Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


 

ЦЕНА ПРОНИКНОВЕНИЯ (penetration price) — ценовая политика, заключающаяся в установлении сравнительно низкой цены на продукт для того, чтобы увеличить объём продаж и завоевать рынок. Такая политика полезна для фирмы при условии, что потребители чувствительны к цене, т. е. спрос эластичен по цене.

См. эластичность спроса по цене, цена «снятия сливок».

ЛИМИТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, или УПРЕЖДАЮЩАЯ ЦЕНА (limit pricing or entry-forestaling price), БАРЬЕРЫ ВХОДА (barriers to entry), БАРЬЕРЫ ВЫХОДА (barriers to exit)

 

ЦЕНА «СНЯТИЯ СЛИВОК» (skimming price) — ценовая политика, заключающаяся в установлении сравнительно высокой цены на продукт для обеспечения высокой прибыли. Эта политика может применяться фирмой в том случае, если потребители нечувствительны к изменениям цены, т. е. спрос неэластичен по цене (см. эластичность спроса по цене).

См. жизненный цикл продукта, цена проникновения.

 

 

ЦЕНА (price) — денежное выражение ценности товара, услуги, актива или фактора производства. На некоторых рынках (например, на рынках совершенной конкуренции) цена определяется взаимодействием спроса и предложения. На других же рынках (например, при монополии) сильные производители имеют свободу действий в определении цен на свою продукцию. При определённых обстоятельствах цены могут устанавливаться в соответствии с государственной политикой контроля над ценами или регулироваться политикой цен и доходов.

См. также равновесная рыночная цена, управляемая цена.

 

 

ЦЕНА ЗАКРЫТИЯ (shutdown price) — рыночная цена, которая настолько низка, что максимизирующий прибыль производитель не в состоянии покрыть переменные затраты в коротком периоде на производство данного блага. При такой цене фирма не может получить сумму выручки, достаточную для того, чтобы произвести отчисления из валовой прибыли на возмещение постоянных затрат, и даже не способна покрыть переменные затраты. В результате фирма несёт убытки и возникает необходимость в остановке производства.

См. убыток, минимизация убытков.

 

 

ЦЕНА ПОКУПАТЕЛЯ (bid price) — цена, по которой дилер, занимающийся сделками с ценными бумагами (такими как акции, иностранной валютой или реальным товаром — олово, пшеница и т. д.), готов купить ценную бумагу, валюту или товар. Обычно дилеры называют две цены: более низкую (цена покупателя) и более высокую («цена продавца» или «цена предложения»), по которой они готовы продать ценную бумагу и т. д. Разница между ценой продавца и ценой покупателя (маржа) представляет собой прибыль дилера от данной сделки.

 

 

УПРАВЛЯЕМАЯ ЦЕНА (administered price)

1. Цена блага, устанавливаемая отдельным производителем или группой производителей. В условиях совершенной конкуренции, характеризуемой большим числом очень мелких производителей, цена определяется взаимодействием рыночного спроса и рыночного предложения, тогда как отдельный производитель не имеет контроля над этим взаимодействием. Напротив, в ситуации олигополии и монополии крупные производители оказывают значительное влияние на устанавливаемые ими цены и могут использовать, например, определённый метод административного ценообразования (вроде ценообразования по принципу полных затрат) для установления цены. Ряд производителей может объединиться, чтобы управлять ценой продукта, создавая картель или соглашение о фиксировании цены.

 

2. Цена продукта или наличных денег и т. п., устанавливаемая государством или какой-либо международной организацией. Например, государство или международное торговое соглашение могут зафиксировать цены на сельскохозяйственную продукцию или такие товары, как олово, с целью поддержки доходов производителей; при международной системе фиксированного валютного курса страны-члены устанавливают фиксированные обменные курсы своих валют.

 

упреждающая цена — см. лимитное ценообразование.

 

 

 

УБЫТОК (loss) — отрицательное значение разности общей выручки И ОБЩИХ ЗАТРАТ данной фирмы. в коротком периоде, когда общая выручка фирмы недостаточна для покрытия переменных затрат, эти фирмы покинули бы рынок, если бы не восприняли эту ситуацию как временную. В тех условиях, когда общая выручка достаточна для покрытия переменных затрат, а валовая прибыль частично покрывает постоянные затраты, фирмы могут продолжать производство, несмотря на общую убыточность. Однако в длительном периоде общая убыточность заставит их покинуть рынок.

См. выход с рынка, минимизация убытков, счёт прибылей и убытков.

 

 

ВЫХОД С РЫНКА (market exit) — выход с рынка фирмы или фирм. В теории рынков фирма покидает рынок, если для неё становится невозможным получение нормальной прибыли в длительном периоде. Выход фирм играет важную роль в устранении избыточной мощности и уменьшении общего предложения на данном рынке.

 См. также убыток, средние затраты в коротком периоде, валовая прибыль.

 

 

СКРЫТОЕ СНИЖЕНИЕ ЦЕН (hidden price reduction) — повышение качества или увеличение количества продукта, предлагаемого по неизменной цене. Например, увеличение веса пакетика чипсов, продаваемого по той же цене, что и раньше.

Ср. скрытый РОСТ ЦЕН.

 

 

СКРЫТЫЙ РОСТ ЦЕН (hidden price rise) — снижение качества или уменьшение количества продукта, предлагаемого по неизменной цене. Например, снижение веса плитки шоколада, продаваемого по той же цене, что и раньше.

Ср. скрытое снижение цен.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА (recommended retail price) — рекомендуемая производителями цена розничной продажи их продуктов. В отличие от утверждения розничных цен, рекомендуемая розничная цена рассматривается просто как ориентировочная для розничных торговцев при установлении ими своей собственной цены. Определяемая конкурентными условиями действительная цена, которую платят потребители, в большинстве случаев гораздо меньше, чем рекомендуемая цена.

См. ПРЕЙСКУРАНТНАЯ ЦЕНА, ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ

 

 

ПРЕЙСКУРАНТНАЯ ЦЕНА (list price) — опубликованная цена товара или услуги. Фактическая цена, выплачиваемая покупателем, часто бывает ниже прейскурантной цены, так как поставщики предлагают кассовые и торговые скидки. Многие производители назначают рекомендуемую розничную цену на свои продукты, но и в этом случае фактическая цена может быть намного ниже рекомендованной, в зависимости от силы конкуренции в розничной торговле.

См. оптовая закупка.

 

 

СИСТЕМА ЦЕН НА ОСНОВЕ БАЗИСНОГО ПУНКТА (basing point price system) — принцип ценообразования на такие товары, как, например, цемент, крупные по объёму и требующие значительных транспортных затрат, что приводит к ценовым различиям между разными районами. Потребители, расположенные близко к источнику снабжения (или «базисному пункту»), платят за доставку меньшую цену по сравнению с потребителями, находящимися дальше от него.

См. ценовая дискриминация, ценообразование по доставке (с учётом доставки)

 

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПО ДОСТАВКЕ (С УЧЁТОМ ДОСТАВКИ) (delivered pricing) — установление такой цены на продукт, которая включает в себя расходы на транспортировку продукта от производителя к потребителю. Цены доставки, публикуемые производителем, могут либо в точности отражать фактические расходы на доставку продукции, либо, наоборот, представлять собой дискриминационные цены, используемые для перекрёстного субсидирования районов, с тем чтобы максимизировать объём продаж в целом по стране.

См. система цен на основе базисного пункта

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ С УЧЁТОМ ДОСТАВКИ — См. ценообразование по доставке

 

 

ЗАКОНЫ О РОЗНИЧНЫХ ЦЕНАХ, 1964,1976 (Resale prices Acts, 1964, 1976) — положения законодательства Великобритании, обеспечивающие контроль поддержания розничных цен поставщиками продукта. Эти положения запрещают подобную практику в случае, если она специально не разрешена управлением справедливой торговли (обычно после исследования судом по ограничительной практике). Согласно этим положениям, поставщики должны доказать в суде не только то, что эта практика выгодна потребителям по тем или иным причинам (например, благодаря большему удобству обеспечения послепродажного обслуживания), но и то, что эти выгоды относительно больше, чем связанные с ними неудобства (например, более высокие цены, возникающие в результате устранения конкуренции розничных цен). Положения делают одну уступку по отношению к производителям, разрешая им официально запрещать розничным торговцам устанавливать цену на их продукты по принципу убыточного лидирования (т. е. продавать продукты по ценам ниже затрат на их закупку).

 См. политика в отношении конкуренции, рекомендуемая розничная цена

 

ХИЩНИЧЕСКОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ (predatory pricing) — ценовая политика, проводимая фирмой (или фирмами) с явной целью нанести вред конкурирующим производителям или с целью эксплуатации потребителей. Примерами первого могут служить ценовое сжатие и «избирательное» снижение цен для того, чтобы «выкинуть» конкурентов с рынка, а эксплуатация потребителей достигается посредством повышения цен монопольными производителями (см. монополия) и картелями.

См. также политика в отношении конкуренции

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

 

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа

 



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru