Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



13.4. Распространение новых технологий

 

Этот раздел посвящен изучению скорости, с которой нововведение распространяется среди фирм. Наблюдения показывают, что она может быть весьма различной. Раннее исследование в этой области принадлежит Солтеру.80 Для доменных печей США средняя производительность составляла лишь половину от наилучшей действующей технологии, т.е. от новых печей. 15 лет

потребовалось, чтобы средняя производительность смогла выйти на наилучший уровень данного года. В более позднем исследовании технологических процессов в девяти секторах по ряду стран Рей81 обнаружил, что скорость распространения новых технологий заметно отличалась по секторам, а также для одной и той же отрасли в разных странах. Он, в частности, отметил, что новые технологии стран-«первопроходцев» имели тенденцию к более медленной скорости распространения. Ромео82 исследовал скорость, с которой станки с ЧПУ внедрялись в десяти различных

секторах. Он проанализировал средний временной лаг, необходимый фирмам для перехода от 10 к 60% охвата операций цифровым управлением, и установил, что он разнился с 2.3 года для приборостроения до 6.1 года для самолетных двигателей и 6.5 лет для сельскохозяйственной техники. Кроме того, как показал Мэнсфилд,83 проанализировавший введение дизельных локомотивов

а железных дорогах США, этот временной лаг может значительно варьировать внутри фирм.

----------------

80       Salter W. E.G. Productivity and Technical Change. 2nd edn., with addendum by W. B. Reddaway. Cambridge, 1966.

 

81       Ray G. F. The Diffusion of New Techniques : A Study of Ten Processes in Nine Countries//Nat. Inst. Econ. Rev. 1969. 48. P.40-83.

 

82       Romeo A. A. Interindustry and Interfirm Differences in the Rate of Diffusion of an Invention // Rev. Econ. Statist. 1975. 57. P. 311-319.

 

83       Mansfield E. Industrial Research and Technological Innovation. New York, 1968.

-----------------

Приведенные выше примеры побудили к проведению целого ряда исследований, касавшихся распространения технологий.

Теория распространения технологий глубоко исследована Солтером.84 Он построил простую модель на следующих предположениях: 1) основополагающим является то, что все инновации

ребуют инвестиций в новый физический капитал; 2) рассматривается конкурентный рынок со статическим спросом; 3) информация о новых технологиях распространяется свободно; патентная система отсутствует. Наиболее легко эта теория иллюстрируется рисунком 13.5. Исходная ситуация представлена пересечением кривых спроса и предложения. Кривая предложения отражает при этом только стоимость труда для различных заводов или групп заводов, упорядоченных в зависимости от поколения используемого ими капитала. Новейший капитал представлен прямоугольником 1, старейший — прямоугольником 6. Предполагается, что стоимость товара будет тем ниже, чем новее капитал.

 

 

 

Предположим теперь, что существует нововведение, характеризующееся общими затратами (включая стоимость капитала), меньшими, чем стоимость труда для поколений 5 и 6. На конкурентном рынке со свободным доступом к информации по инновациям рыночная цена упадет до общих затрат, характерных для наиболее старой технологии. Новый основной капитал заменит поколения 5 и 6, плюс небольшое увеличение объема спроса отрасли, обусловленного эластичностью кривой спроса. Однако поколения капитала 1-4 останутся задействованными в производстве. Причина состоит в том, что и при новой цене они будут приносить квазиренту сверх стоимости труда. Поэтому экономически нецелесообразно отказываться от них до момента их износа или пока следующие изменения в технике настолько снизят затраты, что они прекратят использоваться конкурентами.

 

Вывод из этого анализа состоит в том, что распространение новых технологий помимо неинформированности будет ограничиваться экономическими факторами. Количество нового капитала, заключающего в себе новую технологию, будет зависеть в основном от уровня снижения затрат, приводящего к вытеснению устаревшего капитала, и в небольшой степени от увеличения выпуска, возникающего из-за эластичности спроса. Можно распространить этот анализ и на монополию, имея в виду, что монополист станет использовать меньший основной капитал, поскольку будет придерживаться кривой предельной выручки, а не кривой спроса. Кроме того, патентные платежи увеличат текущие затраты при использовании новой технологии и сократят степень применения последней. Предположение о статическом спросе нереалистично: на растущем рынке распространение нововведений будет идти быстрее.

----------------

84 Salter W. Е. G. Op. cit. (см. сноску 80).

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90


Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru