Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



8.12. Выводы

 

В ранней работе Бэйн предполагал, что выше определенного порогового уровня концентрации фирмы могут прийти к сговору, тайному или явному, чтобы поднять цены и прибыль выше конкурентных уровней. Последующие работы Бэйна и многих других авторов обнаружили, что для защиты прибыли также необходимы входные барьеры и что вообще барьеры могут иметь более важное значение, чем концентрация. Все это совместимо с основным выводом теории, гласящим, что концентрация ведет к осознанию олигополистической взаимозависимости, исключению ценовой конкуренции и к желанию действовать совместно даже при отсутствии формального сговора, чтобы использовать благоприятные возможности для извлечения прибыли, предоставляемые входными барьерами. Концентрация является разрешающим фактором в происхождении более высокой прибыли.

 

Совсем недавно почти все эти аспекты были пересмотрены и модифицированы, в том числе и основополагающая теория, измерение соответствующих переменных, спецификация взаимосвязей и интерпретация результатов. Под этим четырем направлениям мы и обобщим выводы.

 

а) Теория

 

Связь между внутренней структурой и прибыльностью была более точно переформулирована с учетом предположения о поведении по Нэшу—Курно с возможностью наложения сговора. Это обеспечило точное обоснование для использования индекса Херфиндала и маржи прибыли для измерения соответственно структуры и результативности и подразумевает как непрерывную связь между ними (по Нэшу—Курно), так и связь с разрывами. Со стороны внешних факторов была существенным образом переработана теория входа, выраженная в большей мере в терминах вероятных угроз и стратегического ограничения входа, чем чисто ограничительного ценообразования. Это та область, где теория в последние годы быстро развивается за пределы эмпирических исследований, но, вероятно, не подрывает их, хотя и может привести к существенной реинтерпретации последних.

 

Главные переменные, используемые как индикаторы входных барьеров, — интенсивность рекламы, дифференциация продукта, крупный масштаб производства, стоимость капитала и исследования и разработки — представляют собой необратимые затраты, связанные со спецификой продукта. Поэтому они могут действовать как преграда для входа безотносительно к тому, используются ли они стратегически именно с этой целью или по соображениям внутренней конкуренции. Если мы предположим, что именно крупные фирмы в отрасли являются источниками сигналов, создают вероятные угрозы и действуют стратегически для сдерживания входа, тогда традиционная связь концентрация—входные барьеры—прибыльность остается теоретически хорошо обоснованной.

 

б)      Измерение

 

Мы видели, что как концентрация, так и прибыльность потенциально являются объектом серьезных проблем измерения. Попытки преодолеть эти проблемы с помощью использования более качественных данных, измерения несколькими показателями, а также, как в случае с прибыльностью, применения новых показателей, чтобы обойти проблемы учета, ведут скорее к заострению внимания на связи между структурой и результативностью, чем к обнаружению значительной ложной корреляции. В частности, в большинстве работ может существенно недооцениваться связь между структурой и рыночной властью, поскольку не учитывается большая степень Х-неэффективности и поглощения большой части монопольной прибыли трудом в форме повышенной зарплаты в отраслях с более высокой концентрацией.

 

в)      Спецификация

 

Прогресс в этой области имел, возможно, весьма важное значение. Во-первых, введение целого ряда дополнительных релевантных переменных — темпа роста, диверсификации, географического разброса, стратегической группировки внутри отрасли, риска, концентрации покупателей, внешней торговли —- существенно снижает значение обычных структурных переменных, хотя, и не устраняет его. Во-вторых, между всеми этими переменными явно существуют сложные связи. В частности, круг поведенческих переменных может частично определяться прибыльностью, и оба фактора способны оказывать влияние на структурные характеристики и в свою очередь испытывать их влияние. Методы совместных уравнений, которые позволяют учесть это, несвободны от недостатков, но в целом служат ослаблению однонаправленности причинной связи от структуры к прибыли, на которой так сильно сосредоточивала внимание теория. В-третьих, попытки справиться с неопределенностью в подходящей спецификации связей, хотя они еще не столь многочисленны, чтобы привести к определенным выводам, указывают на проблемы, которые возникают вместе с появлением многочисленных, конкурирующих или неточных теоретических толкований действующих экономических сил.

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru