Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



7.4. Эмпирические факты относительно ценообразования: исследования отдельных случаев

 

Эмпирические данные о ценовых решениях фирм впервые введены в основное течение экономической мысли в 1939 г. в известной теперь статье Холла и Хитча, в основу которой положены их интервью с 38 бизнесменами.30 Из них 30 заявили, что основной их подход состоял в расчете или оценке удельных затрат и получении цены добавлением к ней «желаемой», нормальной или

приемлемой надбавки, учитывающей прибыль. Как это, так и другие исследования, цитируемые ниже, вскрыли ряд вариантов такой практики, различия между которыми важны для оценки ценового поведения и его эмпирического изучения.

 

1. Обычно фирмы включают в расчет при оценке «удельных затрат» только наиболее легко идентифицируемые затраты, например на труд, сырье, топливо и транспорт; другие затраты, как правило, относятся к накладным,31 учитываемым добавлением принятой надбавки до или вместе с надбавкой прибыли.

----------------

30       Hall R.t Hitch C. Price Theory and Business Behaviour // Oxford Econ. Papers. 1939. N2. P. 12-45.

31       Они иногда могут включать «постоянные» затраты, на которые ссылаются в вводных учебниках по экономике, например машины и иное оборудование, но а) они могут быть включены в

основную калькуляцию удельных затрат и б) переменные затраты, например на административный аппарат, могут входить в накладные расходы.

------------------

Степень разграничения этих затрат в большой степени произвольна и меняется от фирмы к фирме.32

2.      Если фирма производит много продуктов, где различные затраты, в частности накладные, являются совместными затратами, то фирмы могут отличаться распределением этих затрат на выпускаемую продукцию.

3.      Фирмы могут использовать один или несколько методов для получения показателя удельных затрат продукции:

а)      текущие реальные удельные затраты;

б)      средние удельные затраты за период;

в)      ожидаемые удельные затраты;33

г)       «стандартные» удельные затраты, т. е. удельные затраты при некотором планируемом или нормальном уровне использования мощности.34

 

Последующие исследования показали, что преобладает в основном ценообразование на основе средних затрат. Эндрюс в значительно более обширном труде и на базе различных исследований подтвердил обоснованность этого принципа и ввел его в теорию конкуренции; Хэйг также нашел его типичным;33 целый ряд работ по отдельным отраслям, появившихся в 1950-х гг., содержал

данные о методах ценообразования в промышленности, которые свидетельствовали об очень широком распространении использования ценообразования на основе средних (или иногда полных) затрат.36

 

В 1960-1970-е гг. появились еще свидетельства из разнообразных источников, подтверждающих значение ценообразования на основе средних затрат. Фог изучил 139 фирм в Дании и нашел, что ценообразование по средним затратам является доминирующей формой.37 Фицпатрик добавил к растущему числу работ по США свою, в целом содержащую тот же вывод.38 Поведенческий

подход к теории фирм стимулировал дальнейший интерес к тщательной эмпирической работе, наиболее выдающейся в этом контексте можно считать работу Сайерта, Марча и Мура, которым удалось очень точно предсказать розничные цены на базе затрат оптовой торговли и правила процентной накидки.39

-------------------

32       Ценообразование по «полным затратам» — только удобный термин, если либо а) все затраты включены в расчет удельных затрат, либо б) процент добавляемых накладных затрат точно

основан на реальных уровнях выпуска продукции, полученных, когда выпускался именно тот объем, на который рассчитывается цена.

33       См.: Adelman М. A. The А&Р Case//Q. J. Есоп. 1949. 63. Р. 238-257 — где приведен интересный пример такого случая.

34       В любом случае эти затраты являются «бухгалтерскими», т. е. расходами или обязательствами, которые несет фирма. Они не включают альтернативные затраты, упоминаемые в главе 2, и в

этом случае бухгалтерская прибыль будет выше действительной прибыли фирмы.

35       Andrews Р. W. S. Manufacturing Business. London, 1949; Hague D. Economic Theory and Business Behaviour//R. Econ. Studs. 1949-1950. 16. P. 144-57.

36       См., например: Pearce I. F. A Study in Price Policy // Economics. 1956. 23. P. 114-127; Robson R. The Cotton Industry in Britain. London, 1957; Hague D. The Economics of Manmade Fibres. London,

1957; Pool A., Llewellyn C. The British Hosiery Industry: A Study in Competition. Leicester Univercity Press, 1958.

37       Fog B. Industrial Pricing Policies. Amsterdam, 1960.

38       Fitzpatrick A. Pricing Methods of Industry. Boulder, Colo., 1964.

39       Cyert R. M., March J. G., Moore C. G. A Model of Retail Ordering and Pricing by a Department Store// Frank R. E., Kuehn A. A., Massey W. F. (eds.). Quantitative Techniques in Marketing Analysis.

London, 1962. P. 502-522.

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru