Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



В. ФРЕД ВАН РААЙ

 

ЭКОНОМИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

40.1. Введение

 

Микроэкономическая теория начала развиваться в XIX в., когда психология как наука еще только зарождалась. Экономисты того времени не могли использовать результаты современных им психологических исследований при разработке основных предпосылок о поведении человека, принятых в экономической теории. Отметим, что многие экономические теории пытаются объяснить и предсказать не экономическое поведение индивидов, а «поведение» рынков и институтов.

 

Подобные предпосылки необходимы на первой стадии развития теории, поэтому неудивительно, что ранняя экономическая теория была нереалистичной с точки зрения психологии. На последующих стадиях, после эмпирической проверки гипотез, должна быть выработана простая модель, способная лучше объяснить более широкий круг наблюдаемых явлений. С экономической теорией дело обстояло не так. Она пошла по пути более сложного эконометрического анализа на основе простых предпосылок относительно поведения человека.

 

Однако применялись и некоторые результаты психологических исследований. Например, концепция, рассматривающая товар как набор характеристик (Lancaster, 1966), теория аллокации времени (Becker, 1981), включение в экономическую теорию принципа когнитивного диссонанса (Akerlof, Dickens, 1982). Эти заимствования из психологической теории вводились ограничено и спустя десятилетия после их появления в самой психологии.

 

Важность психологии для экономической теории неоспорима. Принимать во внимание результаты исследований человеческого поведения необходимо, так как люди реагируют на экономические условия в зависимости от того, как они их воспринимают. И эти восприятия, оценки и последующие решения могут систематически оказываться ошибочными. Человек не всегда принимает оптимальные решения и максимизирует полезность. Экономическая психология снабжает нас фактами о поведении потребителей, бизнесменов, налогоплательщиков, политиков и инвесторов, что не только способствует развитию экономической теории, но и дает более богатую картину экономического поведения. Обобщая эти рассуждения, можно сказать, что экономическая психология предлагает междисциплинарные рамки, в которых для объяснения экономического поведения индивидов и групп могут быть привлечены методы и теории экономической и психологической наук. Развитие психологии, главным образом когнитивной и социальной, привело к выделению междисциплинарного направления — экономической психологии (Furnham, Lewis, 1986; MacFadyen, MacFadyen, 1986; Lea et al., 1987; Van Raaij et al., 1988). Направление, развивавшееся на основе экономической теории, получило название поведенческой, или психологической, экономической теории (Katona, 1975; Scitovsky, 1976, 1986; Gilad, Kaish, 1986a, b; Earl, 1988).

 

Цель этой главы — показать, что применение результатов психологических исследований в экономической науке позволяет полнее объяснить экономическое поведение.

 

40.2. Экономическое поведение

 

Общим для экономики и психологии является то, что обе науки пытаются описать, объяснить и, по возможности, предсказать экономическое поведение на индивидуальном и агрегированном уровнях. Экономика главным образом занимается предсказанием экономического поведения на агрегированном уровне, а также исследованием прямых зависимостей между сигналом и результатом, например между ценами и объемом покупок. Однако это не означает, что экономисты должны игнорировать психологические переменные (например, восприятие и оценку), действие которых вклинивается в цепочку «сигнал—результат» (input—effect).

 

Экономическое поведение — это человеческое поведение, связанное с выбором и принятием решения относительно альтернативного использования редких ресурсов (денег, времени, усилий, пространства, материальных ресурсов и энергии) с целью удовлетворения потребностей. Можно предположить, что редкий ресурс будет использоваться таким образом, чтобы достичь удовлетворительного уровня полезности. Редкость средств выражается теми ограничениями, которые накладываются бюджетами финансов, времени, усилий и др. Причем бюджеты могут быть взаимозаменяемы. К примеру, мы можем увеличить финансовый бюджет за счет уменьшения бюджетов времени и усилий: случай оплаченной работы. Выбор альтернативы использования ресурса зачастую становится предметом анализа издержек и выгод, который требует расширения концепции путем включения

 

 



Продолжение текста

 

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru