Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 


100 Hot Books (Амазон, Великобритания) 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ (П. Милгром, Дж. Робертс Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. / Пер. с англ. И.В. Розмаинского, Д.Е Тетерина, К.А. Холодилина под редакцией И.И. Елисеевой и В.Л. Тамбовцева — СПб. : Экономическая школа, 1999. — т. 1 – 472 с., т. 2 – 424 с.)


Приватизация, перестройка , поглощения, "левередж", слияния и от- деления, жалованье администрации, оплата по результатам, внутренняя реорганизация корпораций, стратегические альянсы, собственность трудо- вых коллективов, крах ссудо-сберегательных ассоциаций - ежедневно газеты печатают материалы об этих и подобных проблемах экономической ор- ганизации. Сейчас - особое время как для исследователей экономических организаций, так и для менеджеров этих организаций, когда понима- ние способов обеспечения эффективности организации может внести огромный вклад в экономическое здоровье мира.
Данная книга посвящена анализу указанных проблем, не не как изо- лированных друг от друга явлений: этот анализ базируется на последовательной концептуальной основе. Хотя в названиях некоторых учебников по экономической теории можно найти слова типа "организация" или "фирма", предлагаемое издание является первым учебником, посвященным изучению фирм и организаций "такими, какими они есть". Иными словами, в нашем учебнике мы признаем наличие сложностей, связанных с проблемами эконо- мической организации, и анализируем данные проблемы, не пытаясь избежать этих сложностей. С другой стороны, многие книги по менеджменту содержат материал об "организациях", но в этом учебнике основные выво- ды и утверждения впервые получены за счет применения глубоко экономи- ческих рассуждений и использования мощных инструментов четко обоснованной и реалистичной экономической теории.
За рамками наших лекций, читавшихся на экономическом факультете и в школе бизнеса (аспирантского уровня) Стэнфордского университета, курсы, которые можно было бы основать на материале этого учебника, редко удается встретить в программах магистра управления предприятием (Master Business Administration или MBA). Некоторые из анализируемых нами проблем содержатся в других экономических курсах. Например, тео- рия агентских отношений теперь изредка бегло излагается в промежуточ- ных курсах по микроэкономике, а концепцию вертикальной интеграции "проходят" в некоторых курсах по теории структуры и функционирования рынков (industrial organization). Однако эти проблемы нигде не рас- сматриваются вместе с другими аспектами экономической организации сис- тематически и в единых рамках. В большинстве школ бизнеса и менеджмен- та предлагаются курсы, "покрывающие" многие из проблем, обсуждаемых нами; в некоторых школах учащимся даются курсы, содержащие целостный анализ большинства этих аспектов. И лишь маленькое число самых прог- рессивных авторов использует единый экономический подход, но делает это в книгах, не являющихся учебниками, тем самым лишая изложение ма- териала тех преимуществ, которые можно было бы получить в рамках учеб- ного издания.
Наше настойчивое желание дать единый анализ объясняет еще одно необычное свойство предлагаемой книги: она представляет собой частично учебник, а частично монографию. Например, трактовка проблем координа- ции в главе 4 выходит за рамки того, что когда-либо появлялось в науч- ной литературе по экономике. "Кабинетные ученые", занимавшиеся анали- зом организации, часто фокусировались слишком узко на стимулах в орга- низациях или, даже более узко, на стимулах в отношениях между лишь двумя или максимум тремя людьми в один момент времени. Однако успешные организационные формы бизнеса являются сложными системами взаимно ус- иливающих частей; и наш последовательный акцент на изучении того, как отдельные элементы эффективной организации образуют вместе единое це- лое, является (пока что) уникальным в экономической литературе.
Уникальность этой книги зависит также от того, как ее использовать. С одной стороны, будучи учебником по экономической теории, наша книга содержит уникальное богатство в применениях теории на практике реально существующих компаний и реально имевших место событий. В учебнике имеется больше 100 примеров, иллюстрирующих, как экономические принципы помогают объяснить институты и "практики" бизнеса, причем каждая ключевая идея вводится в прямой связи с примерами из реального мира. С другой стороны, будучи учебником по менеджменту, книга базиру- ется исключительно на "экономическом образе мышления", в соответствии с которым люди осуществляют действия лишь в своих интересах и заключа- ют между собой соглашения только тогда, когда рассчитывают на взаимную выгоду. Преимущества этого образа мышления в объяснении институтов и явлений реального мира удивит многих учащихся и увлечет их. Экономи- ческий подход дает учащимся школ менеджмента концептуальные "крюки", на которые можно подвесить детали конкретных случаев, которые будут ими изучаться. Тем самым эти "клюки" помогут им отгадывать многие "за- гадки" экономических организаций и не забывать усвоенного материала еще очень долго после финального экзамена или анализа конкретной ситу- ации.
Почему же мы решили написать учебник, посвященный предмету, по которому существует мало курсов и который изучается, по-видимому, ма- леньким количеством людей? За последние десять лет анализ контрактов и организаций бизнеса было одним из наиболее активных и плодотворных сфер исследований в микроэкономике, и темп появления новых научных ра- бот в этой области ускоряется. Нельзя отрицать важность и распростра- ненность предмета экономической организации, учитывая успех уникальных японских организационных форм, создание новых институтов в бывших ком- мунистических странах, осуществляемую во всем мире приватизацию предп- риятий, находившихся ранее в государственной собственности, а также новый акцент на промышленных альянсах в западных странах. Однако ака- демическое описание принципов экономической организации было фрагмен- тарным, сдерживая как профессоров, желающих преподавать этот предмет, так и студентов, жаждущих его изучать. Появление нашей книги разрушит описанный барьер, и мы рассчитываем на то, что курс, основанный на ма- териале этой книги, станет стандартным элементом программ обучения по бизнесу и экономической теории.
Хотя мы писали эту книгу в основном для студентов и лиц, которые учатся по программам MBA, вполне вероятно, что аспиранты, специализи- рующиеся в различных областях сочтут ее также полезной, благодаря как новым исследованиям, содержащимся в ней, так и тому, что нигде не най- ти единого и систематического введения в наш предмет. Мы также полага- ем, что практикующие менеджеры обнаружат пригодность книги в формиро- вании их знаний и понимания организационных проблем.
Структура учебника
Мы подразделили учебник на семь частей. Первая часть посвящена анализу фундаментальных проблем экономической организации, а именно проблемам координации и мотивации членов организации для того, чтобы их действия были согласованными и удовлетворяли их же общим интере- сам. Глава 1, предназначенная для чтения на первом уроке, иллюстрирует эти проблемы при помощи анализа конкретных ситуаций. В главе 2 эконо- мический подход развивается более детально, вводя в центр нашего вни- мания индивидов и трансакции, понятие эффективности, а также природу и классификацию трансакционных издержек. Она также показывает, как эти идеи проявляются в широком разнообразии реальных институтов, как част- ных, так и государственных.
В части II анализируются проблемы координации, осуществляемой как невидимой рукой рыночных цен, так и видимыми руками менеджеров. Глава 3 освещает роль ценовой системы в достижении согласованности разнооб- разных действий людей, которые могут быть неосведомлены даже о сущест- вовании друг друга. Мы также изучаем проблему несостоятельности (fai- lures) ценовой системы, но с необычным акцентом на экономии от масшта- ба (глава 3) и от разнообразия (глава 4); эти аспекты являются фунда- ментальными для понимания роли менеджмента в организациях. Альтерна- тивные решения проблем координации рассматриваются в главе 4, в кото- рой мы сравниваем ценовую систему с другими системами координации и выявляем ситуационные факторы, определяющие относительную выгодность альтернативных систем. В этой главе нами также показана важность отно- шений взаимодополняемости между различными видами деятельности и дока- зывается, что успешные организации следует рассматривать как согласо- ванные системы взаимно поддерживающих элементов.
В части III, содержащей главы 5 и 6, вводятся проблемы заключения контрактов, информации и стимулов, а также дается неформальная трак- товка решений этих проблем. Глава 5 посвящена анализу заключения конт- рактов в условиях ограниченной рациональности, а также информационных различий и несовершенств. Кроме того, в ней обсуждаются вопросы отбо- ра партнеров, а также ведения переговоров и принуждения к выполнению контрактных обязательств. Наконец, в ней рассматривается проблема неб- лагоприятного отбора, а также приведен анализ теорий сигналов и просе- ивания. Глава 6 сфокусирована на моральном риске и институциональных реакциях на эту проблему постконтрактного оппортунизма.
Часть IV, состоящая их глав 7-9, дает четкий, формальный анализ некоторых основных методов эффективного обеспечения стимулов. Глава 7, посвященная проблемам разделения рисков и стимулирующих контрактов, вводит читателей в область теоретических принципов эффективного заклю- чения контрактов и иллюстрирует эти принципы серией важных конкретных примеров. Тогда как эта глава фокусируется на ситуациях, в которых проблемы эффективности и распределения можно рассматривать по отдель- ности друг от друга, в главе 8 рассматриваются теории, в которых эти два аспекта необратимо переплетены. Предметом же главы 9 является частная собственность, представляющая собой наиболее фундаментальный и глубокий способ стимулирования бережного отношения к активам.
Теория, разработанная в главах 1-9, подвергается проверке в пос- ледующих семи главах. Часть V, включающая главы 10-13, содержит эконо- мическое описание сущности трудовых отношений и анализ явных и неявных трудовых договоров, стратегий в области оплаты труда и продвижения по служебной лестнице. В главе 10 дается обзор классической теории рынков труда и более современных теорий, объясняющих, почему долгосрочные от- ношения между работодателем и наемными работниками преобладают в любой развитой экономике. Глава 11 фокусируется на проблемах назначений на работу и продвижений по служебной лестнице; особый акцент в ней сделан на том, как фирмы пытаются осуществить компромиссный выбор между наз- начением людей на рабочие места, которые наилучшим образом соответс- твуют их квалификации, и использованием инструмента продвижения по служебной лестнице в качестве вознаграждения за результативность труда в прошлом. Предметом же главы 12 является механизм определения вознаг- раждения за работу, который оказывается загадкой буквально для каждого работника в определенные периоды его жизни. Что касается главы 13, то она содержит обзор фактов и теорий, связанных с противоречивым аспек- том жалованья администрации.
Главы 14 и 15 (часть VI) содержат анализ финансовых решений, осо- бенно инвестиций, структуры капитала и контроля над корпорацией. Клас- сические теории финансов - сегодняшней ценности (present value), Мил- лера - Модильяни, модель ценообразования на капитальные активы и гипо- теза эффективных рынков - появляются в главе 14, которая предназначена в основном для студентов; предполагается, что те, кто проходят прог- рамму MBA, изучают этот материал в других курсах. Глава 15 знакомит учащихся с объяснениями структуры капитала - эти объяснения основаны на аргументах, связанных с информацией и стимулами - и с дискуссионны- ми проблемами, лежащими в центре дебатов по поводу корпоративного контроля и управления.
Последняя часть книги содержит две главы, посвященных общей конс- трукции и внутренней структуре организации, а также ее динамике; при- чем в этой части дан анализ границ и масштабов фирм. Одной из несом- ненных характеристик истории организаций является тот факт, что доми- нирующие способы организации быстро сменились с началом промышленной революции и продолжают изменяться поразительными темпами. В главе 16 мы выявляем проблемы, на решение которых нацелены главные организаци- онные инновации, и принципы, управлявшие выбором организационных форм в прошлом. А в главе 17 мы "заглядываем вперед", делая акцент на дина- мических процессах, управляющих организационными изменениями, и вгля- дываясь в будущее капиталистических фирм, национальных экономик, а также экономической теории и теории организационного менеджмента.
Применение в учебных курсах
Мы использовали ранние эскизы этих глав в качестве материала для чтения наших лекций для студентов и учащихся по программе MBA в Стэн- форде. В этом университете один семестр длится 10 недель. Этот времен- ной интервал включает два периода: чтения лекций - по 4 часа в неделю - и финального экзамена. Курс, предназначенный для студентов, начина- ется в первый день с главы 1, и продолжается, охватывая главы 2-9 и 14-17 с различными степенями доскональности. Учащиеся обнаруживают, что самым "спрашиваемым" материалом являются главы 3 и 7, и тратят несколько большую часть своего времени на эти главы, чем на другие. Мы убедились, что последнюю неделю лекций полезно посвящать анализу конк- ретных ситуаций, либо тех, что придуманы учащимися в своих курсовых работах, либо тех, что дают в школах бизнеса. Среди ситуаций второго типа особенно годятся следующие: "McDonalds case" ( Harvard Business Review Reprint 74410) и "Lincoln Electric Company" (Harvard Business School case 376-028).
В курсе MBA при работе с учащимися в классе основной акцент нужно сделать на обсуждение конкретных ситуаций. Некоторую часть времени следует посвятить лекциям о наиболее концептуальных "спрашиваемых" проблемах, таким, как те, что содержатся в главе 7. Однако другие час- ти глав 2-9 применяются в основном в качестве "фонового" чтения ("бэкграунда"), которое помогает учащимся анализировать конкретные си- туации. Среди ситуаций, которые можно порекомендовать, следует назвать два классических случая, упомянутых выше, а также следующие: Stanford Graduate School of Business cases "Sony Corporation" Enters the Entertainment Business (S-BP265) и "Marathon Oil Company's Last Stand" (S-BP223), а также Harvard Cases "Analog Devices, Inc." A (9-181-001), "Benetton SpA" (9-389-074), "Charles River Co." (9-189-179), "Goodyear Restructuring" (9-288-046), "Lucky Stores" A, B и С (9-389-050, -051, и -066), "Merck & Co., Inc.," A, B и C (9-941-005, -006 и -007), "Natomas North America" A и B (9-184-031 и -032), "RKO Warner Home Video Inc." Incentive Compensation Plan (9-190-067) и "Washington Post", A и B (9-677-076 и 077). Наконец, Stanford сases можно найти в Case Services, Graduate School of Business, Stanford, CA, 94305-5015, а Harvard Cases - в HBS Case Services, Harvard Business School, Boston, MA, 02163.
Вдобавок, в обоих курсах в качестве основы для занятий с учащими- ся можно использовать много материала из ежедневной прессы, особенно из "The Wall Street Journal" и "раздела делвой жизни" "The New York Times", а также из "The Economist" и "Business Week". Можно чрезвычайно легко находить чуть ли не каждый день новые случаи, которые можно глубоко и всесторонне анализировать, используя идеи этой книги. Кроме того, следует учитывать, что применение текущего материала увлекает учащихся, повышая степень их интереса к предмету.
Бгодарности
Эта книга писалась на протяжении нескольких лет чтения курсов в Стэнфорде для студентов и соискателей на получение MBA, и свою благо- дарность нам хотелось бы выразить прежде всего им. Они спорили и дискутировали с нами по поводу буквально каждого пункта, сравнивая наш экономический образ мышления с другими способами рассуждений об организациях. Без этих комментариев, критики и предложений книга ни- когда не была бы написана. Среди наших учащихся Деррил Биггер, Сандро Бруско, Ксингхай Фанг, Марк Фишер, Джошуа Гэнс, Уильям Лер, Пино Лопо- мо, Джонатан Пол, Скотт Шефер и Джоел Уотсон комментировали части ру- кописи, придумывали использованные нами в книге вопросы и ответы, и в целом оказали огромную помощь при подготовке учебника. Вдобавок, стэн- фордские учащиеся Аарон Эдлин, Ронда Холлинбергер, Йонгйае Ли и Майк Сэрен внесли ценные предложения, когда мы готовили окончательный вари- ант рукописи, а Крис Эвери и Питер Земски сотрудничали с нами в неко- торых исследованиях, неопубликованные результаты которых мы используем в этой книге.
Многие наши коллеги из Стэнфорда и других мест отдали изрядное количество своего времени, чтобы помочь нам улучшить рукопись в неис- числимом количестве отношений. Мы особенно признательны за помощь та- ким людям, как Масахико Аоки, Банри Асанума, Конни Бэгли, Джим Бэйрон, Элейн Беннетт, Тед Бергстрем, Стив Дюрлауф, Дэн Фридмен, Нэнси Галли- ни, Боб Джиббонс, Авнер Грейф, Джейн Хэнневэй, Марк Хоудс, Бенгт Холь- мстрем, Чак Хорнгрен, Майк Йенсен, Питч Джонсон, Эд Лэйзир, Джон Лит- вак, Марк Ланг, Сьюзен Лонманн, Энтони Марино, Питер Ньюмэн, Йо Ньяр- ко, Масахиро Окуно-Фудживара, Мирон Шоулс, Эбрэхем Сайдмэнн, Кен Синг- лтон, Грэйс Циянг, Карен Ван Ньюс, Марк Вольфсон, Барри Вайнгаст, Ро- берт Уилсон, Но-Мо Ву и Марк Зупан.
Книга редактировалась Рэчелом Нельсоном и продюсировалась Элисо- ном Гнерром из Прентис Холла, которые интенсивно потрудились, чтобы превратить наш иногда непонятный жаргон в ясный литературный язык. Мы выражаем им особую благодарность за их терпение и мастерство. Мы также благодарны Уитни Блейку, который прекрасно начал этот книжный проект, и Кэтлин Мач из Центра передовых исследований в области бихевиоризма, которая обеспечила удивительно быстрое и проницательное редактирова- ние. Дебби Джонстон занималась скучным, но критически важным делом компьютерного набора поправок к нашей рукописи. Она делала свою рабо- ту сверхточно, позволив нам посвятить наше время другим делам.
Как было отмечено выше, большие часть содержания книги представ- ляет собой новый материал и является продуктом наших собственных исс- ледований. Поэтому мы также выражаем благодарность тем, кто сотрудни- чал с нами в проведении этих исследований, особенно Бенгту Хольмстре- му, Дейву Крепсу и Бобу Уилсону, а также тем, кто финансировал наши исследования, включая Национальный научный фонд, Фонд Джона Саймона Гуггенхейма, Центр исследований экономической политики в Стэнфорде, а профессорский совет им. Джонатана Ловлейса и факультетский совет им. Роберта М. и Анне Т. Басс в Стэнфорде. Заключительная работа над этой книгой велась в то время, когда мы были членами Центра передовых ис- следований в области бихевиоризма.


Пол Милгром
Джон Робертс

Вернуться

Перейти к разделу: "экономика фирмы"

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru