Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Мюллер Д. Общественный выбор III / Пер. с англ. под ред. А. П. Заостровцева, А. С. Скоробогатова; Гос. ун-т — Высшая школа экономики, Институт «Экономическая школа». — М. 2007. — XIV+994 с.

 

ГЛАВА 9

 

Выход из сообщества, волеизъявление и нелояльность

 

 

Среди законов, которые управляют человеческими обществами, есть один, который представляется более точным и ясным, чем все остальные. Если люди собираются оставаться цивилизованными или становиться таковыми, искусство коллективного взаимодействия должно развиваться и совершенствоваться пропорционально увеличению равенства условий.

Алексис де Токьевилль

 

В своей книге «Выход из сообществ, волеизъявление и лояльность» (Hirschman, 1970) Альберт Хиршман провел важное разграничение между процессами, в которых индивиды выражают свои предпочтения решениями о входе и выходе, и процессами, в которых применяется некоторая форма письменной, вербальной или речевой коммуникации. Примером первого процесса может быть рынок частного блага, на котором покупатели выражают свою позицию по отношению к цене и качеству блага путем увеличения или уменьшения (вход и выход) объемов своих покупок. Примером применения волеизъявления в целях влияния на соотношение цены и затрат может быть критика или одобрение продукта, доведенные до сведения производителя. Необходимое условие эффективного использования выхода, очевидно, заключается в том, что потенциальные сторонники этого варианта должны быть мобильными: допущение о полной мобильности покупателей и продавцов (свободный вход и выход) лежит в основе всех демонстраций рыночной эффективности. Напротив, литература по процессам голосования, общественному выбору и политологии почти всегда подразумевает (чаще всего неявно), что вариант выхода отсутствует. Границы государства предопределены и всеобъемлющи; состав граждан фиксирован. Гражданин имеет возможность разве что воздерживаться от участия в политическом процессе, но он не может выйти из государства для того, чтобы избежать последствий принятых обществом решений.

 

При допущении о фиксированных границах и составе граждан свойства чистого общественного блага — неисключаемость потребления и совмещенность предложения — требуют коллективного волеизъявления или нерыночного принятия решений для выявления индивидуальных предпочтений и достижения эффективности по Парето, как подчеркивал Самуэльсон (Samuelson, 1954). Но многие товары являются «чистыми» общественными благами лишь в ограниченном смысле. К этим товарам принцип неисключаемости и/или свойство совмещенного предложения могут быть неприменимыми на всем диапазоне возможных альтернативных вариантов производства и распределения. Для этих квазиобщественных или локальных общественных благ может существовать возможность использования выхода как альтернативы или дополнения процесса волеизъявления. Эти возможности рассматриваются в данной главе.

 

 

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru