Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




                ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

                        (consumer rationality or economic rationality)

 

                     

 

 

АНТОН. А все-таки, как ты это понимаешь - рациональное поведение?

ИГОРЬ. Рациональность, если я, например, увлекаюсь музыкой, состоит в том, чтобы посещать концерты хороших музыкантов, подобрать и приобрести богатую фонотеку, иметь воспроизводящую и записывающую технику высокого качества и т. д. Иррациональность в данном случае может состоять, например, в том, что свой интерес к музыке я буду пытаться удовлетворять частым посещением плавательного бассейна.

БАРБОС. Ничего не могу возразить - яркий пример, даже слишком.

АНТОН. Ты хочешь сказать, что рациональность - это такое поведение, которое приводит к наиболее полному удовлетворению, или к максимуму полезности?

ИГОРЬ. Совершенно верно. Речь идет о наиболее эффективном способе удовлетворения моей субъективной цели.

БАРБОС. Мне нужно подумать. А служу ли я своим собственным интересам, когда хочу угодить своему хозяину?

 

КТО НА РЫНКЕ ХОЗЯИН?

 

Но присмотримся, читатель, внимательнее к поведению производителей: каким образом, откуда они получают указание о том, какие товары и в каких количествах производить. Как мы знаем, для производителя, работающего в условиях рыночной экономики, целью является получение прибыли. В этих условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей затраты на производство этого товара. Здесь-то и происходит апелляция производителя к потребителю как к "высшей и последней инстанции", оценивающей работу производителя. Отдал потребитель за товар свои кровные денежки, да причем столько, чтобы покрыть затраты, - производитель получает прибыль и деятельность его признается успешной. Не купил потребитель предлагаемый товар - производитель разоряется и, значит, он лишь попусту переводил ресурсы.

Конечно, отдельный потребитель, как правило, не столь силен, чтобы вынести приговор производителю. Этот приговор (будь то оправдательный или обвинительный) - общее решение потребителей. Однако для вынесения приговора потребители не собираются вместе, заслушивая прокурора и адвоката. Каждый из потребителей принимает личное, самостоятельное решение, а в подтверждение ответственности этого решения отдает производителю за понравившийся товар некоторое количество "голосов" (рублей, долларов и т. д.). Собрав все попавшие к нему голоса, производитель может сам увидеть, насколько его деятельность признается успешной и каким образом ему следует вести себя в дальнейшем.

Сказанное выше, конечно же, относится не только к производителям потребительских товаров, но в равной мере и к производителям сырья и средств производства. Ведь производство нефти или, например, карусельных станков не может являться самоцелью. Функции этих продуктов сводятся в конечном счете к возможности их применения для производства товаров, удовлетворяющих запросы потребителя и, следовательно, имеющих шанс быть проданными ему. Таким образом, нефтяные промыслы и станкостроительные заводы приводятся в движение чьими-то желаниями послушать музыку, припудрить нос или выпить чашку горячего кофе.

По этой причине экономисты говорят о суверенитете потребителя (от фр. souverain - носитель верховной власти). Суверенитет потребителя состоит в его способности воздействовать на производителя описанным выше способом.

Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора.

 

Вообще говоря, свобода в той или иной степени ограничивается в любом обществе (так, везде запрещены производство и продажа наркотиков). Не дело экономистов советовать обществу, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Однако экономисты должны предупредить общество, что ограничение свободы выбора - весьма опасное оружие, которым нужно пользоваться очень осторожно, полностью отдавая себе отчет о неизбежных последствиях его применения. (Экономическая школа. Лекция 11. Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя).

 

 

Т. Скитовски. Суверенитет и рациональность потребителя :

Большая часть человечества лишена многих удовольствий в жизни из-за недостатка опыта и навыков их восприятия, и этот недостаток знаний для большинства является результатом бедности. Хотя многом, особенно в богатых странах, не удается приобрести навыки потребления, и не из-за отсутствия средств или благоприятных возможностей, а потому, что боль, получаемая при выработке таких навыков, видится им издалека более значительной, чем удовольствия, которые им станут доступны в результате овладения этими навыками. Большинство из тех, кто приобретает навыки потребления, делают это еще в детстве, как часть общего образования; их приобретение является частью обязательной программы домашнего обучения. Обладая такими навыками, позже они обычно оценивают это: у них большие способности в восприятии музыки, чтения, искусства, они активно занимаются спортом и т. д. Оглядываясь назад, они понимают, что не зря потратили время и усилия — в результате эти удовольствия стали им доступны. Из этого мы делаем заключение, что нежелание учиться приобретать какие-либо навыки, если есть такая возможность, в большинстве случаев — нерациональное решение.

