Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В.Ковалева. СПб 2001 г. Т.1.ХХХ+497 с.,Т.2. 669 с.

 

 

 

Резюме 13 главы (Дивидендная политика)

 

Политика выплаты дивидендов подразумевает принятие решения о выплате прибыли фирмы акционерам либо ее реинвестировании; это решение может по влиять на цену акций фирмы как благоприятным, так и неблагоприятным образом. Ключевые факторы, определяющие дивидендную политику фирмы, перечислены ниже:

        Выбор политики дивидендов включает в себя решение следующих вопросов: 1. Какая часть прибыли должна быть выплачена в качестве дивидендов в среднем н течение определенного периода? 2. Должна ли фирма обеспечивать стабильный рост дивидендов? 3. Чему должен быть равен размер текущего дивиденда на акцию?

        Миллер и Модильяни разработали теорию иррелевантности дивидендов, которая утверждает, что дивидендная политика фирмы не влияет ни на стоимость фирмы, ни на цену ее капитала.

        Теория «синицы в руках», предложенная Гордоном и Липтнером, утверждает, что стоимость фирмы будет максимизироваться при высокой доле выплаты дивидендов, потому что инвесторы предпочитают реальные дивиденды потенциальному доходу от прироста капитала ввиду их меньшей рисковости.

        Теория налоговой дифференциации отстаиваемая Литценбергером и Рамасвами, гласит, что стоимость фирмы максимизируется при низкой доле вы платы дивидендов, поскольку инвесторы выплачивают меньшие налоги на доход от прироста капитала, чем на дивиденды

        Поскольку Эмпирическая проверка этих трех гипотез не позволила прийти к определенным заключениям, ученые попросту не могут дать менеджерам корпораций сколько-нибудь точного заключения о влиянии изменений в политике дивидендов на цены акций и капитала. Поэтому определение оптимальной политики выплаты дивидендов чрезвычайно затруднено.

        Политика выплаты дивидендов должна отражать также информационное (сигнальное) содержание и эффект клиентуры. Гипотеза информационного содержания утверждает, что инвесторы рассматривают изменение дивидендов как сигнал о прогнозируемых руководством фирмы будущих прибылях Эффект клиентуры позволяет предположить, что любая фирма привлекает к себе тех инвесторов, которым нравится ее политика выплаты дивидендов, и, следовательно, любое изменение этой политики приводит к изменению состава акционеров.

        Стратегия высокой доли выплаты дивидендов может уменьшить агентские затраты, поскольку она вынуждает фирму чаще выходить на рынки капитала и соответственно периодически подвергаться проверкам «извне».

        На практике большинство фирм старается придерживаться политики выплаты постоянно увеличивающихся дивидендов. Этот подход обеспечивает инвесторам стабильные надежные доходы и, если верна сигнальная теория, дает информацию об ожидаемом руководством росте прибыли.

        Большинство фирм применяют модель выплаты дивидендов по остаток ному принципу, которая позволяет фирме удовлетворять свои потребности в собственном капитале за счет нераспределенной прибыли.

        План реинвестирования дивидендов позволяет акционерам автоматически перечислять дивиденда на приобретение дополнительных акций своей фирмы Подобные планы пользуются популярностью среди тех инвесторов, которые не нуждаются в получении текущего дохода, поскольку они позволяют акционерам приобретать дополнительные акции без выплаты обычных брокерских комиссионных.

        При определении политики выплаты дивидендов менеджеры учитывают и другие факторы, например юридические ограничения, инвестиционные возможности, доступность и цену других источников, налоги.

        При осуществлении плана выкупа акций фирма приобретает на рынке некоторую их часть, тем самым уменьшая количество акций, находящихся в обращении, что в свою очередь приводит к увеличению EPS и цены акции. Выкуп акций может оказаться полезным при осуществлении крупных изменений в структуре капитала фирмы; кроме того, он позволяет акционерам отсрочить уплату налогов на свои доли прибыли фирмы

        Операция дробления акций проводится фирмой с целью увеличения числа акций, находящихся в обращении. Обычно в результате дробления цена акции уменьшается пропорционально увеличению числа акций — «пирог делится на меньшие куски». При выплате дивидендов акциями фирма выплачивает дивиденд не наличными деньгами, а в форме предоставления дополнительных акций Обе вышеуказанные операции применяются для удержания цены акций в пределах оптимального диапазона.

 

 

 

Глава 13 полностью

См также:

Павел Ватник. Теория риска (учебное пособие)

Приложение I. Анализ дисконтированного денежного потока: обзор методики

Приложение II. Основные формулы

Предметный указатель

Терминология

Глоссарий

 

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 

Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru