Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 



 

Введение (Часть V. Рынки факторов производства)

 

Факторами производства (от лат. factor — делающий, про­изводящий), или, иначе, производственными ресурсами (от фр. ressource — возможность, средство, способ), называют блага ес­тественного и искусственного происхождения, используемые для производства (создания) необходимых людям конечных това­ров и услуг.

Факторы производства не менее многочисленны и разно­образны, чем конечные потребительские товары. Тем не ме­нее в конце XVIII—начале XIX в. сложилось разделение фак­торов производства на четыре агрегированные класса: зем­лю, труд, капитал и предприимчивость. Этим четырем аг­регированным факторам были поставлены в соответствие различные типы доходов, получаемых их владельцами: рен­та, заработная плата, процент1 и прибыль. Эта классифи­кация доходов, получившая наименование функциональной (или факторной), сложилась в Англии, где тогда существо­вало совершенное разделение собственности: земля принад­лежала лендлордам, сдающим ее в аренду, носителями тру­да были наемные рабочие, предприятия принадлежали пред­принимателям, а финансовые ресурсы — капиталистам. От­сюда тот интерес, который проявляли многие английские экономисты-классики (например, Д. Рикардо) к проблемам функционального, а в условиях Англии начала XIX в. соци­алъного, или классового, распределения доходов. В других странах, где разделение собственности на факторы производ­ства не было столь совершенным, как в Англии (США, Рос­сия), такая четырехчленная система распределения доходов не имела столь важного значения.


1 Прежде доход владельца капитала в России называли интересом (ср. англ. interest, фр. interet) от лат. inter est (букв, между, внутри), обозначаю¬щим разницу между инвестированной и полученной суммой или между суммой заимствования и возвращенной заимодавцу. Употребляемый в русской литературе термин «процент» характеризует скорее

общепринятую меру этого дохода, а не собственно функциональный доход от капитала.

В современном мире, где распределение собственности утра­тило былое «совершенство», агрегирование факторов производ­ства в названные четыре класса во многом потеряло значение. На первое место вышло противоположение капитала, как уни­версального источника дохода, самому доходу, как результа­ту производительного использования капитала. Теперь все ис­точники услуг факторов производства представляют как капи­тал (личный или общенациональный). В этом смысле к капита­лу относят и производственное оборудование, и землю с ее по­лезными свойствами, и человеческие способности, квалифика­цию и навыки, как источники его способности к труду.

Именно такое расширенное понимание капитала характер­но для Адама Смита. Смит относил к основному капиталу, при­носящему доход или прибыль, не поступая при этом в обраще­ние или на меняя владельца, следующие его виды:

1)   всякого рода полезные машины и орудия труда, облег­чающие или сокращающие труд;

2)   все постройки, являющиеся средством получения дохода не только для их владельцев, но и для лиц, снимающих их и платящих за них арендную плату;

3)   все улучшения земли, т. е. все то, что вложено в расчист­ку, осушение (орошение), удобрение земли и приведение ее в состояние, наиболее пригодное для обработки и пахоты (или для другого ее использования);

4)   все приобретенные полезные способности жителей стра­ны или членов общества.2


2 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. (Книги I-III). М., 1993. С. 408-409.

 

В XX в. эту расширенную концепцию капитала развива­ли американские экономисты И. Фишер, Д. Дьюи и др. Со­гласно И. Фишеру, запас богатства, существующий в неко­торый момент времени, называется капиталом, а порождае­мый им в течение определенного периода поток услуг — до­ходом.3 При

столь широком понимании капитала исчезают различия не только между названными выше агрегирован­ными факторами производства, но и между производствен­ными ресурсами и потребительскими товарами. «При таком понимании не может существовать „потребительских това­ров". Сандвич с ветчиной является частью капитала в тече­ние своего короткого периода существования. Лишь некото­рая доля „услуг", переходящая от сандвича к потребителю, когда он ест и переваривает (digest) его, образует доход. При таком понимании „капитал" просто синоним „производитель­ной силы". Капитал включает все полезное для производст­ва — умения человека, его вовлеченность в деловые отноше­ния, землю, сырые материалы, дороги, мосты, здания, ма­шины и даже силу общественного порядка».4

Это широкое понимание капитала как источника всякой производительной силы не исключает различия между личност­ными, персональными его элементами (или дезагрегированны­ми факторами производства), такими как труд или предприим­чивость, не отчуждаемыми от их владельцев (носителей) и не­персональными, как земля, оборудование, здания, сооружения. Неперсональные, отчуждаемые от их владельцев факторы, или элементы капитала, могут и продаваться, и сдаваться в аренду, в связи с чем различают капитальные и арендные (или про­катные по терминологии Л. В. Канторовича) цены, тогда как услуги персональных факторов в современном обществе могут лишь предоставляться (сниматься) в аренду (или наниматься) и имеют соответственно лишь арендные (прокатные) цены. То, что персональные элементы столь широко понимаемого капи­тала не имеют в современном обществе, как правило, рыноч­ной капитальной цены, является и сегодня основанием для их отграничения от капитальных благ, имеющих неперсональный характер, т. е. от обычных капитальных благ (земли, зданий, машин и т. п.).


 3  Fisher I. The Nature of Capital and Income. New York, 1927. P. 52.

4  Dewey D. Modern Capital Theory. Columbia Univ. Press, 1965. P. 24.

 

Важно различать капитальное имущество, представляемое набором капитальных благ, и финансовый капитал. Если ка­питальные блага представляют капитал как фактор производства в форме запаса или в его (запаса) ценностном выражении, то финансовый капитал — это капитал в ликвидной (или пото­ковой) форме, в виде акций, обязательств или просто денег.

Термин «капитал» как источник всякой производитель­ной силы также имеет два разных значения — реальный капитал и капитал-ценность. Реальный капитал — это сами источники дохода, или капитальные блага (здания, соору­жения, земля и т. п.). Капитал-ценность — это рыночная ценность капитальных благ. Двум значениям термина «ка­питал» соответствует и пара значений термина «доход». Ска­жем, урожай определенного участка земли — это реальный доход его владельца, тогда как рыночную ценность этого уро­жая представляет ценность этого дохода.

Для обращающихся на рынке производственных ресурсов существует определяемое рынком соотношение между годовой ценностью их услуг, или приносимого ими дохода, и рыночной ценностью самого ресурса, т. е. между ценностью дохода и ка­питалом-ценностью. Это соотношение, или пропорция «выхода продукта» (англ. yield), соответствует доходу собственника ре­сурса, представленному как пропорциональная доля капиталь­ной ценности ресурса, или фактора производства.

Исходя из этого можно более ясно представить связь между процентом на капитал (в широком его понимании) и традици­онными компонентами функционального распределения дохо­да — земельной рентой и заработной платой. Поскольку зе­мельная рента есть арендная плата за землю, годовая сумма земельной ренты какого-либо участка будет (в равновесии) рав­на проценту на капитальную ценность данного участка земли. В экономике, основанной на использовании труда рабов, сво­бодно покупаемых и продаваемых на рынке и потому имею­щих капитальную цену, плата за наем раба или свободного ра­ботника (как его субститута) имеет тенденцию быть равной проценту на капитальную ценность раба. Даже в современной экономике дополнительный доход работника, обусловленный вложениями в его обучение, будет в тенденции равен проценту на инвестиции в человеческий капитал.

Поэтому процент лучше всего рассматривать не как один из видов доходов функционального характера, а как специфи­ческое представление дохода любого из множества факторовпроизводства, а именно как процентную долю капитальной цен­ности соответствующего источника факторных услуг. Или, ина­че, норма дохода любого фактора, или ресурса, производства, есть отношение между его прокатной или арендной ценой, с одной стороны, и капитальной ценностью того же фактора, или ресурса, — с другой.

С этой точки зрения следует различать долговечные (англ. durable) и недолговечные (англ. nondurable, perishable) блага. Различие между капитальной и арендной, или прокатной, це­ной имеет место лишь для долговечных благ, тогда как для недолговечных прокатная и капитальная цены совпадают. «Цен­ность потребления хлеба практически идентична ценности хле­ба... Капитализированная ценность ожидаемых услуг жилья будет ценностью здания. Короче, наличие хлеба и его потребле­ние практически совмещены во времени и ценность их одина­кова, тогда как наличие жилья и его использование различают­ся в обоих отношениях».5

Формирование цен факторов производства в принципе не отличается от формирования цен конечных товаров. Они фор­мируются на рынках факторов производства под влиянием сил спроса и предложения. Отличия лежат в особенностях форми­рования спроса и предложения производственных ресурсов. В главе 13 мы рассмотрим некоторые важные особенности фор­мирования предложения услуг факторов производства их соб­ственниками — домохозяйствами, а в главе 14 — особенности формирования спроса на них со стороны предприятий — про­изводителей конечных благ и услуг и формирования цен фак­торов.


 5 Fisher I. The Nature of Capital and Income. P. 119.

вернуться

Координация материалов. Экономическая школа 





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru