Глава 7
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
7.1. Введение
В главах 3 и 4 описаны разнообразные модели ценового поведения. Они охватили различные рыночные структуры, однородность и неоднородность продуктов, влияние условий входа. Теперь мы перейдем к рассмотрению эмпирических работ по ценовому поведению, чтобы понять, как решения о ценообразовании принимаются на практике и к каким последствиям они приводят. Эта глава особенно заостряет внимание на эмпирических фактах относительно того, как цены устанавливаются во времени, в то время как следующая глава, обобщая содержание части II, изучает общие зависимости между рыночной структурой и результативностью, которые проявляются через цену и другие переменные решений, такие как реклама.
При переходе от теоретического к эмпирическому рассмотрению необходимо начать с указания на ряд трудностей.
1. Нет общепринятого взгляда на то, как фирмы реально принимают свои решения о ценах, несмотря на большое число эмпирических исследований по данному вопросу. Есть четыре причины такого положения дел:
а) разные исследования породили противоречивые результаты;
б) есть значительные ошибки в выведении того, что бизнесмены делают в той или иной ситуации, либо из того, что они говорят, что они делают, или из того, что проявляется в процессе действий (такие трудности исследуются в дальнейшем);
в) есть множество способов принятия ценовых решений, но весьма вероятно, что в разных ситуациях требуются и используются весьма различные процедуры ценообразования; Альфред, к примеру,(1) типизировал ситуации следующим образом:
I. Тип продукта:
Потребительские
Промышленные
II. Тип конкуренции:
Конкурентная
Олигополистическая
Монополистическая
III. Возраст продукта:
Существующий продукт
Новый продукт
IV. Характер производства:
Единственный продукт
Связанные продукты
Много (взаимозаменяемых) продуктов
Вертикально интегрированные продукты
V. Изменения мощности:
Использование существующей мощности
Ожидание ввода новой мощности
Можно было бы добавить и другие категории, но этого перечня достаточно, чтобы проиллюстрировать большое разнообразие возможных
-------------------
(1) Alfred А. М. Company Pricing Policy // J. Industr. Econ. 1972. 21. P. 1-16.
Продолжение текста
Вернуться
Координация материалов.Экономическая школа
Экономическая школа 90