Мюллер Д. Общественный выбор III / Пер. с англ. под ред. А. П. Заостровцева, А. С. Скоробогатова; Гос. ун-т — Высшая школа экономики, Институт «Экономическая школа». — М. 2007. — XIV+994 с.
ГЛАВА 9
Выход из сообщества, волеизъявление и нелояльность
Среди законов, которые управляют человеческими обществами, есть один, который представляется более точным и ясным, чем все остальные. Если люди собираются оставаться цивилизованными или становиться таковыми, искусство коллективного взаимодействия должно развиваться и совершенствоваться пропорционально увеличению равенства условий.
Алексис де Токьевилль
В своей книге «Выход из сообществ, волеизъявление и лояльность» (Hirschman, 1970) Альберт Хиршман провел важное разграничение между процессами, в которых индивиды выражают свои предпочтения решениями о входе и выходе, и процессами, в которых применяется некоторая форма письменной, вербальной или речевой коммуникации. Примером первого процесса может быть рынок частного блага, на котором покупатели выражают свою позицию по отношению к цене и качеству блага путем увеличения или уменьшения (вход и выход) объемов своих покупок. Примером применения волеизъявления в целях влияния на соотношение цены и затрат может быть критика или одобрение продукта, доведенные до сведения производителя. Необходимое условие эффективного использования выхода, очевидно, заключается в том, что потенциальные сторонники этого варианта должны быть мобильными: допущение о полной мобильности покупателей и продавцов (свободный вход и выход) лежит в основе всех демонстраций рыночной эффективности. Напротив, литература по процессам голосования, общественному выбору и политологии почти всегда подразумевает (чаще всего неявно), что вариант выхода отсутствует. Границы государства предопределены и всеобъемлющи; состав граждан фиксирован. Гражданин имеет возможность разве что воздерживаться от участия в политическом процессе, но он не может выйти из государства для того, чтобы избежать последствий принятых обществом решений.
При допущении о фиксированных границах и составе граждан свойства чистого общественного блага — неисключаемость потребления и совмещенность предложения — требуют коллективного волеизъявления или нерыночного принятия решений для выявления индивидуальных предпочтений и достижения эффективности по Парето, как подчеркивал Самуэльсон (Samuelson, 1954). Но многие товары являются «чистыми» общественными благами лишь в ограниченном смысле. К этим товарам принцип неисключаемости и/или свойство совмещенного предложения могут быть неприменимыми на всем диапазоне возможных альтернативных вариантов производства и распределения. Для этих квазиобщественных или локальных общественных благ может существовать возможность использования выхода как альтернативы или дополнения процесса волеизъявления. Эти возможности рассматриваются в данной главе.
Продолжение текста
Вернуться
Координация материалов.Экономическая школа
Экономическая школа 90