 

Экономический человек (economic man) — предпосылка экономической теории, согласно которой индивиды действуют рационально, определяя свои цели, а затем принимают решения, которые соответствуют этим целям. Так, предприниматель устанавливает цель максимизации прибыли и корректирует объём выпуска и цену с тем, чтобы достичь этой цели, потребитель стремится к максимизации своей полезности, или удовлетворения, и покупает блага в зависимости от своих вкусов и относительных цен на них.

Трудно переоценить значение гипотезы о рациональности потребителя для экономической науки. Ведь именно на основе этой гипотезы удалось построить последовательную и непротиворечивую теорию потребления, которая и будет рассмотрена в настоящем выпуске.

Споры о реалистичности рассматриваемой гипотезы ведутся и по сей день. Действительно, в состоянии ли человек, подобно электронно-вычислительной машине, мгновенно сравнивать множество вариантов и выбирать самый предпочтительный из всех предлагаемых современной цивилизацией (да еще зачастую в условиях неполноты информации)? Не поддается данная гипотеза и экспериментальной проверке: ведь если человек следует в выборе своей индивидуальной системе предпочтений, то сторонний наблюдатель не может оценить рациональность этого выбора.

Представляется все же, что гипотеза о рациональности верно отражает главное содержание потребительского выбора - желание израсходовать свои деньги самым эффективным способом. Идеального рационального потребителя называют экономическим человеком (Homo oeconomicus). Как писал известный французский экономист и историк экономической науки Ш. Жид, "Homo oeconomicus - это скелет, но это тот скелет, который позволяет экономической науке ходить".

 

Саймон Г. А. Теория принятия решений в экономической теорий и науке о поведении. // Вехи экономической мысли. Том 2.

 

П. Милгром, Дж. Робертс Экономика, организация и менеджмент

Глава 5. Ограниченная рациональность и частная информация :

 Что касается реальных сделок, то здесь заключение и обеспечение соблюдения полного и совершенного контракта сталкивается с рядом проблем. Ограниченность предвидения, неточность языка, издержки, связанные с расчетом различных вариантов и составлением плана, — все то, что в совокупности именуется ограниченной рациональностью, — приводят к неполному учету всех возможных обстоятельств. Ваш контракт с университетом не учитывает в явной форме многие из перечисленных нами выше возможных ситуаций, и такая же неполнота присуща многим другим контрактам. В любых достаточно сложных взаимоотношениях неизбежно возникают непредвиденные обстоятельства, и в этих случаях стороны должны находить способы, позволяющие видоизменить отношения с учетом данных обстоятельств. Такие изменения порождают возможность оппортунистического поведения, включая и нарушение обязательств.

                                   Ограниченная рациональность

Реальные (а не воображаемые) люди не являются всеведущими и не обладают способностью безошибочного предвидения. Они не могут решать сколь угодно сложные задачи точно, моментально и без всяких издержек; не могут они и свободно передавать друг другу всю имеющуюся у них информацию. Вместо этого они ограниченно рациональны, и это им известно. Они сознают невозможность предвидения всех обстоятельств, которые могут оказаться важными для них, они понимают, что передача информации сопряжена с издержками и не является безупречной, так же как и ее восприятие; они знают, что найти математически оптимальное решение сложных задач им, скорее всего, не удастся. Исходя из этого, люди действуют условно рациональным образом, стараясь добиться наилучших результатов, возможных в рамках перечисленных ограничений. Кроме того, люди учатся.

 

См. также:

Асимметрия информации

Гэри Беккер. Теория распределения времени, 1965 (ВЕХИ, том 3)

Гэри С. Беккер. Экономический анализ и человеческое поведение (THESIS, 1993, вып.1)

Сторчевой М.А. Новая модель человека

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru