Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



10.3. Ограничение по спросу

 

Введенная Маррисом в анализ идея о существовании компромисса между ростом спроса и прибыльностью была сама по себе не нова. Наиболее близкой из двух основных предшествующих работ была работа Баумоля.12 Стремясь перейти от своей статической модели максимизации объема продаж (см. главу 9, т. 2, с. 71-73) к динамической модели максимизации роста, он утверждал, что

слишком низкий уровень прибыли через сдерживание финансирования ограничивает темпы роста со стороны предложения, тогда как слишком высокий уровень прибыли может выражаться в уменьшении «величины текущих операций фирмы».13 Он сделал вывод, что «оптимальный поток прибы-

 

-----------------

12       Baumol W. On the Theory of the Expansion of The Firm // Amer. Econ. Rev. 1962. 52. P. 1078-1087. Другая работа: Downie J. The Competitive Process. London, 1958.

 

13       Baumol W. Op. cit. P. 1086 (см. сноску 12).

 

---------------

 

ли будет таким промежуточным потоком, который совместим с наибольшим выпуском (или темпом роста выпуска) за все время существования фирмы».14

 

Вывод о том, что фирмы, максимизирующие рост, не будут максимизировать прибыль, согласуется с выводами из модели Марриса, показанными на рисунке 10.2, и является основным в полемике о том, действуют ли фирмы, управляемые наемными руководителями, в полном соответствии с интересами акционеров. Однако Дж. Уильямсон на основании более детального изучения модели Баумоля показал, что фирмы, максимизирующие рост, будут также максимизировать и прибыль.15 Несоответствие происходит вследствие неадекватной детализации связи «прибыль—спрос» в

модели Баумоля, что ведет к ошибке в его выводе, цитированном выше. Ясно, что необходимо определить причину этой ошибки и исследовать ее по отношению к модели Марриса.

 

Сущность проблемы состоит в том, что, хотя кажется весьма правдоподобным предположить необходимость уменьшения прибыли для стимулирования спроса, это не вытекает из традиционного анализа спроса для одного продукта. При данной обычной кривой спроса возможно лишь временное увеличение объема продаж за счет снижения цены. Длительный рост (а также твердый устойчивый рост) требует постоянного сдвига кривой спроса, например с помощью маркетинга. Тогда рост спроса при высокой цене будет таким же, как и при низкой. Рынок в первом случае может быть меньше, но будет иметь тот же темп роста.

 

Если положение кривой спроса есть функция уровня расходов на стимулирование роста спроса, то возникают сходные проблемы. В длительном периоде темп роста этих расходов должен быть таким же, как темп роста прибыли и объема продаж, причем этот темп роста может быть высоким или низким независимо от того, высока или низка доля этих расходов в выручке (создается ли большой рынок при снижении отдачи на капитал или небольшой рынок с высокой отдачей).

 

Теперь можно увидеть, почему модель Баумоля неверна. Более высокий уровень прибыли ведет к более быстрому росту финансовых ресурсов, но не сдерживает рост спроса. Таким образом, чтобы максимизировать темпы роста, управляющим следует максимизировать уровень прибыли — таков вывод Уильямсона, столь отличающийся от вывода Баумоля. На графике (см. рис. 10.3) высокий уровень прибыли уменьшает текущий размер, но порождает более быстрый рост (линия А), а низкий уровень прибыли дает больший текущий размер и более медленный темп роста (линия В). Сегодняшняя ценность выручки зависит от ставки дисконта, и вполне допустимо, что промежуточный уровень прибыли будет максимизировать сегодняшнюю ценность, тогда как темп роста однозначно максимизируется принятием стратегии «максимальной сегодняшней прибыли».

 

Таким образом, убеждение, что фирма, максимизирующая рост, будет вести себя иначе, чем максимирующая прибыль, требует введения дополнительных характеристик в анализ роста спроса;16 и

Маррис ввел две. Ими являются акцент на рост с помощью диверсификации и изучение зависимо-

----------------

14       Ibid (курсив наш).

 

15       Williamson J. Profit Growth and Sales Maximisation//Economica. 1966. 33. P. 1-16.

 

16       Или функции стоимости роста; см. раздел 10.5, с. 110.



 

 

 

Продолжение текста



 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90


Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru