Михаил Алексеевич Иванов
Хочется начать словами вступления к библиографии изданий «Экономической школы», написанными Павлом Абрамовичем Ватником:
«Осенью теперь уже далекого 1990 года группа преподавателей, студентов и аспирантов ленинградских вузов начали обсуждать замысел и писать «учебник с картинками». Постепенно редколлегия вошла во вкус и стала по субботам заседать очень подолгу, чтобы до неузнаваемости править и состыковывать учебные тексты. Энтузиазм был велик, так же велика была и наивность в хозяйственных вопросах. К счастью, погибнуть в дурмане мечтаний не дали благотворительные организации.
Если бы нам пришлось перечислить всех, кто так или иначе сотрудничал и поддержал нас в создании журнала «Экономическая школа», а затем и серии «Вехи экономической мысли», серии «Этическая экономия» и других проектов, — пришлось бы назвать многих людей очень разного положения, возраста, личных убеждений, объединенных чувством профессионального долга. Мы благодарны этим людям».
Работа редколлегии на протяжении чуть-ли ни 10 лет – пример творческой лаборатории, где обсуждались сами сюжеты лекций, создавались единый стиль и русская экономическая лексика переводов, отбирались авторы будущих текстов. Отдельные вопросы современной науки, противоречивые ее теории находили место в выборе статей для «Вех экономической мысли», ссылки на "Вехи" на полях журнала сопровождали учебные тексты. Сидели за длинным столом с бутербродами и чаем по шесть-восемь и более часов. Обмен знаниями, споры, взаимопомощь – все рождало новые идеи и новые решения о переводах книг и статей, созданию учебных проектов.
В перерывах между субботами писали тексты и готовили замечания по всем обсуждаемым разделам лекции. Все учились друг у друга. Разумеется, по микроэкономике Вадим Максович Гальперин был основным авторитетом. За математической культурой текстов следил Павел Абрамович Ватник. В такой
насыщенной атмосфере многие открывали в себе неожиданные таланты. Кроме журнала создавались учебники для средней и высшей школы и такие, например проекты, как «Галерея экономистов». Это были счастливые годы.
У журнала была предыстория, когда до смены официальной доктрины, начиная с 1988 года, в ЛФЭИ (ФИНЭКЕ) на всех факультетах кафедрой ценообразования читался курс микроэкономики под названием «Ценообразование в СССР» Это пособие, вероятно, можно считать первым вариантом микроэкономики В.М. Гальперина. В 1988 году пришел на кафедру ценообразования Сергей Михайлович Игнатьев, стал читать микро и макроэкономику (его слушали в том числе Антон и Игорь) Я пользовался конспектами С.М.Игнатьева, когда читал микроэкономику. Таким образом, у будущих авторов кое-что было уже в голове, когда стали писать журнал.
Обширная программа переводов, особенно «Вехи экономической мысли», дали в руки студентам и преподавателям большой массив публикаций знаменитых авторов (в 6 томах "ВЕХ" - около 120 публикаций), формировавших науку в XX
веке. Постепенно и с трудом появлялась русская экономическая лексика. Так при переводе первого издания учебника Жана Тироля «Рынки и рыночная власть» автор оценивал перевод, опираясь на мнение русскоязычного коллеги, который уехал из России еще до появления соответственной лексики. Потом Вадим Максович Гальперин пытался объясняться с рецензентом, поясняя свои толкования профессиональных терминов.
Переводы «Истории экономического анализа» Йозефа Шумпетера, «Оснований экономического анализа» Пола Самуэльсона, «Финансового менеджмента» Юджина Бригхема и Луиса Гапенски, «Экономики права» Ричарда Познера, «Общей теории выбора равновесия в играх» Джона Харшаньи и Рейнхарда Зельтена, «Причин правил»
Джеффри Бреннана Джеймса Бьюкенена, «Общественного выбора III» Денниса Мюллера и ряда других переводов замечательных книг позвонили представить читателю широкий спектр современной теории и проявить таланты выдающихся редакторов перевода и переводчиков из Москвы и Петербурга.
Программы обучения вузовских преподавателей экономической теории из многих регионов позволяли распространить принципиально новые идеи, а по существу, начать образование заново.
В начале двухтысячных было проведено исследование уровня остаточных знаний студентов 18 ведущих экономических вузов и факультетов России по теории, финансам и бухучету. Была выявлена значительная степень дифференциации уровня подготовки и выдвинуты гипотезы интерпретации полученных результатов. Это исследование подтолкнуло к постановке вопроса и обсуждению идеи о методах достижения высокого качества экономического образования. Смысл сводился к попытке дополнить стандартное обучение отдельным дисциплинам междисциплинарным исследованием, выполняемым студентами вместе с группой специалистов, что практически нереализуемо при обычном уровне затрат.
Обучение
финансовому менеджменту руководителей предприятий и менеджеров инвестиционных проектов многих предприятий России и стран СНГ создавали возможность повысить квалификацию, а часто освоить ранее неизвестные знания. Все это позволяло приобрести опыт преподавания, в том числе молодым сотрудникам «Экономической школы».
Молодежи всегда было много, и молодые сумели многое создать, профессионально вырасти. Поэтому вместе с уже опытными преподавателями из Великобритании, США и России (Москвы и Петербурга) удалось многие проекты создать впервые. Подробнее о нашей работе можно посмотреть seinst.ru/about/
Вернуться
Координация материалов.Экономическая школаЭкономическая школа 90