Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


  50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике



СКИДКА ПО СОВОКУПНОМУ ОБЪЁМУ (aggregated rebate) — торговая практика, состоящая в том, что скидки на покупки относятся не к отдельным заказам клиентов, а к общему объёму их покупок за определённый период времени. Скидка по совокупному объёму используется для поощрения в покупателях «верности» продавцу, но в то же время может привести к антиконкурентным последствиям, ибо она побуждает покупателей обращать все свои заказы к одному продавцу, избегая других, конкурирующих с ним.

 

См. политика в отношении конкуренции, ограничительная торговая практика.

 

 

ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ ПРАКТИКА (restrictive trade practice) — способы сокращения и устранения конкуренции между производителями аналогичной продукции. Примерами ограничительной практики служат исключительное дилерство, отказ в поставке, ценовое сжатие, связанные продажи, скидки по совокупному объёму, поддержание розничных цен и убыточное лидирование. В результате проведения политики в отношении конкуренции подобная практика либо запрещается совсем, либо имеет право существовать только в случае, если можно доказать, что её существование в «общественных интересах».

 

См. управление по справедливой торговле, комиссия по монополиям и слияниям.

 

 

ОТКАЗ В ПОСТАВКЕ (refusal to supply) — вид ограничительной торговой практики, при котором продавец намеренно отказывает в поставке своей продукции заказчикам с целью обеспечения исключительных торговых связей, соглашений о связанных продажах, поддержания розничных цен.

 

См. политика в отношении конкуренции.

 

ЦЕНОВОЕ СЖАТИЕ (price-squeeze) — вид ограничительной торговой практики, при которой вертикально интегрированные фирмы (см. вертикальная интеграция) способны нанести вред неинтегрированным конкурентам. Это имеет место, когда интегрированные фирмы производят и сырьё, и конечный товар, в то время как неинтегрированные фирмы производят только конечный товар и вынуждены покупать сырьё у интегрированных фирм. «Сжатие» состоит в том, что интегрированные фирмы назначают высокую цену за сырьё при продаже его неинтегрированной фирме и продают своей конечный товар по сравнительно низкой цене, что позволяет неинтегрированной фирме получать минимальную прибыль или даже влечёт к убыткам.

Подобные ситуации могут возникать также в тех случаях, когда интегрированные фирмы производят сырьё и конечные товары, а неинтегрированные — только сырьё и вынуждены рассматривать интегрированные фирмы в качестве рынка сбыта своей продукции. «Сжатие» в этом случае состоит в том, что интегрированные фирмы платят за сырьё неинтегрированным фирмам заниженную цену, что позволяет неинтегрированным фирмам получать лишь минимальный доход или делает их убыточными.

 

 

«СВЯЗАННЫЕ» ПРОДАЖИ (ТОРГОВЛЯ «НАБОРАМИ») (tie-in sales) — вид практики ограничения торговли, при котором поставщик требует, чтобы покупатель продукта А (связывающее благо) купил еще один или несколько других продуктов (связываемые блага) у продавца А. Подобно соглашению об исключительном дилерстве, это может ограничить возможность покупателя приобретать эти товары у конкурирующих поставщиков и, таким образом, ограничить эффективную конкуренцию.

См. политика в отношении конкуренции, управление справедливой торговли.

 

БОЙКОТ (boycott) —

1. Прекращение поставок благ производителем или производителями сбытовику, чтобы заставить его перепродавать эти товары только на условиях, определённых производителем. В прошлом бойкоты часто использовались как средство принуждения к поддержанию розничных цен.

 

2. Полный или частичный запрет на экспорт или импорт. Прекращение международной торговли с отдельной страной со стороны других стран.

 

 

ПОДДЕРЖАНИЕ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН (resale price maintenance) — вид ограничительной торговой практики, когда поставщик назначает цену, по которой все розничные торговцы должны продавать продукт конечным потребителям. Главное возражение против этой практики опирается на тот факт, что она ограничивает или полностью устраняет конкуренцию розничных цен, и назначение одинаковых розничных надбавок приводит к поддержке неэффективных розничных торговцев.

Поддержание розничных цен (за исключением редких случаев) было запрещено в Великобритании в 1964 г., что привело к быстрому увеличению числа таких массовых розничных торговцев, как сети супермаркетов.

 

См. также политика в отношении конкуренции, управление справедливой торговли, рекомендуемая розничная цена.

 

 

УБЫТОЧНОЕ ЛИДИРОВАНИЕ (loss-leading) — практика розничной торговли, при которой розничные торговцы предлагают какой-либо продукт по цене ниже оптовой, привлекая в магазин покупателей, чтобы склонить их к другим покупкам. Эта практика является формой дискриминации производителей со стороны розничной торговли и обычно преследуется законодательством как ограничительная торговая практика.

 

См. политика в отношении конкуренции, поддержание розничных цен.

 

 

ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ (compétition policy) — политика, направленная на обеспечение эффективного использования экономических ресурсов и защиту интересов потребителей. Цель политики в отношении конкуренции — добиться оптимальной действенности рынка, а более конкретно: предложения изделий с наименьшими затратами, «справедливых» цен и прибылей, технического прогресса и улучшения качества продукции. Политика в отношении конкуренции имеет дело с такими явлениями, как монополизация рынка отдельным производителем (доминирующей фирмой), достижение монопольного положения путём слияния и поглощения, сговор между продавцами и антиконкурентная практика.

 

Политика в отношении конкуренции заключается, главным образом, в контроле над структурой рынка и рыночным поведением, а также, иногда, в прямом контроле эффективности функционирования рынка (например, установлением максимального уровня прибыли).

 

Есть два основных подхода к контролю над рыночной структурой и поведением рынка — недискреционный и дискреционный. Недискреционный подход заключается в формулировании «приемлемых» стандартов рыночной структуры и поведения рынка и полном запрещении каких бы то ни было нарушений этих стандартов. Обычно этот подход включает в себя:

(а)     установление максимально допустимой доли рынка (например, не более 20% рынка) в целях ограничения концентрации продавцов и недопущения возникновения монополии. Таким образом, автоматически запрещается любое слияние или поглощение, которое привело бы к увеличению рыночной доли объединённой группы производителей сверх допустимого предела;

 

(б)     полное запрещение всех форм «групповой монополии» (соглашения по ограничению торговли, картели), включающих фиксирование цен, раздел рынка и т. д.;

 

(в)     полное запрещение деятельности, ведущей к ослаблению или уничтожению конкуренции, например исключительного дилерства, отказа в поставке и т. д.

 

Таким образом, недискреционный подход является попыткой сохранения условия действенной конкуренции путём прямого наступления на обладание монопольной властью и её использование.

 

Напротив, дискреционный подход носит более прагматический характер, допуская, что высокий уровень концентрации продавцов и определённые соглашения между фирмами часто могут приводить к повышению экономической эффективности, а не к её снижению. Сущность дискреционного подхода заключается именно в том, что каждый случай необходимо оценивать с точки зрения его конкретных достоинств и недостатков, а не осуждать автоматически. Таким образом, дискреционный подход слияния предполагает, что соглашения, ограничивающие торговлю, и прочие подобные виды деятельности, описанные выше, расцениваются в зависимости от их возможных выгод и потерь. Если потери от данных видов деятельности больше, чем выгоды, тогда и только тогда они запрещаются.

 

В США в основном применяется недискреционный подход; в Великобритании давно уже используется дискреционный подход; Европейское Сообщество сочетает элементы обоих подходов.

 

См. политика в отношении конкуренции (Великобритания), политика в отношении конкуренции европейского сообщества, интересы общества, модель компромисса Уильямсона, управление справедливой торговли, комиссия по монополиям и слияниям, суд по ограничительной деловой практике, горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, диверсификация, показатели концентрации

 

НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ (nondiscretionary competition policy) — подход к контролю деятельности монополии, заключающийся в установлении приемлемых стандартов структуры рынка и рыночного поведения и в категорическом запрещении любого отклонения от этих стандартов.

См. политика в отношении конкуренции

 

 

ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) (competition policy (UK)) охватывает, в соответствии с законодательством о конкуренции Великобритании, шесть основных областей применения:

 

(а)     монополии. Монопольное положение определяется как ситуация, в которой одна фирма поставляет на рынок по меньшей мере одну четверть от общего предложения конкретного товара или услуги (монополия доминирующей фирмы) или когда две (или более) фирмы, поставляющие на рынок в сумме не менее 25% от общего предложения конкретного товара или услуги, проводят политику ограничения конкуренции между ними (составная монополия), управление справедливой торговли передаёт на расследование комиссии по монополиям и слияниям случаи с монополиями (как в частном, так и в государственном секторе) на отдельные товары или услуги, предоставляет отчёт и отвечает за выполнение (тогда, когда оно необходимо) рекомендаций Комиссии. Комиссия определяет, действует ли монополия в «общественных интересах»;

 

(б)     слияния и поглощения. Слияния и поглощения подпадают под действие закона в тех случаях, когда они создают или усиливают монопольное положение (определяемое по правилу 25% -ной доли рынка) или когда стоимость активов, объединённых при слиянии или поглощении, превышает 30 млн ф. ст. Управление добросовестной конкуренции вместе с министром промышленности отвечает за передачу на расследование Комиссии по монополиям и слияниям конкретных случаев слияний и поглощений, а также за выполнение (тогда, когда оно необходимо) рекомендаций Комиссии. Для определения того, разрешать или запрещать конкретное слияние или поглощение, также используется критерий «общественных интересов»;

 

(в)     соглашения по ограничению торговли. Стороны, заключающие такие соглашения, обязаны зарегистрировать их в Управлении добросовестной конкуренции. Это требование относится:

(1) к соглашениям по товарам и услугам, которые содержат ограничения (т. е. антиконкурентные условия) на назначаемые цены на продукцию, условия её производства, её качество и характеристики, способы сбыта, а также районы сбыта и круг потребителей;

(2) к соглашениям об обмене информацией (только по товарам), касающимся цен, условий производства и оплаты. Управление справедливой торговли отвечает за передачу таких соглашений на расследование судом по ограничительной практике и за исполнение его рекомендаций. Считается, что ограничительные соглашения противоречат «общественным интересам», и поэтому они неизменно запрещаются, если заключающие их стороны не смогут убедить суд, что они принесут чистую экономическую выгоду;

(г)     поддержание розничных цен. Соглашение производителей о розничных ценах на свою продукцию в целом запрещено в Великобритании, хотя, по законам о розничных ценах, производитель может избежать запрета на подобное действие, если убедит Судебную палату, что поддержание розничной цены принесет чистую экономическую выгоду. Управление добросовестной конкуренции отвечает за контроль над политикой производителей в отношении их розничных цен и может принимать меры против «подозрительных» попыток производителей (незаконно) осуществить поддержание розничной цены. Тем не менее производители могут принять меры против розничных торговцев, которые используют их продукцию в качестве убыточного лидера;

 

(д)     антиконкурентная практика. Такая торговая практика, как исключительное дилерство, отказ в поставке, требование полного ассортимента ит. д., может расследоваться как в Управлении справедливой торговли, так (если это необходимо) и в Комиссии по монополиям и слияниям, и если будет доказано, что эти действия чрезмерно ограничивают конкуренцию, то на них будет наложен запрет;

 

(е)     защита потребителя. Управление справедливой торговли также отвечает за защиту интересов потребителей. Эти интересы защищаются как принятием мер против нечестных методов торговли (ложное описание товаров, обвешивание и обмеривание, отказ в предоставлении гарантий замены дефектных товаров и т. д.), так и путём побуждения производителей следовать добровольному кодексу «хорошей» торговли.

См. также:

Хей Д., Моррис Д. Теория организации промышленности:/Пер. с англ. под ред. А.Г.Слуцкого. СПб.:Экономическая школа, 1999. В 2 т. т.1. - 384с., т.2. - 592с., главы 16-18 

 

 

ЗАКОН О КОНКУРЕНЦИИ, 1980 (Competition Act, 1980) — закон, дополнивший антимонопольное законодательство Великобритании, предоставив управлению справедливой торговли более широкие полномочия по борьбе с такими ограничениями конкуренции, как исключительное дилерство, отказ в поставке, связанные продажи и т. д. Прежде эти виды деятельности можно было рассматривать лишь в контексте всеобъемлющего и длительного антимонопольного расследования, тогда как теперь этот закон позволяет Управлению бороться с ними на индивидуальной и единовременной основе.

 

См. политика в отношении конкуренции

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОНКУРЕНЦИИ (competition laws) — свод законов, которые предусматривают контроль над монополиями, слияниями и поглощениями, соглашениями, ограничивающими торговлю, и другими видами антиконкурентной деятельности. Законодательство о конкуренции Великобритании представлено рядом законодательных актов: законом о справедливой торговле 1973 г., законом о конкуренции 1980 г., законами об ограничительной торговой практике 1956, 1968, 1976 гг. и законом о розничных ценах 1964, 1976 гг. Исполнение этих законодательных актов контролируется управлением справедливой торговли.

 

В Европейском Сообществе законодательство о конкуренции содержится в статьях 85 и 86 Римского договора и в Правилах проведения слияний 1990 г. Исполнение этих законодательных актов контролируется Управлением конкуренции при Европейской комиссии.

 

См. политика в отношении конкуренции, политика в отношении конкуренции (Великобритания), политика в отношении конкуренции европейского сообщества

См. также:   Экономическая школа. Альманах, том 6, 2008
Конкуренция и конкурентная политика / отв.ред.С.Б.Авдашева - М. : Вершина,2008

 

 

ЗАКОНЫ ОБ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ ПРАКТИКЕ, 1956, 1968, 1976 (Restrictive Trade Practices Acts, 1956, 1968, 1976) — часть законодательства Великобритании, обеспечивающая контроль соглашений по ограничению торговли между производителями аналогичной продукции. Эти законы запрещают соглашения по ограничению торговли, если только они специально не разрешены управлением справедливой торговли (обычно после рассмотрения в суде по ограничительной практике). Согласно законам, стороны подобного соглашения должны доказать суду не только то, что ограничения, содержащиеся в соглашении, приносят выгоду в результате использования одного или нескольких определённых способов (например, путём сокращения затрат или цен, посредством большей специализации, путём поддержки экспорта или сокращения безработицы), но и то, что эти выгоды относительно больше, чем связанный с этим ущерб (например, более высокие цены, возникающие в результате устранения ценовой конкуренции или защиты неэффективных производителей).

 

См. политика в отношении конкуренции

 

 

СТИМУЛЫ К ЭКСПОРТУ (export incentives) — финансовая помощь, которую государство предоставляет отечественным фирмам для того, чтобы стимулировать экспорт и улучшить платёжный баланс страны. Стимулы к экспорту включают в себя прямые субсидии, снижающие цену экспорта (экспортные субсидии), налоговые льготы (освобождение от уплаты налогов с прибыли от экспорта), кредиты (дешевое финансирование экспорта) и финансовые гарантии (резервы на покрытие безнадёжных долгов и т. д.).

 

Некоторыми странами стимулы к экспорту часто расцениваются как «нечестная» торговая практика, поэтому стимулы к экспорту нередко приводят к принятию ответных мер («репрессалий») со стороны этих стран.

 

ПРАВИЛО ЗДРАВОГО СМЫСЛА (rule of reason) — индивидуальный подход к анализу элементов рыночного поведения (например, соглашений по ограничению торговли) и рыночной структуры (слияний) в рамках избирательной политики в отношении конкуренции для определения того, дают ли они экономический эффект, являются ли они выгодными или убыточными в целом.

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:



 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru