Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




                                                             50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике



 

Первый выпуск серии включает переводы 15 статей, дающих представление о становлении и современном состоянии едва ли не наиболее "старого" раздела экономической теории, - потребительского поведения и спроса.

Так статьи юного У. Джевонса остались той вехой, от которой ведет свою историю современная экономическая теория.

Статьи Дж. Хикса "Реабилитация..." и "Четыре излишка...", а также статья Г. Хотеллинга, посвященные вопросам измерения излишка потребителя и его роли в экономическом анализе, не следуют непосредственно за статьей Ж. Дюпюи, впервые применившего это понятие для оценки полезности. Статья Д. Бернулли, известная как "Санкт-Петербургский парадокс", открывает сборник, тогда как во многом перекликающаяся с ней статья М. Фридмена и Л. Сэвиджа помещена значительно далее. Последняя вместе со статьей К. Ланкастера представляет так называемые "новые" или альтернативные варианты теории полезности.

Из статьи Т. Скитовски читатель поймет, что между "удовольствием" и "страданием" существуют более сложные связи, чем это предполагалось во времена Джевонса, что может поставить под сомнение рациональность потребительского поведения.

Статья X. Лейбенстайна полезна для понимания перехода от индивидуального к рыночному спросу.

Статья Ж. Дюпюи интересна как первое стройное изложение теории предельной полезности. В ней впервые введено понятие излишка потребителя (по терминологии Дюпюи - относительная полезность), развитое впоследствии А. Маршаллом,6 рассмотрены проблемы косвенных (потоварных) налогов, ценовой дискриминации. Фактически она представляет первый шаг по пути к современному анализу "затраты - выгоды" (cost-benefit analysis).

Статьи Дж. Хикса посвящены вопросам изменения излишка Потребителя в контексте порядковой теории полезности, а статья Г. Хотеллинга - проблемам практического использования понятия излишка Для решения некоторых задач экономической политики.

Статья М Фридмена представляет исключительно тонкий анализ традиционной кривой спроса в связи с различиями между номинальным и реальным доходом. Логическим завершением изучения теории потребления и спроса может стать знакомство с "новыми" теориями полезности К. Ланкастера и М. Фридмена - Л. Сэвиджа, логически созвучными статье Д. Бернулли.

Теория К. Ланкастера основана на представлении потребления как производства, где отдельные товары рассматриваются как ресурсы (inputs), представляющие наборы определенных свойств или характеристик.

 

В.М.Гальперин

 

 

Том первый

 

reddot.gif Предисловие

 

reddot.gif Д.Бернулли.Опыт новой теории измерения жребия

reddot.gif Ж.Дюпюи.О мере полезности гражданских сооружений

reddot.gif У.С.Джевонс.Об общей математической теории политической экономии

reddot.gif У.С.Джевонс.Краткое сообщение об общей математической теории политической экономии

 

reddot.gif Дж.Винер.Концепция полезности в теории ценности и ее критики

reddot.gif Дж.Р.Хикс,Р.Г.Д.Аллен.Пересмотр теории ценности

reddot.gif Г.Хотеллинг.Общее благосостояние в связи с проблемами налогообложения и установления железнодорожных тарифов и тарифов

на коммунальные услуги

 

reddot.gif Дж.Р.Хикс.Реабилитация потребительского излишка

reddot.gif Дж.Р.Хикс.Четыре излишка потребителя

reddot.gif М.Фридмен,Л.Дж.Сэвидж.Анализ полезности при выборе среди альтернатив,предполагающих риск

 

reddot.gif М.Фридмен.Маршаллианская кривая спроса

 

reddot.gif Х.Лейбенстайн.Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена

в теории покупательского спроса

reddot.gif К.Ланкастер.Перемены и новаторство в технологии потребленияю

 

reddot.gif Ар.А.Алчиан.Значение измерения полезности

 

reddot.gif Т.Скитовски.Суверенитет и рациональность потребителя

reddot.gif Биографические справки

reddot.gif Титулы и выходные данные

 

 

 

 

Вернуться

Координация материалов.Экономичксая школа



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru