Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




Ричард Познер. Экономический анализ права. СПб.Экономическая школа. / Пер. с англ. под ред. В.Л. Тамбовцева, 2004, в 2-х т., Т.1. 544 с., Т.2. 464 с.

 

ГЛАВА 27


 


 

27.1. Экономические основания свободы слова

Идеи являются полезным товаром, производимым в огромном коли­честве на рынке с высокой конкуренцией. Рынок идей, о котором писал Холмс, является фактом, а не просто фигуральным выражени­ем.1 В практическом смысле именно этот рынок, а не некоторая конечная реальность, определяет «истинность» идей. Ведь мы гово­рим, что идея (например, о том, что Земля вращается вокруг Солнца) является истинной не потому, что она действительно истинна — кто знает? — но потому, что все или большинство покупателей знаний приняли («купили») ее. Эта прагматическая концепция истины2 под­рывает попытки подавления идей или запрещения их выражения или распространения. Ни у кого нет канала связи с конечной реаль­ностью. Истины, подобные тем, которыми мы располагаем, созданы в конкурентном процессе, искажающемся, если потенциальные конку­ренты — непопулярные или отталкивающие идеи — исключаются насильно.

Но это не объясняет, почему возникло мнение, что необходима конституционная защита данного конкретного рынка, а не других. Есть два возможных объяснения, близких к экономическому мышле­нию. Первое заключается в том, что государственное вмешательство на рынке идей создает опасность разрушения демократического про­цесса, тем самым приводя к наиболее опасной из монополий — монополии государственной власти (см. п. 23.2). Второе и более ши­рокое объяснение (первое ограничивается политическими высказыва­ниями) подчеркивает неустойчивость рынков информации. По причи­нам, объясненным ранее в этой книге (см. п. 3.2), невозможно со­

---------------------------------------------------

1 Abrams v. United States, 250 U.S. 616, 630 (1919) (особое мнение судьи).

2  Наиболее ясно сформулирована в работе Thomas S. Kuhn. The Structure of Scientific Revolutions (2d ed. 1970).

 

 

Содержание учебника

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru