А.П. Киреев. Из вступительной статьи к шестому тому Вех экономической мысли (https://seinst.ru/page887/)
О школах и теориях
Антологии смотрят в прошлое для того, чтобы дать уроки на будущее. Коротко скажем собственно о школах и теориях международной торговли, представленных в настоящем томе антологии по международной экономике. Школа — генеральное направление экономической мысли в целом, в рамках которой формируются отдельные теории. Школами можно считать классическую политическую экономию, кейнсианство, монетаризм, институционализм, марксизм, историцизм и др.
Важно различать школы, объединяющие теории международной торговли и школы, в которые входят теории международной торговой политики. Теории международной торговли отвечают каждая по-своему на вопрос, почему экономические агенты (люди, фирмы и страны) торгуют между собой товарами. Понятие товара трактуется широко, как все материальные товары, услуги и факторы производства (труд и капитал), поскольку детерминанты их международного движения в целом одни и те же. Теории международной торговой политики отвечают на вопрос, какова роль государства во внешней торговле. Роль государства трактуется так же широко, как меры правительств по регулированию внешней торговли в рамках своей страны, согласованная межправительственная политика в рамках интеграционных объединений и межгосударственных организаций.
Теорий международной торговли великое множество, а школ всего четыре: меркантилизм, сравнительные преимущества, общее равновесие и конкурентные преимущества. Названия школ условны, их содержание богато. Переход от одной школы к другой не имеет четких временных вех, все четыре школы международной торговли живы и процветают.
Меркантилизм (mercantilism) -— школа, объясняющая международную торговлю стремлением стран увеличить общее благосостояние за счет чистого притока иностранной валюты.
Сравнительные преимущества (comparative advantage) — школа, объясняющая международную торговлю различиями между странами в производительности факторов производства и в обеспеченности ими.
Общее равновесие (general equilibrium) — школа, объясняющая международную торговлю выравниванием совокупного спроса и совокупного предложения.
Конкурентные преимущества (competitive advantage) — школа, объясняющая международную торговлю различиями в темпах усовершенствования факторов производства и товаров у разных фирм.
Теорий международной торговой политики также множество, а школ — три: торговый протекционизм, свобода торговли и торговля по правилам. На стыке протекционизма и свободы торговли стоял А. Смит; на стыке свободы торговли и торговли по правилам — Дж. Кейнс.
Все это — условно. И до Смита философы выступали за свободу торговли, а Кейнс вообще напрямую международной торговлей не занимался. Все, что сделали великие, - своими трудами обозначили общий поворот экономической мысли и создали новые школы, частью которых, зачастую не самой главной, была международная торговля. Таким образом, школы международной торговой политики следующие:
Торговый протекционизм (trade protectionism) — школа международной торговой политики, выступающая за необходимость защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования государством мер торговой и иной политики. Возникла в начале XVIII в. в связи с появлением теории меркантилизма.
Свобода торговли (free trade) — школа международной торговой политики, выступающая за минимальное вмешательство государства в международную торговлю и за ее развитие на основе соотношения спроса и предложения на мировом рынке. Возникла в конце XVIII в. как часть классической школы политической экономии.
Торговля по правилам (rule-based trade) — школа международной торговой политики, выступающая за ограничение протекционизма и свободу торговли, но на основе минимальных правил, согласованных между странами. Возникла в середине XX в. как отзвук кейнсианства.
Элементы каждой школы можно найти в теориях международной торговли со времени возникновения каждой из них по сегодняшний день. Протекционизм, родившись во времена преобладания меркантилистских идей, активно развивался в теории (теории оптимальных тарифов, дисторсий, интеграции) и использовался на практике всеми странами и всегда. Его школа позитивная—о том, что есть. Свободной торговли не существовало никогда, и ее школа нормативная — о том, что должно быть в идеальном мире. Из-за того, что свободной торговли человечество не достигало ни на каком этапе развития, идеи этой школы всегда были очень привлекательным объяснением причин сбоев в международной экономике.
Хотелось бы, конечно, расставить труды, собранные в этой антологии, по школам, но это невозможно, да и не нужно. Схема, предложенная выше, подобна скелету в анатомии, хороша для понимания общей структуры предмета. То, что на нее нанизывается, значительно сложнее и богаче. Невозможно расставить авторов и их труды строго хронологически — слишком много переплетений, возвратов мысли к недосказанному в прошлом и, наоборот, резких прорывов из прошлого в будущее. Задача осложняется еще и тем, что западные экономисты — за редчайшим исключением — не занимаются проблемами контекста: курс международной экономики начинают прямо с описания отдельных теорий международной торговли, полностью игнорируя такие фундаментальные понятия, как международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство, международные экономические отношения и, наконец, сама международная экономика. Они встречаются только у великих, да и то мало, упомянутые впопыхах, в связи с чем-то еще. Но кое-что — и очень важное — все-таки можно найти в этих трудах. Заниматься частными вопросами невозможно до тех пор, пока не уяснены вопросы общие, пока отдельные теории не вписаны в контекст.
Поэтому настоящая антология трудов по международной экономике открывается небольшой главой 1, где представлены работы Смита, Маркса и Кейнса, содержащие основополагающие положения о международном разделении труда и мировом рынке.
А.Киреев.Пионеры международной экономики
(вступительная статья)
Пол Кругман.Возрастающая отдача, монополистическая конкуренция и международная торговля