. Тем не менее, он сделал из своей демонстрации правильный вывод, а именно, что ценообразование на основе предельных затрат всегда приводит к финансовым дефицитам, когда рассматриваемая отрасль представляет собой то, что Маршалл назвал «отраслью с уменьшающимися затратами» или «естественной монополией». Лаунхардт, таким образом, стоит первым в длинном ряду экономистов от Дюпюи в 1830-х годах до Аббы П. Лернера в 1930-х, которые признавали, что ценообразование на услуги предприятий коммунального хозяйства представляет собой отдельную проблему, требующую государственных дотаций, если целью является оптимум благосостояния потребителей.

 

Литература

 

Е.М. Fels, Launhardt, Wilhelm, International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 9, D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968); J.V. Pinto, Launhardt and Location Theory: Rediscovery of a Neglected Book, Journal of Regional Science, 17 (1), 1977.

 

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 







Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru