Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



10.9. Методология стационарного состояния

 

Мы видели, что исследуемая в этой главе модель роста использует стационарную методологию. Такой подход не позволяет строго рассматривать фирмы, которые меняют переменные своих решений один раз или более. В свете целей и ограничений, которые частично отражают точку зрения на будущее как управляющих, так и держателей акций, предполагается, что фирма фиксирует переменные своих решений на неопределенный период. На практике, конечно, такой подход трактуется более гибко. Во-первых, переменные решений и результативности рассматриваются как долговременные «нормальные» значения, которым присущи существенные стохастические изменения. Во-вторых, и это более важно, сравнительная динамика используется не только для сравнения различных фирм, но и для того, чтобы представить себе, как может изменяться результативность при существенно разных значениях их переменных решений. Изменения во времени, таким образом, приравниваются к переходу от одной стационарной траектории к другой.

 

Несмотря на эту гибкость интерпретации, стационарный подход вряд ли может быть применен к фирмам, если последние не характеризуются принятием таких стратегий управления, которые связаны с определенным долговременным темпом экономического роста в будущем. Эмпирически это проявляется в том, что фирмы далеки от устойчивого состояния. Кумар, измеряя коэффициент регрессии текущего роста по отношению к росту прошлому, нашел некоторые признаки устойчивого роста фирм во времени; но это справедливо только для некоторых отраслей, характеризующихся малым значением этого коэффициента, и не справедливо для всей совокупности фирм.86

 

Есть ряд причин, ослабляющих тенденцию темпа устойчивого роста фирмы во времени.

 

а) Влияние жизненного цикла

 

Первое, что следует отметить: рост многих фирм характеризуется определенным жизненным циклом. Как показал Мюллер, на начальном этапе в молодой контролируемой управляющими фирме доминирует экономия от управления, связанная с легкостью обработки и передачи информации, касающейся основных идей или продуктов компании.87 В случае успеха происходит ускорение

роста фирмы, увеличивается прибыль и цели управляющих и держателей акций совпадают. Рост продолжается благодаря ряду диверсификаций в новые продукты до некоторого момента, с которого начинают проявляться значительные потери, связанные с управлением. Координированное управление рядом весьма рискованных разработок вызывает серьезные трудности у управленческого персонала, а с точки зрения держателей акций, представляется предпочтительной существенная децентрализация компании и затем ее разделение на новый ряд «молодых» фирм. Ради увеличения размеров и продолжения роста управляющие предотвращают распад, что ведет к чрезвычайному увеличению удержаний из прибыли и чрезмерным инвестициям, но при прогрессирующем замедлении роста и(или) менее эффективной среде. Эта ситуация представлена на рисунке 10.12, где молодые фирмы расположены в точках, подобных точке А, при темпе роста, максимизирующем оценку или близком к нему на весьма благоприятной кривой роста спроса; старые же

---------------

86 Kumar М. 1) Growth, Acquisition Activity and Firm Size: Evidence from the UK // J. Industr. Econ. 1985. 33. P.327-338; 2) Growth, Acquisition and Investment. Cambridge University Press, 1984.

 

87 Mueller D.C. A Life Cycle Theory of the Firm //J. Industr. Econ. 1971.20. P.199-219.

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru