Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




МУЛЬТИДИВИЗИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ (M-form (multidivisional form) organization) — организационная структура, характерная для фирм с децентрализованным управлением, в которых отдельные группы или подразделения ответственны за группы однотипных продуктов или обслуживание отдельных рынков. Каждое подразделение имеет собственное автономное руководство, свои сбытовые, производственные и другие функции. В подобной структуре управляющие верхнего звена передают ответственность за каждодневную деятельность подразделений управляющим нижнего звена, хотя они и следят за отчётами управляющих отделений о прибыльности и, как правило, сохраняют контроль над размещением инвестиционных фондов между отделениями. О. Уильямсон, придумавший термин «М-форма», утверждает, что фирмы с организацией типа М-формы с меньшей вероятностью преследуют неприбыльные цели (максимизация полезности управляющего), чем фирмы с У-формой (унитарной формой организации), так как управляющие верхнего звена могут ставить подразделениям только цели, касающиеся прибылей, и, таким образом, допускают некоторое ослабление контроля над подчинёнными по сравнению с фирмами с У-формой организации.

 

См. также управленческие теории фирмы.

 

 

УНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (U-form (unitary form) organization) — организационная структура фирм, при которой фирма управляется централизованно как единый производственный объект с несколькими функциональными отделами (маркетинга, производства, финансов, сбыта). Этот термин был введен Уильямсоном, который считал, что подобная организация деятельности фирмы приведёт к тому, что контроль будет осуществляться менее успешно, а управленческая деятельность, ненаправленная на максимизацию прибыли, будет прекращена (см. максимизация полезности управляющих). Это он объясняет тем, что старшие администраторы, отвечающие за выполнение функций управления, не смогут осуществлять успешный контроль над подразделениями, продающими разнообразную продукцию на множестве рынков. Напротив, в фирмах с многофилиальной организацией старшие администраторы, по его мнению, могут устанавливать ясные цели для подразделений компании и, таким образом, избежать потери контроля над их деятельностью. Ср. М-форма организации.

 

См. также управленческие теории фирмы, поведенческая теория фирмы.

П. Милгром, Дж. Робертс Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. / Пер. с англ. И.В. Розмаинского, Д.Е Тетерина, К.А. Холодилина под редакцией И.И. Елисеевой и В.Л. Тамбовцева — СПб. : Экономическая школа, 1999. — т. 1 – 472 с., т. 2 – 424 с. Глава 16. Границы и структура фирмы

 

 

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ (decentralization) — рассредоточение процесса принятия экономических решений по многим субъектам вместо концентрации этого процесса в некотором центре. В экономике достигается путём принятия ценовой системы, передающей выбор решений на усмотрение отдельных потребителей и производителей. В рамках фирмы децентрализация состоит в передаче властных полномочий по принятию решений «вниз по цепочке» отдельным подразделениям и службам.

См. ЭКОНОМИКА ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, МУЛЬТИДИ- ВИЗИОННАЯ ФОРМА.

 

 

КООПЕРАТИВ (cooperative) — форма организации фирмы, которой владеет и управляет группа индивидов с целью получения взаимной выгоды. Существуют следующие виды кооперативов:

(а)     кооперативы рабочих, или производственные кооперативы, — предприятия, которыми владеют и управляют их работники, участвующие в чистой прибыли;

 

(б)    оптовые кооперативы — предприятия, в состав которых входит множество мелких независимых розничных торговцев; главная цель такой группы — объединить средства для оптовых закупок, чтобы добиться скидок и льгот от производителей, подобных тем, которые получают крупные сети супермаркетов;

 

(в)     розничные кооперативы — предприятия, которые организованы в интересах покупателей, состоящих в них членами; членство даёт право, например, на получение ежегодного дивиденда или части прибыли пропорционально сделанным членом годовым закупкам товара в магазинах кооператива.

 

См. оптовик, розничный торговец, канал сбыта 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ (organization) — структура власти внутри фирмы или государственного органа. Обычно в организации существует несколько уровней управления: на вершине пирамиды находится исполнительный директор, на нижележащих уровнях иерархии — увеличивающееся число старших, средних и младших управляющих, оперативного персонала, продавцов и клерков, формирующих основание пирамиды. Структура организации предполагает передачу приказов сверху вниз с возрастающим их уточнением и наличие обратной информационной связи — снизу вверх.

 

В традиционной теории фирмы такие организационные детали не принимаются во внимание, фирма представлена как единая система принятия решений, которая адекватно отвечает приказам, исходящим от управляющего ею предпринимателя. На практике структура и функционирование больших сложных организаций сами воздействуют на процесс принятия решений и спецификацию целей деятельности этих организаций.

 

См. теория организации, поведенческая теория фирмы,

П. Милгром, Дж. Робертс Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. / Пер. с англ. И.В. Розмаинского, Д.Е Тетерина, К.А. Холодилина под редакцией И.И. Елисеевой и В.Л. Тамбовцева — СПб. : Экономическая школа, 1999. — т. 1 – 472 с., т. 2 – 424 с., экономические организации: общая характеристика

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru