Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Дж. Бреннан, Дж. Бьюкенен Причина правил. Конституционная политическая экономия. Выпуск 9 серии "Этическая экономия: исследования по этике, культуре, и философии хозяйства" / Пер. с англ. под ред. А. П. Заостровцева. — СПб: Экономическая школа. 2005. 272 с.

 

 

ГЛАВА 9

 

ВОЗМОЖНА ЛИ КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПРИ ДЕМОКРАТИИ?

 

I. Введение

 

Эта книга представляет собой развернутое эссе, цель которого - убедить читателя. Мы постарались изложить логические основания для введения правил, ограничивающих политические действия людей, включая самих авторов как реальных или потенциальных исполнителей политических ролей. Мы надеемся, что приведенные нами аргументы в пользу желательности принятия «конституционного подхода» оказались убедительными - как в плане абстрактного анализа, так и в том, что касается практических приложений этого анализа. Широкое признание такого подхода является необходимой предпосылкой настоящей конституционной реформы. Однако было бы крайне наивным с нашей стороны не признавать существования значительных препятствий на пути к какому-либо изменению основных правил политического порядка. Эта глава полностью посвящена анализу и обсуждению этих препятствий.

 

С самого начала мы считали очевидным то, что мы должны дать утвердительный ответ на вопрос, поставленный в заглавии этой главы. Если бы это было не так, то пришлось бы считать, что эта книга, как и значительная часть других наших работ, написана исключительно в чисто эстетических целях. В определенном смысле мы считаем своим моральным долгом твердо придерживаться веры в то, что люди, организованные в политическое сообщество, могут реформировать те правила, по которым и в рамках которых они живут. Любое другое мнение, как нам представляется, было бы признаком отчаяния. Однако необходимо отделять эту веру в возможность реформ от конструктивного анализа тех трудностей, которые связаны с преодолением стоящих перед нами дилемм. Если бы анализ этих трудностей принес полностью негативные результаты, то вера в возможность каких-либо реформ могла бы быть серьезно поколеблена. Нам необходимо - если это вообще возможно - представить такой сценарий, в котором подлинные конституционные изменения осуществляются посредством деятельности узнаваемых всеми мужчин и женщин. Будь люди святыми или ангелами, те дилеммы, с которыми мы сталкиваемся, никогда не смогли бы выдвинуться на первый план.

 

Следует также подчеркнуть значение двух последних слов в заглавии этой главы. Мы исследуем перспективы конституционной революции при демократии, и это подразумевает не только то, что наше внимание ограничивается демократическими политическими системами; что еще более важно, это означает то, что конституционное изменение должно быть «демократическим» в том смысле, что оно должно сформироваться как результат внутренних политических процессов, в которых потенциально принимает участие весь электорат, а не как результат диктата неких «избранных богом» лиц внутри или вне сообщества. Мы используем здесь выражение «избранные богом» потому, что любая дискриминация среди людей в отношении формирования основных правил общественного порядка должна быть легитимизирована ссылкой на какой-то внешний сверхиндивидуальный критерий.

 

Это ограничение, установленное нами для нашего анализа, исключает из рассмотрения все недемократические революции - конституционные или иные. Такие революции возможны всегда, даже в тех странах, которые давно привыкли к демократическим процедурам управления. Группа лиц - военная хунта, руководство единственной партии, правящий комитет, какая-то элитарная структура - захватывает власть и навязывает свою волю всем людям, не входящим в эту господствующую группу. Смоделировать конституционно-институциональную реформу, осуществляемую таким образом, - задача относительно простая и сводится она к констатации того факта, что играть в бога нетрудно. В частности, представитель академической науки может поддаться соблазну сыграть такую роль, представив себе, что он держит в своих руках бразды революционного правления. В мире своей мечты этот ученый может строить свои собственные идеализированные предположения относительно конституционных изменений и при этом делать вид, будто он ведет непрерывный диалог со своими коллегами.

 

Стоящий перед нами вопрос гораздо сложнее этой игры во всемогущего бога. Нас интересует перспектива достижения общего соглашения относительно изменений в основных правилах политической игры - соглашения с участием даже тех людей и групп, для которых существующие институциональные договоренности, судя по всему, являются относительно выгодными. Другими словами, нас интересуют перспективы непринудительного, добровольного разрешения той обобщенной социальной дилеммы, которая, как представляется, характерна для современной политической жизни. Честные диагнозы позволяют предположить, что эта дилемма реально существует, и на всем протяжении этой книги мы принимали эти выводы как данность. Мы живем не в самом лучшем из возможных конституционных миров и здесь мы исследуем возможность перехода в иной конституционный мир.

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru