Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



 

ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ НА ЭТОМ СВЕТЕ, ГОСПОДА!

 

Настоящий Прагматик не задумываясь подпишется под этим заявлением. Однако то, что вы прочтете ниже, вряд ли окажется для него чем-то новым или неожиданным а значит и интересным. Прочитав, он скорее всего скажет: "Да, верно,... а что здесь такого?"

Как известно, Прагматики сильны именно ситуативным подходом и почти рефлекторно реагируют на ситуации, благоприятные для проявления свойственной им сообразительности и находчивости. В отличие от остальных они, вероятно, менее всего мучаются вопросом правильности или справедливости выбираемой линии поведения. У них просто нет времени на это, ибо рефлекторно - значит неосознанно, интуитивно и поэтому быстро. Несмотря на то, что описание благоприятных для Прагматиков ситуаций может показаться (прежде всего самим Прагматикам) в этой связи излишеством, мы надеемся, что оно будет весьма полезным для тех, кто серьезно намерен повысить свой прагматический потенциал.

Для анализа мы выбрали три наиболее ярких примера из коллекции А. Харрисона и Р. Брэмсона.*

* Harrison A.F., Branison A.F.. The art of thinking... P. 144-148.

Первый пример выбран потому, что немало наших студентов могут в скором времени, вследствие проводимой реформы высшей школы, оказаться в ситуации, в которой оказалась группа выпускников маленького колледжа, расположенного в американской глубинке.

Семеро молодых людей - юноши и девушки - невесело сидели за столом. Их настроение никак не вязалось с наступлением рождественских каникул. А все потому, что им было отказано в продолжении образования на следующей ступени и, следовательно, в возможности получения дипломов. От сознания того, что большинство сокурсников смогут завершить образование, а им уже в ближайшие месяцы необходимо будет найти работу, на душе скребли кошки и росла обида на весь мир.

Обсуждая свое положение, они вдруг обнаружили, что никто из них не имеет ни малейшего представления о том, как и где искать работу. Обучаясь на факультете гуманитарных наук, они ничего не знали о мире профессий и о том, какого рода работа могла бы быть доступна людям, оказавшимся в их положении. Кто-то, видимо, с чужого голоса, сказал, что лучше выбирать работу не торопясь, поскольку если уж выбрал себе дело, так это на всю жизнь. Другие возразили. В одном они сошлись: раз никто на факультете не смог им дать разумный совет, значит там нет людей, которые сумели бы им помочь: мол, все, чего добились их профессора за свою жизнь, - закончили колледж и учили других делать то же самое.

Положение казалось безнадежным. Кто-то в отчаянии сказал-"Нам и всего-то нужно - узнать, как получить работу. Должны же быть люди, которые знают, как это сделать!" - "Здесь таких нет, это уж точно", - уныло прозвучал чей-то ответ.

Вдруг одна из них - Дженифер - громко и отчетливо сказала: "Есть масса людей, которые должны это знать". "Кто?" - хором спросили остальные.

"Те, кто побывал в нашей шкуре. Я имею в виду питомцев нашего колледжа, тех, кто, оказавшись раньше нас в подобном положении, уже устроил свою жизнь".

"Да, но их же здесь нет, они разбросаны по всей стране". "У меня есть идея, - сказала Дженифер. - Я случайно узнала, что факультет антропологии имеет в фонде конференций для выпускников факультета 600 долларов. У них должно быть 60 или даже 80 студентов, как и мы, заканчивающих без диплома. Что вы думаете насчет общеуниверситетской конференции выпускников этой весной?"

"По какому вопросу?"

"По выбору карьеры, конечно. Мы пойдем в отдел связи с выпускниками и уговорим отыскать нам кого-то из тех, кто не завершил образования, но так или иначе успешно устроился в жизни. Мы используем деньги фонда, чтобы частично оплатить их расходы на участие в конференции, а они приедут и расскажут нам, как нашли работу".

"Как ты собираешься уговорить факультет антропологии оплатить эту затею? - спросил кто-то.

"Разве мы не изучали человеческого поведения? Лишенные субкультуры? - игриво ответила Дженифер. - И разве не правда, что специализирующиеся по антропологии студенты меньше всех других защитили дипломов на последней фазе обучения? Вот почему факультет антропологии в долгу перед нами!"

Несмотря на трудности, Дженифер смогла собрать конференцию, имевшую огромный успех. Какие же факторы способствовали благоприятному разрешению проблемы, с которой столкнулась часть студентов? Прежде всего, оптимизм и энтузиазм Дженифер - убежденного Прагматика. Однако, и мы это подчеркиваем особо, важную роль сыграла типичная ситуация, послужившая своего рода катализатором прагматических реакций. Когда все остальные были способны лишь переживать, винить других и жаловаться на судьбу, У Дженифер возникла идея. Она смогла увидеть благоприятную возможность там, где другие не только не увидели, но и не сразу поверили в ее существование. Ей хватило воображения, чтобы изобрести способ достижения цели, используя только имеющиеся ресурсы, поскольку она инстинктивно почувствовала реальную возможность заключения студентами "сделки" с факультетом антропологии. Эти и другие достоинства Прагматиков наиболее полно раскрываются в ситуациях, характеризующихся: а) наличием перед группой лиц проблемы, требующей быстрого и конкретного решения; б) утратой инициативы, общей растерянностью, унынием, подавленностью членов этой группы вследствие неспособности найти такое решение; в) отсутствием острого конфликта и агрессии. Будет ли Прагматик одним из членов группы, приходит ли со стороны, он, в противоположность остальным, "оживает" и становится тактическим лидером, выводящим остальных из тупика.

Если Прагматику удается решить проблему группы, ее члены, как правило, одобряют его поведение и, в частности, использованные им средства достижения желанной цели. Иначе воспринимаются действия нашего героя извне (особенно стороной, заинтересованной в ином развитии событий). Иногда - заслуженно, как вы можете убедиться на следующем примере.

Несколько десятилетий назад в Америке довольно известной личностью был некто Сол Алински - организатор и лидер общины в рабочих районах Чикаго. Он пользовался огромным влиянием в общине, не обладая ни влиятельными связями, ни поддержкой политических кругов, ни значительными финансовыми средствами. Алински был непревзойденным в своем роде мастером тактического мышления и лидерства. Он обладал способностью организовывать и направлять к поставленной им цели простых людей, обывателей. Ему не надо было, как Архимеду, просить точку опоры, чтобы перевернуть мир. Благодаря удивительному чутью и моментальной реакции, он в нужный момент создавал из каждой малейшей возможности устойчивую опору для поворота событий в выгодном ему направлении.

Вот только один эпизод. Алински узнал, что поддержка священника общины существенно помогла бы протолкнуть программу жилищного строительства, которую группа Алински намеревалась выполнить совместно с муниципалитетом. Проблема заключалась в том, что этот священник, вероятно из благих побуждений, оставался в стороне от "политических" игр и отказывал в подобной помощи, несмотря на многочисленные просьбы и требования прихожан, среди которых подавляющую часть самых влиятельных составляли люди из организации Алински.

Как-то Сол позвонил священнику. И это был обычный светский звонок, в разговоре священник напомнил Алински, что традиционная, проводимая церковью раз в полгода, игра в бинго* состоится через две недели. Сол заметил, что игра в бинго, вероятно, служит важным источником пополнения бюджета церковного прихода. Действительно подтвердил священник, бинго, пожалуй, самый крупный финансовый источник из всех остальных. Алински спросил, сколько игроков ожидается на этот раз. Священник назвал цифру. Тогда Алински спросил что случилось бы, если бы пришла лишь треть ожидаемых игроков, и услышал в ответ: "Это было бы настоящим бедствием".

* Бинго - американский вариант игры в лото.

Не трудно догадаться, какой была следующая реплика Сола Алински. Он небрежно намекнул священнику, как может случиться, что две трети его прихожан не примут участия в игре, и тому пришлось срочно продемонстрировать самую горячую поддержку строительной программы Алински.

Шантаж, вымогательство, явная манипуляция, скажете вы? Скорее всего да, с позиции других и, в первую очередь, "потерпевшего", но с точки зрения Прагматика - просто взаимовыгодный компромисс, достигнутый в результате переговоров. Прагматики не видят ничего зазорного в том, чтобы обращать малейшие промахи противника в свою пользу. История с Солом Алински служит наглядным примером, почему другим людям Прагматики иногда кажутся безнравственными. Однако было бы нелепо говорить о соответствии прагматического стиля мышления низкому уровню нравственности. Психология и мораль - разные измерения человека. К тому же все зависит от контекста или ситуации. Что бы вы сказали, если бы способом Сола Алински кто-то смог получить крупную сумму денег на строительство больницы для бедных или сиротского приюта? Или предотвратил тяжкое преступление? Вероятно, этот некто заслужил бы ваше одобрение, а, может быть, и восхищение. Но бизнесмен, устранивший таким образом своего конкурента, или политик, заставивший замолчать оппозиционера, поймав его на прагматический "крючок", наверняка получили бы, мягко говоря, иные оценки. Так или иначе, Прагматики не лишены манипулятивных способностей, а нравится это кому-то или не нравится и почему - вопрос, как говорится, особый.

Третий пример касается проявления достоинств прагматического стиля мышления в ситуациях, связанных с риском потерять репутацию, проявляя инициативу.

Лэс, преподаватель политических наук в колледже, провел однажды лето (решив заодно немного заработать) в маленьком городке в Скалистых Горах. Глава городской администрации попросил его заняться выяснением причин роста неудовлетворенности жителей эффективностью городского управления.

Лэс потратил какое-то время, беседуя с людьми, и выявил несколько конкретных факторов роста недовольства среди населения. Самым серьезным фактором оказалась деятельность городского отдела планирования. Многие из тех, с кем разговаривал Лэс, считали, что планировщики были специалистами по "рисованию картинок", т.е. занимались техническим планированием и дизайном, но никак ни координировали свою работу с реальными потребностями населения и общины и даже не пытались заглянуть вперед. Жители жаловались, что городское планирование осуществляется наугад, методом проб и ошибок.

Лэс познакомился с работой отдела планирования и установил, к собственному удовлетворению, что жалобы жителей городка были справедливы. Он договорился о проведении совещания с сотрудниками под предлогом "уточнения целей" отдела планирования.

Совещание превратилось в серию из шести семинаров, на которых Лэс учил специалистов по планированию ставить цели, анализировать данные, оценивать альтернативы, прогнозировать развитие ситуации, координировать действия. Он также научил их многим полезным вещам из области "паблик рилейшнз".*

По окончании занятий Лэс удостоился похвалы от некоторых своих слушателей. Они подчеркнули, что главное, чему они научились, - координация действий, прежде всего с общественностью. В ответном слове Лэс не удержался от иронии. "Совершенно верно, дамы и господа,- сказал Лэс.- Теперь вы, специалисты по планированию, знаете кое-что о том, как планировать".

* Паблик рилейшнз (калька с англ. public relations) - это одна из функций управления, заключающаяся в установлении, поддержании и развитии взаимопонимания и доброжелательных отношении между организацией и ее гуманитарной средой. Подробнее см.: Блэк С._Паблик рилейшнз. Что это такое?/Пер. с англ. М.: Новости; СП "АСЭС -Москва", 1990.

Специфика ситуации, в которой Лэсу удалось блестяще продемонстрировать деловую хватку, сметку, смелость и другие качества Прагматика, заключается в следующем. Существует проблема, требующая решения "здесь и сейчас", причем простого решения, не связанного с грандиозными проектами, крупными дополнительными вложениями капитала или радикальными кадровыми изменениями. Однако результаты этого решения должны быть заметны для большинства вовлеченных в проблему лиц. Наконец, отсутствует специалист имеющий опыт решения проблем такого рода в определенной сфере профессиональной деятельности (в данном случае - в области городского планирования).

В подобной ситуации, при прочих равных условиях, вряд ли кто сможет составить серьезную конкуренцию Прагматикам (разве что Реалисты?). В маленьком городке, где Лэс появился случайно, он стал находкой для главы местной администрации, поскольку без колебаний согласился, по своим соображениям, конечно, заняться решением проблемы, которую сама администрация разрешить не могла (более того, сотрудники отдела планирования не считали себя виновными в обострении отношений с жителями города). Был ли Лэс специалистом планирования? Отнюдь нет, хотя, конечно, кое-что знал об этой сфере деятельности: то, что осталось в памяти от прослушанных в студенческие годы лекций. Набраться смелости (кто-то скажет: наглости) учить людей, профессионально занимающихся планированием, как надо планировать, - значит неоправданно рисковать своей репутацией, особенно когда "учитель" не обладает ни профессиональной подготовкой, ни личным опытом городского планирования. Вряд ли кому-то удастся подбить на такой "несерьезный" шаг, например, Аналитика. Огромное преимущество Прагматиков перед всеми остальными заключено именно в их смелости без претенциозности, своеобразном игровом подходе к жизни, позволяющем увидеть благоприятную возможность или выход из тупика там, где люди с более серьезным, глобальным или радикальным подходом видят так много вариантов, осложнений и т. д., что оказываются парализованными избытком информации, грузом ответственности и пр.

Лэс взялся учить планированию специалистов по планированию и добился успеха. Отчасти потому, что эти специалисты не знали, чему учились, до тех пор, пока обучение не закончилось. Отчасти потому, что Лэс провел свою работу с известным тактом, без нажима.

Главное же в том, что Лэс верно нащупал главную цель обучения - сделать отдел планирования более отзыв-чивым и быстро реагирующим на рост общины и ее на-сущные потребности. За отведеннoe ему время он вряд ли мог добиться каких-то крупномасштабных перемен в работе отдела. Зато продвижение отдела к поставленной Лэсом цели было сразу замечено и позитивно оценено как общественностью городка, так и работниками отдела планирования. Поскольку это продвижение было результатом усилий Лэса, то и они были оценены положительно.

Последняя ситуация имеет некую параллель с одним из советов известного американского бизнесмена Харви Маккея всем подчиненным (а у кого из нас нет начальника?).

...Итак, совещание практически закончилось. Начальник распределил задания. Вам уже можно покинуть кабинет и вернуться к себе, чтобы попытаться выполнить то, что вам, вероятно, необходимо сделать.

В этот момент происходят два процесса. Вы пытаетесь сообразить, каким же все-таки образом выполнить ту совершенно невозможную, тягостную, нелепую работу, которую вам только что поручили. А ваш начальник ждет, желая услышать от вас волшебные слова и обрести спокойствие. Так проявите же сообразительность! Первая ваша задача - удовлетворить потребность начальника, а не вашу.

Не думайте о том, как вы это сделаете. Поскольку вам все равно придется этим заниматься, - ведь именно за это вам платят - почему бы не дать ему возможность услышать от вас именно то, что он хочет услышать: "Это я беру на себя".

Способность сказать, что вы это сделаете, еще до того, как вы это сделаете, ценится. И ценится высоко. В мире всегда найдется место для человека, способного сказать: "Это я беру на себя".*

* Маккей X. Как уцелеть среди акул: (Опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки): Пер, с англ. М.: Экономика, 1992, с. 148-149.

Великолепный совет для... Прагматиков. Всем остальным придется преодолеть в себе нечто (большее или меньшее), чтобы последовать совету X. Маккея, в том смысле, конечно, что "сказано - сделано". Впрочем,

 

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ПОПРОБОВАТЬ СТАТЬ ПРАГМАТИКОМ?

 

Осваивайте инкрементальный подход

 

Это упражнение особенно полезно Идеалистам, Аналитикам, Синтезаторам, но и Реалистам оно не повредит Цель - формирование положительного отношения к инкрементализму, признание его равноправия и равноценности среди иных принципов мышления.

По правде говоря, мы почти уверены, что навлечем на свою голову "гнев праведный" рада читателей по поводу предлагаемых здесь упражнений. Как можно советовать стремящимся к высоким целям и идеалам людям размениваться по мелочам, отвлекаться на сомнительные возможности, плутать по лесным тропинкам вместо того, чтобы пробивать прямую как стрела просеку строго по составленному заранее плану местности?!

Поверьте, нет у нас никакого желания сбить кого-то с пути истинного. Идите себе своей дорогой к заветной цели, если решили и если вас больше ничего на этом свете не интересует. Бог вам в помощь! Значит, этот раздел не для вас и вы его можете спокойно пропустить. Он написан для тех, кто испытывает подлинную потребность в освоении стратегий прагматического стиля мышления. Но даже нашим возможным ученикам мы все-таки хотели бы кое-что пояснить.

Прагматическая мудрость состоит вовсе не в том, чтобы предпочесть синицу в руках журавлю в небе. Скорее такой выбор предпочтет Реалист, хотя и для Прагматиков он не редкость. С точки зрения последних не совсем разумно поступает тот, кто идет за журавлем с гордо задранной головой и ничего не видящим, кроме цели, взором, да еще отгоняет синиц, даже если они садятся ему на шляпу. Равно как и тот, кто, сжав зубы, из последних сил тащится к цели, не реагируя на происходящее вокруг. А вдруг в нужном направлении идет попутная машина? А вдруг журавль окажется миражом, зато кто-то предложит (за большое вознаграждение) описать открывающиеся по пути красоты ландшафта? А вдруг?.. Никто из нас не видит ясно всего будущего. Поэтому, говорит Прагматик, пусть будет, на всякий случай. Мы хотели бы, чтобы именно эта установка прежде всего сформировалась у человека, пожелавшего породниться с Прагматиками. И формировать ее лучше всего самым что ни на есть прагматическим способом, используя всякую возможность.

Когда вы что-то читаете - серьезный ли роман, детектив или мемуары - старайтесь находить и отмечать в уголке сознания положительные (если хочется, то и отрицательные, но "во-вторых") стороны рассуждений решений, поступков персонажей - Прагматиков. То же самое делайте, сидя у телевизора. Цель прозрачна - собрать благоприятное досье на Прагматика.

Общение, особенно с новыми людьми, - не только прекрасный способ освоения инкрементального подхода, но и средство создания поля возможностей, т.е. базы для его реализации. Реалисты и Аналитики! Не отфутболивайте, не отпугивайте и не замораживайте тех, кто приходит к вам со своими идеями и предложениями. Постарайтесь выслушать и завязать контакт, хотя бы формальный. Обменяйтесь визитными карточками или телефонами. Завязывайте новые знакомства в поездах и самолетах, в пансионате и на научных конференциях, в гостях и в поликлинике. Не бойтесь попасть в зависимость или потерять время впустую. В любой момент вы можете сказать "нет", однако будет лучше, если манеру отказывать вы позаимствуете у Идеалистов или Прагматиков. На досуге совсем не плохо, в "реалистической" манере, проводить время от времени инвентаризацию ваших людских ресурсов, прикидывая, где, когда и для каких целей их можно было бы использовать. Если вы работаете с людьми и, скажем, за полмесяца ваша записная книжка не пополнилась ни одним новым именем, вам, увы, еще далеко до заветной цели. Но не отчаивайтесь, все в ваших руках.

Попробуйте что-то выменять или купить через "десятые руки" для себя или друзей, родственников. Важен не предмет, а процесс. Не раздражайтесь и не паникуйте при неудаче. Ведь это упражнение, не более того. Но если вы пытались достать нечто для кого-то, попытайтесь смягчить обманутые ожидания "заказчика".

Инкрементализм можно развивать где угодно, например, на дачном участке. Синтезаторам, которым не удалось достать семена африканской тыквы для проверки своей новой "теории" выращивания южных растении на вечной мерзлоте, мы советуем посадить то, что есть под рукой, и добиться хорошего урожая. Это, по крайней мере, полезнее, чем воздевать руки к небу, оглашая окрестности язвительно-горьким "О temporal О mores. Идеалистам, ежащимся от холодного ветра на куче мокрых досок и кирпичей и согреваемых лишь мечтой о прекрасном особняке с теплым камином, мы говорим: "Не отказывайтесь от своей мечты! Но обратите внимание на неказистое строение на соседнем участке из об резков пластика, фанеры и ржавой жести, под крышей из синтетической пленки... Из этой лачуги (иначе назовешь) раздается смех, тянет теплым дымком и чем-то ужасно аппетитным! Заметили, да? Не попробов ли и вам создать временную базу для снижения коэффициента жертвенности при воплощении своей мечты в действительность?!"

Работа... Вы пишете серьезную книгу, а у вас просят короткую статью в сборник научных трудов какого-нибудь периферийного института. Подумайте хорошенько, прежде чем отказываться, ссылаясь на вашу занятость. Возможно, именно эта статья привлечет внимание научной общественности к вам и вашей будущей (!) книге. Где взять время и силы? Что ж, как сказал один мудрый человек, в нашем мире ценится не усилие, а сверхусилие.

К инкрементализму ведут тысячи дорог, выбирайте любую. А надоест идти по одной, смело сворачивайте на другую. Ну, а если почувствуете дискомфорт, отдохните и подумайте, так ли уж вам необходимо стать Прагматиком.

 

Поощряйте людей экспериментировать

 

Упражнение особенно полезно "тем, кому за тридцать", и прежде всего Аналитикам и Реалистам. Его цель - в преодолении груза ложных убеждений и предубеждений, таких, как: "Мы это уже пробовали раньше, и у нас ничего не получилось", "Мы здес дело делаем, а не в бирюльки играем", "У нас завод а не лаборатория", "У вас ничего не получится, т.к этот способ - самый лучший", "Зачем экспериментировать, если дела идут прекрасно?" В результате изменения вашей ориентации чувства досады, раздражения и страха за свое положение, вызываемые у вас "экспериментаторами", должны уступить место интересу, сопереживанию и гордости за инициативных сослуживцев или подчиненных.

Собственно говоря, в чем проблема? Если вы руководитель, то вам платят не только за разумный консерватизм, но и за безумный радикализм. В бюджете любой приличной организации - от магазина до завода или университета - предусмотрена статья расходов на нововведения. Но вряд ли эти расходы будут покрыты доходами в том случае, когда нововведениями будут заняты только работники инновационной службы. Поэтому будет лучше, если в каждом структурном подразделении эксперименты работников станут активно стимулироваться руководителями. Естественно, не во вред остальной работе. Конечно, под вашим контролем, но и при вашей помощи. И уж,вне всякого сомнения,без начальственных разносов за ошибки и провалы. В эксперименте отрицательный результат - тоже результат. Наконец, давая право на ошибку другим, вы оставляете его и за собой (возможно, еще важнее, что тогда и другие оставляют за вами право ошибаться).

Теперь - главное. Вы решили, скрепя сердце, позволить кому-то из ваших подопечных поэкспериментировать. Что ж, на первый раз сойдет и такое чувство. В течение всего времени, пока "новатор" будет искать свой modus operandi, попытайтесь следить за вашими эмоциональными переживаниями. Можно даже завести что-то вроде дневника. Анализируйте причины своих отрицательных эмоций. Уверены, что при ближайшем рассмотрении многие причины даже вам покажутся несерьезными. Анализ убивает чувства. Фиксируйте внимание на положительных эмоциях, увязывайте их с действиями и достижениями "новатора" и не стесняйтесь выражать ему поддержку. Если положительные эмоции начнут преобладать в вашем отношении к экспериментирующим людям (вряд ли это произойдет сразу, с первой попытки), значит вы не зря поработали над собой и, пожалуй, начнете сами увлеченно экспериментировать.

 

Развивайте навыки тактического мышления

 

Большинству людей знаком по собственному опыту своеобразный "закон подлости": как только собираешься сделать что-то важное для себя, всегда появляется кто-то (или что-то) в качестве помехи на, казалось бы, свободном пути к ясной и реальной цели. Увы, когда имеешь дело не с бумагами или техникой, а с другими людьми, благих намерений, похвальных целей, точной теории и подробного плана чаще всего оказывается

недостаточно для достижения успеха. Пытаетесь ли вы протолкнуть какую-то идею или проект в организации где работаете, добиваетесь ли продвижения по службе' стремитесь ли склонить к вашей точке зрения членов семьи, ученого совета или парламента, обдумываете ли вашу предвыборную кампанию - везде вам понадобятся навыки тактического мышления.

Чтобы продвинуться в освоении тактического искусства Прагматика, необходимо опираться на два простых положения. Во-первых, окружающие вас люди, как правило, преследуют собственные интересы и, следовательно, рассуждают иначе, чем вы. Во-вторых, ваш успех во многом будет определяться способностью вставать на позицию противника и предсказывать ход его мышления и действий.

Организующим началом ваших упражнений будут следующие вопросы:

Кто на моей стороне? Какие силы действуют в мою пользу? Кого еще я могу привлечь на свою сторону и как это сделать? Какие обстоятельства и события могут усилить мою позицию?

Кто настроен против меня и почему? Какие силы противостоят мне в данный момент? Какие действия способны предпринять мои противники? Что может усилить или ослабить их позиции?

Что я могу сделать, чтобы ослабить враждебные мне силы? Есть ли у меня свобода выбора и какие конкретные действия я мог бы предпринять (уклониться от боя, временно отступить, пойти в контратаку, нанести превентивный удар и пр.)? Что предпримет противник в ответ на тот или иной мой выбор? Каковы мои возможные потери в каждом случае?

Как только вы начнете задавать себе подобные вопросы, пытаясь, естественно, найти правильные ответы, ваше мышление станет постепенно обретать тактический профиль.

Процесс формирования навыков тактического мышления можно ускорить, используя (помимо деловых и житейских ситуаций с вашим непосредственным участием в качестве одной из противоборствующих сторон) другие возможности, с гораздо меньшим драматическим зарядом. Те, кому по душе спорт, имеют великолепные шансы оттачивать тактику, занимаясь его различными видами или активно болея за своих кумиров. Кого привлекает политическая борьба, для тех работает "бесплатная непрерывная телешкола тактического мышления" с широким набором "учебных" программ: от парламентских дискуссий до репортажей со стихийных митингов. Любители детективов, исторических и военных романов найдут в лучших образцах этого рода литературы эффективный практикум по тактике. Питающим страсть к теории Аналитикам и Синтезаторам может оказаться полезным знакомство с более серьезной, научной литературой, например, с книгами Владимира Лефевра "Алгебра конфликта" и "Конфликтующие структуры". Короче, тактическими находками и промахами наполнено все окружающее нас социальное пространство и время; надо лишь научиться, используя определенные инструменты (особые вопросы, категории анализа и пр.), настраиваться на "тактическую волну" для пополнения вашего личного опыта из общечеловеческих кладовых мудрости.

 

Учитесь маркетингу

 

Тот, кто занимается цивилизованным бизнесом, знает (или, по крайней мере, должен знать) о маркетинге несравнимо больше, чем будет сказано ниже. Поэтому грамотные предприниматели могут пропустить этот раздел.

Мы же обращаемся к людям, далеким от предпринимательства, поскольку считаем, что в условиях рыночной экономики каждому не помешают хотя бы общие представления о принципах поведения на рынке. Особенно тем, кто решил овладеть прагматическим стилем мышления, ибо Прагматик, по существу своему, "рыночник". Таким образом, речь пойдет о маркетинге как философии рыночного поведения, а не как профессиональной деятельности или функции менеджмента.

Под этим углом зрения настоящий рынок образует взаимодействие трех главных элементов: свободных производителей, свободных потребителей и свободной конкуренции. Совершенно необходимо, чтобы производители и потребители обладали свободой выбора в бесконечной рыночной карусели удовлетворения потребностей друг друга.

Отсюда самое разорительное - эффективно, на высоком профессиональном уровне делать то, что никому, кроме вас, не нужно. Следовательно, хорошо бы знать потребности людей и в своей деятельности ориентироваться на их удовлетворение, - занимаетесь ли вы высокой наукой, искусством или скупкой подержанных вещей. Если вам удается точнее определить и лучше удовлетворить потребности людей, чем это делают конкуренты, то именно ваши товары и услуги будут пользоваться длительным спросом у потребителя.

Обмен на рынке должен быть взаимовыгодным. Ищите своего потребителя, привлекайте его внимание к вашему товару, пробуждайте интерес и, наконец, формируйте новые потребности, но помните об ответственности производителя перед обществом. Прежде всего моральной ответственности в тех сферах, которые не защищены законом. Маркетинг не учит руководителей телевидения даже в случае финансовых затруднений предоставлять эфирное время для рекламы сомнительного спирта "Royal"; маркетинг не оправдывает ректоров, разрешающих ради пополнения скудного бюджета торговать на территории вузов спиртными напитками, как и учителей, берущих с родителей немалые деньги за приобщение их детей к "последним" достижениям средневековой астрологии. Этика и экономика, также как стили мышления и мораль, относятся к разным измерениям человеческого поведения; их не следует смешивать и подменять в рассуждениях одну оценку другой. Мы повторяем это еще раз для тех, кого маркетинговый подход Прагматика привлекает своей результативностью и одновременно отпугивает моральным релятивизмом. В конце концов, рынок был создан для человека, а не человек для рынка. Обратная ситуация великолепно изображена в сатирической повести Веркора и Коронеля "Квота, или "Сторонники изобилия''".* Ее вполне можно использовать как занимательное пособие по этике бизнеса, которое поможет особенно щепетильным сохранять моральную чистоту в процессе освоения рыночного мышления.

* Веркор и Коронель, Перек Ж., Кюртис Ж.-Л., Ремакль А. Французские повести. М.: Правда, 1984, с. 19-222.

Еще один важный аспект маркетингового подхода связан с принципом, сформулированным в афористической форме X. Маккеем: "Дело не в том, сколько это стоит. Дело в том, сколько за это готовы заплатить".

Как известно, реальная цена товара на рынке определяется соотношением спроса и предложения, а не его абсолютной ценностью. Проблема в том, что большинство из нас, за исключением, пожалуй, Прагматиков, создавая любую продукцию, склонны фиксироваться как раз на ее абсолютной ценности. Психологически это объясняется довольно просто: чем больше мы тратим сил и средств на создание какого-то продукта, тем большую ценность мы склонны ему приписывать. Подобная позиция "производителя" мешает ему стать хорошим "продавцом", создавая ложные ожидания в отношении поведения возможных потребителей и лишая его коммерческой гибкости.

Люди платят деньги за товар, позволяющий удовлетворить их потребности, а не за ваши усилия по решению проблем, связанных с производством товара. Поэтому, прежде чем создавать что-то на продажу, следует поинтересоваться, сколько люди готовы вам заплатить, и уже исходя из полученной информации принимать решение - создавать или не создавать данный продукт.

Конечно, если ваши затраты значительно меньше цены, за которую можно продать определенный продукт иди услугу, вы не будете долго колебаться. Но даже тогда, когда затраты столь высоки, что работа оказывается бесприбыльной или убыточной, не следует сразу отказываться от идеи, особенно если уже часть пути пройдена. В подобной ситуации Прагматик попробовал бы найти выход, действуя как маркетолог (часто не имея представления о том, что такое маркетинг!). Вот почему мы советуем желающим развить прагматический стиль, познакомиться с маркетингом хотя бы на уровне научно-популярной литературы.

 

Попробуйте себя в роли несерьезного человека

 

Это упражнение прежде всего для тех, кто слишком серьезно относится к себе, своим идеям и планам, собственному предназначению в жизни. И если Аналитики и Реалисты, прочитав наши предложения, возмутятся и назовут их бредом сивой кобылы, мы будем рады, что попали в точку.

Начните с выполнения самых простых, раскрепощающих заданий.

Нарисуйте на себя карикатуру и повесьте на видное место дома или в кабинете.

Сочините бессмысленный, дурацкий текст на мотив известной пластинки и распевайте (если это не мешает другим) свой "гимн" за работой или другими занятиями.

На вечеринке или в турпоходе смело присоединяйтесь к хору и пойте как можно громче, даже если начисто лишены слуха и не знаете ни одной песни до конца.

Станьте буйной лошадкой для ваших внуков, детей, племянников или соседских детей. Попробуйте скакать, ржать, думать как лошадь.

Перестаньте (на некоторое время) работать в выходные дни, освободите вечера для развлечений. И развлекайтесь!

Когда вы отведаете хотя бы часть "блюд" из предлагаемого "меню несерьезного человека", возможно, дополнив его другими "глупостями" на свой вкус, и обнаружите, что земля не разверзлась под ногами, солнце светит по-прежнему ярко (может быть, ярче?), а дела идут совсем неплохо, - все готово для того, чтобы сделать более серьезные шаги к несерьезности.

Поройтесь в своих личных сбережениях и купите что-нибудь "не по средствам", например, подарок супруге или супругу. Причем ваше приобретение не должно носить утилитарного характера; дорогие французские духи или "шедевр" неизвестного художника скорее подойдут для этой цели, чем пылесос или запасные автопокрышки. Какая бы ни была реакция на вашу покупку, не позволяйте себе отрицательных эмоций. Сведите все к шутке.

Вам приходится сидеть на важных, серьезных совещаниях? Прекрасно. Вспомните, неужели у вас ни разу в середине долгого "сидения" не возникало какой-нибудь абсурдной, нелепой или смешной идеи в связи с происходящим? В следующий раз, когда у вас появится такая идея, не дайте ей погибнуть. Сформулируйте ее так, чтобы минимизировать шок присутствующих, и выскажите вслух. В случае чего, отшутитесь. Но не слишком удивляйтесь, если вдруг ваше несерьезное предложение окажется самым стоящим из всего предложенного за весь день.

Вы взяли на себя непомерно трудную работу и не укладываетесь в срок. Вместо ночных бдений с литром кофе и пачкой сигарет попробуйте на сей раз другой вариант. Вспомните о подходе "и так сойдет" и попробуйте уложиться в сроки, изменив вашей обычной фундаментальности и тщательности. Или открыто заявите, что вы не сможете выполнить работу в намеченный срок, и спокойно обсудите с начальником возможный выход из создавшегося положения.

Стоп. Мы вовсе не собираемся учить вас работать спустя рукава и не пропагандируем безответственность. Ведь это упражнение, пусть не совсем обычное. Его цель - помочь вам осознать ценности, отличные от ваших. В конце концов, представьте, что в вашем распоряжении осталось всего три дня и дальше уже ничего не будет! Чему вы посвятите это время? Написанию плановой статьи или составлению годового отчета? Общению с близкими людьми? Жесткий вопрос, но его необходимо иногда задавать себе. Кто-то скажет: все это вздор, только репутацию потеряешь, следуя вашим советам. Не будем спорить, ибо с вашей "непрагматической" точки зрения вы абсолютно правы. Хотя постойте: это ведь вы хотели приблизиться к Прагматикам? Делайте ваш выбор.

 

МЕЛОЧИ НЕ ИГРАЮТ РЕШАЮЩЕЙ РОЛИ, ОНИ РЕШАЮТ ВСЕ

 

Любой истинный Аналитик не отказался бы начертать в качестве девиза на своем гербе этот вынесенный в заголовок управленческий афоризм Харви Маккея.

Внимание к мелочам не есть мелочность. Да и сами мелочи, которых поклонники иных стилей мышления не хотят замечать или вовсе не способны заметить, открываются Аналитику в процессе упорной, кропотливой работы, а не выискиваются специально с целью досадить окружающим. "Дробление" реальности на атомы" и "молекулы" - результат действия беспощадной, неумолимой рациональности Аналитика, заставляющей его в поисках наилучшего решения проверять каждую клеточку полной логической комбинации факторов. "Вина" Аналитиков лишь в том, что они считают свой подход универсальным и не имеющим альтернатив, что, впрочем, присуще всем нам в отношении собственных подходов.

Однако есть ситуации, где, при прочих равных условиях (уровень интеллекта, общая и профессиональная подготовка, жизненный опыт и т.д.), чрезвычайно трудно составить конкуренцию Аналитикам. Как вы уже знаете, это ситуации, допускающие применение строгих формально-логических и систематических процедур и, что немаловажно, свободные от эмоций и дефицита времени. В данном случае конкретизировать их было бы удобнее не через описание примеров поведения реальных Аналитиков, а посредством определения типичных задач, для решения которых аналитический стиль мышления подходит как нельзя лучше.

1. Систематизация данных: составление картотек, файлов, библиографии и т.п. в точном соответствии с существующими стандартами.

2. Планирование: составление на основе достаточно абстрактных идей детально разработанных бизнес-планов, учебных планов, сетевых графиков, технико-экономических обоснований научных и инженерных проектов, заявок на финансирование и пр.

3. Информирование: составление различного рода справочной и отчетной документации (финансовых, статистических, научных отчетов, справок работы комиссий и т.д.).

4. Контроль и коррекция: проведение ревизий, вычитывание и сверка подготавливаемых к печати материалов.

5. Нормирование: составление должностных инструкций, нормативных актов и другой аналогичной документации.

6. Максимизация: поиск наилучшего решения на основе сравнительного анализа полной группы вариантов при условии использования объективных, допускающих числовое выражение критериев.

7. Вспомогательные мероприятия по обеспечению надежности. Их спектр весьма широк: от надписания четким почерком полного адреса на почтовой корреспонденции и увязывания багажа прочнейшей веревкой - до непреклонных требований соблюдения сотрудниками лаборатории техники безопасности и отстаивания конструктором десятикратного запаса прочности предлагаемого узла парогенератора.

Эффективное решение перечисленных задач несомненно требует применения стратегий, умений и навыков Аналитика: основательности, методичности, структурированного планомерного анализа данных, последовательности, тщательности и дотошности, выносливости, терпения, бесстрастности и ровности в работе, уважения статус-кво.

Аналитики, кстати говоря, достаточно адекватно соотносят собственные достоинства с релевантными задачами и, вероятно, поэтому не желают делегировать свои полномочия и поручать другим их решение. Они отлично знают, кто и в каких ситуациях может проявить небрежность, неосторожность, беспечность, поспешность и опрометчивость. И когда Аналитики не хотят уступать претензиям и требованиям тех из нас, кому дороги совершенно иные подходы и методы решения "аналитических" задач, мы должны не соперничать с ними, а благодарить судьбу за то, что они оказались рядом в критический момент. Если кому-то кажется, что его идеи в "аналитической" обработке теряют смелость, оригинальность, широту и человечность, ничего не остается, как самому освоить главные средства из стратегического арсенала Аналитика и дозировать их по своему усмотрению. Это хоть как-то убережет от краха тех не-Аналитиков, кому часто приходится сталкиваться с решением указанного выше класса задач.

 

СТАТЬ АНАЛИТИКОМ НЕ ПРОСТО

 

Несмотря на простоту предлагаемых упражнений, а они, без сомнения, самые простые из всех приведенных в этой книге, вам понадобится известная сила воли, чтобы справиться с ними.

 

Изучайте "аналитические" дисциплины

 

В круг таких дисциплин входит статистика, исследование операций и теория принятия решений,' теория систем, логика, бухгалтерский учет и управление финансами и прочие, столь же "веселенькие" предметы Значит, вам просто необходимо познакомиться хотя бы с частью из них. Особенно тем, кто получил гуманитарное образование.

Главная цель упражнения - ощутить на собственном опыте удовлетворение и преимущества, получаемые Аналитиками от контроля за параметрами среды, внесения порядка и структуры в повседневность. Самый простой способ приобщиться к "аналитической" премудрости - почитать хорошие книги. Позвольте дать несколько советов.

Открыть для себя прелести статистической картины мира вам помогут:

1. Спрент П. Как обращаться с цифрами, или статистика в действии: Пер. с англ. Минск: Высш. шк., 1983.

2. Дайменд С. Мир вероятностей: Статистика в науке: Пер. с англ. М.: Статистика, 1970.

3. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-стати-стические методы экспертных оценок. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статистика, 1980.

Системный анализ, исследование операций и принятие решений станут для вас ближе и понятней после чтения:

1. Гиг Дж., ван. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн.: Пер. с англ. М.: Мир, 1981.

2. Черчмен Ч.У., Акофф Р., Арнофф Э. Введение в исследование операций: Пер. с англ. М.: Наука, 1968.

3. Райфа Г. Анализ решений (введение в проблему выбора в условиях неопределенности): Пер. с англ. М.: Наука, 1977.

С логикой вас, возможно, подружат книги:

1. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

2. Уемов А.И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М.: Госполитиздат, 1958.

3. Петров Ю.А. Азбука логического мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Что касается литературы по бух. учету и управлению финансами, то здесь каждый должен выбрать литературу в соответствии с собственными интересами и узкой специализацией. Финансовый, налоговый и правовой хаос, в условиях которого мы пишем эту книгу, не позволяет рекомендовать вам нечто "по-аналитически" устойчивое и надежное. Для тех, кто далек от финансовой сферы и ни разу не держал в руках литературу по данной тематике, можно, пожалуй, посоветовать полистать маленькую книжечку, вышедшую в серии "Книжная полка NatWest по малому бизнесу": Лембден Дж., Таргет Д. Финансы в малом бизнесе - практический подход: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, Аудит, 1992. Даже если вы не занимаетесь никаким бизнесом, просмотрите эту и, по возможности, другие книги серии NatWest, когда она будет продолжена издательством "Финансы и статистика".

Естественно, что составленная библиография отражает наши субъективные пристрастия и не является ни законченной, ни обязательной. Однако свою задачу мы видели в том, чтобы через указание конкретных книг определенных авторов задать должный уровень глубины и доступности изложения достаточно сложных вещей. Ориентируясь на этот уровень, будет гораздо легче выбрать из моря литературы по затронутым темам те публикации, которые скорее привлекут и заинтересуют вас, чем отпугнут.

Мы также не рассчитываем на то, что вы прочитаете все до конца из предложенного нами списка. Хотя кому-то, вероятно, выбранный уровень изложения покажется несерьезным. Что ж, попробуйте что-нибудь более фундаментальное. Остальным рекомендуем сначала просмотреть побольше книг, почитать отдельные места и выбрать наиболее привлекательную и понятную вам работу. Читайте, пока хватит сил. Когда надоест, возьмите другую книгу. Королевского пути в Аналитики нет.

От того, насколько у вас хватит сил и терпения, будет зависеть результат. Как минимум, вы начнете уважать и лучше понимать аргументацию и "аналитический" язык в целом, бывший для вас ранее одним из "мертвых" языков. Наградой за большее усердие может стать желание применить на практике полученные знания, а затем - углубить и расширить их. В таком случае, не удивляйтесь, если в качестве "побочного" эффекта у вас вдруг появится желание навести порядок на рабочем месте, систематизировать бумаги и письма, составить по всем правилам каталог вашей библиотеки или завести приходно-расходную книгу для контроля за ведением домашнего хозяйства. Бр-р-р! Кого подобные изменения пугают, еще не поздно вернуться к "легкой" жизни.

 

Вырабатывайте иммунитет к количественному подходу

 

Лет пятнадцать тому назад одному из нас, тогда еще молодому аспиранту кафедры психологии, было поручено заняться подведением итогов социалистического соревнования в педагогическом институте. Эта общественная работа оказалась не такой уж бесполезной в плане приобретения личного опыта и даже, в известном отношении, интересной.

Проблема заключалась в разработке системы более или менее объективных критериев для сравнения достижений малосравнимых или абсолютно несравнимых факультетов и кафедр между собой. Такие "системы" росли, как грибы после дождя, и включали в себя ужасную смесь столь же несопоставимых данных об участниках соревнования: от количества защищенных за год докторских диссертаций до количества дежурств преподавателей в студенческом общежитии и от числа студентов, сдавших сессию с первого захода, до их успехов на осенних полевых работах. Изобретались хитроумные правила введения весовых коэффициентов, чтобы совместить несовместимое. Между прочим, по этой теме были написаны тысячи статей, сотни инструктивных писем и брошюр, защищено немало диссертаций, среди которых, кажется, были и докторские.

К чему эти воспоминания, спросите вы? А вот к чему. Перед нами превосходный пример попыток количественно (то есть через число) оценить качество работы людей, труд которых связан не с выплавкой чугуна (в тоннах) или валкой леса (в кубометрах), а с созданием интеллектуальной продукции, не имеющей, как известно, общепринятых единиц измерения.

Любопытно, что даже во времена "всеобщего одобрения" соцсоревнования постоянно приходилось сталкиваться с негативным отношением части людей (и не малой) к использованию числовых оценок для подведения его итогов. Причем автору этих "воспоминаний" - профессиональному психологу - уже тогда было ясно, что большинство возражений членов комиссии по подведению итогов соцсоревнования легко группировались в несколько классов реакций, соответствовавших хорошо известным в психологии типам личности.

Если пользоваться принятой здесь терминологией, то от Идеалистов приходилось постоянно слышать, что "такой подход не применим к нашей работе. Мы готовим учителей, воспитателей подрастающего поколения, а не добываем уголь. Не всегда больше - лучше. Ваши цифры ничего не говорят о нравственной атмосфере на факультете, творчестве, а главное - человека-то из-за этих цифр не видно!". Критика Синтезаторов обычно сводилась к следующему: "У вас нет никакой теории и поэтому вы зашли в тупик, доведя число критериев до 48! Это явно указывает на искусственность всех ваших построений. Нужна принципиально новая модель работы вуза и его структурных единиц". Возражения Прагматиков и Реалистов были самыми короткими и определенными: "Все это слишком сложно и отнимает уйму времени". И, пожалуй, только Аналитиков устраивали, в целом, громадные бумажные "простыни", сплошь покрытые цифрами. Если и были замечания с их стороны, они сводились либо к добавлению еще одного цифрового показателя, либо к уточнению уже существующих.

Вероятно, в каждой из этих критических оценок есть доля истины. Дело, однако, не в справедливости или несправедливости критики какой-то системы критериев подведения итогов соцсоревнования, а в феномене принципиально негативного отношения к количественному подходу и числовым характеристикам качества со стороны большой и разнородной группы людей, исключая Аналитиков. Последние, наоборот, ценят такой подход, а значит, тем, кто всерьез намерен освоить аналитический стиль, придется подружиться с числами и формулами.

С чего начать? - С чтения. - Опять?! - Да, поскольку для Аналитика, в том числе и "будущего", чтение должно составлять обычное, полезное и приятное занятие. К тому же мы не предлагаем вам читать справочник по инженерно-техническим расчетам тепловых сетей или учебник по высшей математике. Следует выбрать книги по тем областям знания, где использование чисел и продуктивных, вычислительных формул маловероятно и скорее вызывает протест и критику, чем одобрение. Позвольте вам помочь.

Для тех, кто любит поэзию и интересуется лингвистикой, неплохим началом будет знакомство с книгой А.П.Журавлева "Звук и смысл", вышедшей в издательстве "Просвещение" двумя изданиями - в 1981 и 1991 годах.

Любителям литературоведческого анализа художественной прозы можно порекомендовать книгу С.М.Соловьева "Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского", выпущенную издательством "Советский писатель" в 1979 году.

О попытках "проверить алгеброй гармонию" поклонники различных искусств узнают из сборника переводов "Семиотика и искусствометрия" (Издательство "Мир", Москва, 1972).

Тем, кто увлекается психологией, но представляет ее, к сожалению, как свод полезных советов на все случаи жизни (от поведения в постели до отношений с начальником) или как метод гадания по тестам, нелишне заглянуть в одну маленькую книжечку: Лефевр В.А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

Пожалуй, в качестве ориентиров достаточно. При желании вы сможете самостоятельно найти аналогичную литературу сообразно своим интересам, от биологии до социологии. Читая, постарайтесь понять, зачем тому или иному автору понадобилось что-то считать или строить математические модели там, где другие просто описывают факты, события, проблемы и решения обычными словами. Помогли ли вам чьи-то подсчеты и формулы лучше (или иначе) представить предмет анализа? Убеждают ли вас приводимые авторами цифры в правоте их позиций и правильности выводов? С чем вы не можете согласиться? Впрочем, критику приберегите на десерт; сначала пробуйте найти оправдание

применению математических моделей и расчетов в тех работах, с которыми познакомитесь.

Возможно, вы и сами захотите применить математику в жизни и работе чуточку шире, чем делали раньше Это было бы великолепно! А главное, у вас нет причин отказываться, если, выполняя предыдущее упражнение, вы познакомились с формальными процедурами принятия решений и методом экспертных оценок. Ради чего, скажете вы, затевать всю эту возню с цифирью, когда дела и так идут хорошо? Пусть дополнительным аргументом послужат несколько наблюдений бывшего участника процедуры подведения итогов соцсоревнования. Самые ярые нападки и многословные возражения против цифровых показателей раздавались со стороны тех, чье субъективное мнение, не подкрепленное доступными проверке фактами, расходилось с количественной оценкой работы того или иного подразделения института. Кто-то, видя, что цифровые данные подтверждают желаемый итог, вдруг обнаруживал безмерное уважение и даже любовь к числам, хотя в прошлый раз обрушивался на них с критикой. Наконец, когда члены комиссии осознавали, что "уж полночь близится", а перекричать друг друга так и не удалось ни одной из сторон, они как-то сразу успокаивались и обращались к сравнению количественных оценок как последнему средству принять решение.

Не зря говорят о магии чисел. Число, как абстракция весьма высокого уровня, одновременно и притягивает к себе людей, и отталкивает, вызывает страх. Задача тех, кто питает интерес к анализу, состоит в том, чтобы увеличить долю первого и уменьшить вес второго члена этой "пропорции".

 

Приучайте себя к сбору исчерпывающей информации

 

Вопрос для тех, кто не знает или забыл комбинаторику: сколько различающихся комбинаций можно получить из пяти букв: А, Б, В, Г, Д? Когда вы, проклиная нас, выпишите их все, при условии полной уверенности в том, что ни одну не пропустили, подумайте над двумя вещами. Знатоков комбинаторики приглашаем присоединиться к нашим размышлениям.

Во-первых, не поражает ли вас тот факт, что из столь малого числа элементов можно получить столь большое число их комбинаций? Нас это, откровенно говоря, даже иногда пугает, несмотря на знание комбинаторики, и вот почему. Когда мы принимаем практические решения, в семье или на работе, чаще всего мы совершаем классический выбор из двух альтернатив. Неужели большинство наших жизненных ситуаций столь просты, что могут быть описаны соотношением двух элементов? Верится с трудом. А если таких элементов три, то при осознании этого факта нам придется выбирать уже из шести вариантов! Напрашивается грустный вывод: многие решения мы принимаем "впотьмах", используя ничтожную информационную базу, потому что не хотим (или не можем) увидеть все поле возможных решений. Несомненно, люди различаются по желанию и возможностям максимизировать информационную базу принятия решений. И Аналитики здесь занимают первое место.

Во-вторых, тем, кто решал нашу задачу, не опираясь на комбинаторику, пришлось попотеть, особенно при проверке полноты составленных комбинаций. Если бы вы обладали нужными для решения этой задачки знаниями, ответ был бы найден быстро и с абсолютной уверенностью в его правильности. Мораль: мало одного желания иметь исчерпывающую информацию для принятия решений; необходимо научиться находить источники информации, получать к ним доступ и эффективно извлекать требующиеся сведения. И тут Аналитики идут впереди всех остальных.

Сравняться с Аналитиком в искусстве сбора информации нелегко. Начинайте с самых простых вещей как в вашей профессиональной деятельности, так и в сфере увлечений, отдыха, быта.

Наведите порядок в вашей записной книжке. Вычеркните устаревшие сведения, внесите необходимые уточнения и дополнения. Постарайтесь это делать систематически.

Знаете ли вы, почему именно так названа улица, на которой вы живете или работаете? Когда она получила свое название и переименовывалась ли она? Если нет, соберите всю необходимую для ответа на вопросы информацию.

Какими справочными изданиями вы пользуетесь в своей работе и быту? Есть ли другие аналогичные издания, которыми вы не пользуетесь? Почему? Попробуйте их найти и хотя бы просмотреть.

Читая книгу, обращаете ли вы внимание на примечания, комментарии, предисловия и послесловия? Если нет, "исправьтесь" и воспользуйтесь проявленной о вас заботой автора.

Вероятно, у вас есть любимый писатель, художник, ученый. Попробуйте собрать, соразмерив ваши возможности, максимум объективной, достоверной информации об этих людях.

Если у вас есть домашняя библиотека (или коллекция пивных кружек), но нет каталога, составьте его по всем правилам. При необходимости проконсультируйтесь со специалистами.

Что вам известно из области права: гражданского, трудового, уголовного и т.д.? Пополните свои знания в наиболее важных для вас областях.

Вы собрались купить холодильник, компьютер или акции какого-то предприятия. Соберите как можно больше разнообразной информации об интересующем вас товаре. От нескольких десятков параметров, по которым вы станете сравнивать между собой имеющиеся в продаже модели персональных компьютеров, у вас, возможно, голова пойдет кругом. Сохраняйте спокойствие, помните, что это только упражнение. В данном случае никаких бед избыточная информация вам не принесет. К тому же вы всегда можете получить консультацию у специалиста. Зато вы лучше осознаете свои потребности и убережетесь от импульсивной, необдуманной покупки. Постепенно в каждой области принятия решений у вас сложится полная группа релевантных критериев.

Если ваш начальник - Аналитик (что случается довольно часто), вы можете серьезно преуспеть в овладении мастерством сбора исчерпывающей информации а заодно и в улучшении ваших с ним отношений Как только вам будет поручено подготовить какое-то предложение, составить план или проанализировать отчет, выясните предельные сроки выполнения задания и в рамках отпущенного времени постарайтесь собрать максимум имеющих отношение к делу данных и использовать их в работе. Возможно, вы впервые порадуете своего шефа вашим рвением. А если на первый раз у вас останутся "лишние детали", попросите совета у шефа, и он вряд ли откажет себе в удовольствии помочь вам стать "настоящим человеком".

Два замечания. Очень важно любое упражнение не бросать на полпути. Доводить начатое дело до конца - значит поступать в лучших "аналитических" традициях.

Однако, если выполнение какого-либо из этих заданий (или аналогичных им) упражнений нарушает ваши жизненные планы, создает серьезные помехи в работе из-за перегрузки избыточной информацией, следует немедленно остановиться и скорректировать прием "аналитических процедур" в соответствии с вашими возможностями. Нам не хотелось бы, чтобы с вами случилось то, что произошло с бортовым компьютером космического корабля "Ариель" из известного рассказа Станислава Лема "Ананке".* Запрограммированный человеком с болезненной манией предусмотреть все возможные осложнения, которые могут произойти при посадке, компьютер сам себя заблокировал, требуя от систем корабля все больше данных в единицу времени по мере его приближения к поверхности Марса. Занятый обработкой огромного массива информации, компьютер уже не мог принимать решения в режиме реального времени, иначе говоря, оглох и ослеп, что привело к трагической катастрофе. У вас есть преимущество перед компьютером - ваш стиль мышления, отличный от аналитического. В известных пределах он защитит вас от информационной перегрузки, но одновременно будет служить препятствием на пути освоения навыков чуждого ему стиля. Выполняя упражнение, вам придется перейти с режима автоматического управления работой интеллекта на ручное (выключить на время интеллектуальный "автопилот"), чтобы усвоить непривычную стратегию. Будьте внимательны, руководствуйтесь здравым смыслом.

* Лем С. Следствие: Повести и рассказы.: Пер. с польск. Л.: Лениз-дат, 1990, с. 159-212.

 

Учитесь картированию ситуаций

 

Мы просто отсылаем вас, как это сделали бы сами Аналитики, к соответствующей литературе, указанной ранее на страницах этой книги (см. сноски на с. 122 и с. 144). Не удивляйтесь тому, что часть книг рекомендована ранее для ознакомления с методами инвентаризации ресурсов - типично реалистической стратегии. Здесь нет противоречия, ибо картирование ситуации широко используется в качестве эффективного средства инвентаризации ресурсов. К тому же, анализ и учет ресурсов - один из моментов общности Аналитиков и Реалистов.

Читайте, выбирайте наиболее близкие вам способы и методы и внедряйте их в вашу деятельность. Каждый сможет найти то, что лучше соответствует его стилю мышления и характеру занятий. Идеалистам и Прагматикам, гордящимся - по праву - своей коммуникабельностью и гибкостью в отношениях с людьми, советуем обратить особое внимание на эффективность таких инструментов (само)организации, как схемы коммуникаций, сетевые графики и карты рабочего дня. Не опасайтесь отрицательного влияния на вашу открытость, доступность для других и обаяние. Эти аналитические инструменты только подчеркнут присущие вам достоинства и помогут использовать ваши огромные, но все же ограниченные ресурсы более целенаправленно и рентабельно. Кому, как не Прагматикам, попробовать?

 

Развивайте навыки корректора

 

Читайте как корректор все, что выходит из-под вашего пера или пишущей машинки (пишите ли вы письмо другу или объяснительную записку по поводу опоздания на работу). Обязательно внимательнейшим образом прочитывайте все, что вам возвращает машинистка после перепечатки, будь то отчет о работе или статья в газету. Привыкайте проверять, желательно дважды, любые ваши расчеты и вычисления, сколь скучной и непривлекательной ни показалась бы вам эта работа.

Если вы из тех, кто от таких занятий начинает неудержимо зевать, теряет концентрацию внимания и утрачивает контроль над собой, - упражнение рассчитано прямо на вас.

Устанете от "корректорского" чтения своих произведений - переключитесь, для разрядки, на чтение чужих. Подойдет любая, изданная в последние год-два книга: сентиментальный роман, эротика, крутой детектив, фантастика. Условие одно: книгу выпустило издательство, обуреваемое желанием как можно быстрее заработать, оседлав волну спроса на определенного автора.

Кому опостылит выискивать опечатки, перейдите на аналитическое чтение. Здесь лучше обратиться к классике. Вполне подойдет "Евгений Онегин" с комментариями Н.Л. Бродского и Ю.М. Лотмана. Читайте, вдумываясь в каждое слово, каждую фразу. Задача - понять, почему Пушкин написал именно так, а не иначе, и что он хотел сказать. Такое чтение, помимо удовольствия, принесет вам практическую пользу. Известно, что люди, склонные к быстрому чтению (целыми предложениями и даже абзацами), обычно являются плохими корректорами и контролерами. Подход Аналитика требует, чтобы вы уделяли внимание каждому слову (а иногда каждой букве или цифре). Аналитическое чтение поможет вам приблизиться к традиции Аналитика.

Однако главным объектом ваших усилий должна быть собственная продукция. Проверяйте и перепроверяйте ваши тексты и расчеты. Через некоторое время, возможно, вы не сможете без содрогания подумать, насколько небрежной и неряшливой выглядела ваша прежняя продукция в глазах других людей. Как только это случится, смело поздравьте себя с успехом.

 

Учитесь концентрировать внимание на ограничениях

 

Исключительно полезное упражнение прежде всего для Идеалистов и Прагматиков, поскольку и тем, и другим свойственно мнение, будто для выполнения любой работы достаточно благих намерений и запаса энергии. Хотя, конечно, между ними существуют различия в том, какие намерения считать "благими" и что значит "выполнить" работу.

Составьте для себя памятку с перечнем вопросов следующего содержания:

1. Каковы крайние сроки завершения данной работы?

2. Какими ресурсами (людьми, оборудованием, материалами, финансами) я располагаю на данный момент?

3. Достаточно ли этих ресурсов для выполнения данной работы в установленные сроки?

4. Что (кто) может помешать выполнить данную работу должным образом?

Эти четыре основные вопроса, которые могут быть дополнены другими или видоизменены в соответствии со спецификой ваших занятий, лучше поместить там, где они будут постоянно попадаться вам на глаза: на столе под стеклом, в "ежедневнике" и прочих заметных местах.

Постарайтесь почаще задавать себе подобные вопросы и, конечно, честно отвечать на них, независимо от того, собираетесь ли вы купить кому-то дорогой подарок, затеваете крупномасштабное научное исследование или хотите взять ссуду в банке на приобретение кирпичного завода "Унитрон". Возможно, ответы на них помогут хотя бы на время снять розовые очки и посмотреть на мир бесстрастными глазами Аналитика. Совмещение различных точек зрения никому еще не повредило. Надеемся, что и вам "аналитический" опыт пойдет на пользу.

 



Перейти на страницу:"содержание" (продолжение)

Координация материалов. Экономическая школа

Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru