Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




Уильям Баумоль, гл.8. Кривые спроса, кривые смещающегося спроса, функция спроса, кривая продаж

 

1. Кривые спроса

 

Кривые спроса являются такими инструментами экономической теории, которые нашли широкое применение в прикладной экономике. С помощью традиционных кривых спроса показывается ответная реакция потребителей на установление тех или иных цен на товар; с помощью кривых спроса администрация фирмы может предугадать, что случится со спросом на данный товар, производимый этой фирмой, если изменится его цена.

 

 

Вся эта информация представлена на рис. 30, где изображена кривая спроса, на которой показывается спрос на товар при каждом изменении уровня его цены в соответствующих пределах. Например, точка D0 на кривой спроса DD' показывает, что при цене ОР0 потребитель (или группа потребителей), пожелает закупить OQ0 единиц данного товара.

 

Следует отметить несколько следующих особенностей кривых спроса.

 

1) Обычно принято цены откладывать по вертикальной, а спрос — по горизонтальной оси  1

 

2)      График характеризует состояние цен и объема продукции в определенный момент времени, например в 4 часа 33 мин. пополудни 12 июня. Следовательно, все показатели цен и объема продукции (кроме одного) должны быть условными, то есть кривая должна обычно давать ответ на следующий условный вопрос: «Если цена характеризуется прямой ОР, то сколько единиц продукции купит потребитель (или потребители)?»

 

3)      Обычно предполагается, что кривая имеет отрицательный наклон. С экономической точки зрения это вполне возможное утверждение; при прочих равных условиях спрос на какой-либо товар будет большим (что выражается прямой OQ1, а не OQ0) в случае снижения его цены (с ОР0 до ОР1). Однако следует напомнить о двух возможных исключениях: во-первых, случаи, когда товары рассчитаны на снобов, во-вторых, случаи, когда покупатели судят о качестве товара по его цене. Такие товары, как дорогостоящие ювелирные изделия, покупаются именно только потому, что цены их высоки; снижение цен на подобные товары может уменьшить привлекательность этих товаров для снобов и поэтому, возможно, приведет к сокращению объема их продаж. (Хотя менее состоятельные потребители могут быть в таком случае заинтересованы покупать эти товары, тем самым компенсируя потерю для рынка богатых покупателей.) Аналогичным образом в тех случаях, когда покупатели не имеют возможности судить о качестве товаров непосредственно и пользуются для этой цели ценами, что они, вероятно, часто и делают, снижение цен на продукцию может привести к уменьшению спроса на нее. Далее мы снова рассмотрим обычные кривые спроса с отрицательным наклоном.

 

2. Кривые смещающегося спроса. Функция спроса

 

Вторая только что описанная характерная особеность кривой спроса (ее временный характер) подразумевает, что форма и положение кривой, возможно, с течением времени изменится. Для одного периода времени соответственно кривой спроса является DD', а для другого периода кривая имеет форму ЕЕ'. Такое изменение кривой называется сдвигом кривой спроса, противоположным движению вдоль кривой спроса, например от точки D0 к точке D1.

 

Сдвиг в кривой спроса обычно объясняется изменением значения некоторых других переменных, которые влияют на спрос. Например, рост дохода потребителей может привести к сдвигу вверх кривой спроса от DD' к положению FF'. Это означает, что при любом заданном уровне цены (равном, например, ОР0) потребительский спрос после сдвига будет больше, чем перед сдвигом. Однако следует отметить, что если в течение этого же периода будет иметь место соответствующее повышение цен, то в этом случае объем закупок может уменьшиться, несмотря на сдвиг кривой спроса в результате повышения дохода. В данном случае сдвиг кривой спроса сопровождается компенсирующим движением вдоль соответствующей кривой.

 

На положение кривой спроса (в пространстве) могут влиять, кроме дохода, и многие другие переменные факторы. Изменения положений кривой спроса относительно осей координат могут быть вызваны колебаниями расходов на рекламу, изменением цен и качества товара или способа рекламирования конкурирующего продукта и даже изменениями погодных условий. Некоторые из соответствующих переменных, влияющие на положение кривой, даже нельзя учесть и измерить (например, изменение вкусов потребителей может вызвать сдвиг в кривой спроса), хотя можно проследить эти явления и найти переменные, которые объясняют изменение вкусов потребителей.

 

Подведем итоги. Спрос является функцией многих переменных, например цен, расходов на рекламу, а также зависит от решений, принимаемых в отношении конкурирующих продуктов. Функция, характеризующая в целом, эту взаимосвязь многих переменных, называется функцией спроса. В противоположность этому кривая спроса строится только по двум переменным (цены и количества требуемых товаров); другие переменные при этом не учитываются. В самом деле, различие между движением вдоль кривой спроса и ее сдвигом можно описать с помощью соответствующих переменных. Любое изменение спроса на продукцию, имеющее место только в результате колебания цены, характеризуется движением вдоль кривой, в то время как изменение величины любой другой переменной в функции спроса, по-видимому, приведет к изменению положения кривой спроса относительно осей координат.

 

Приведем несколько окончательных выводов.

 

1)      Такие выражения, как, например, «повышение спроса», двусмысленны, и ими никогда не следует пользоваться, поскольку не ясно, относятся ли они к сдвигу кривой спроса или к движению вдоль нее.

 

2)      Данное различие относится к ряду вопросов прикладной экономики. Например, утверждение о том, что снижение спроса имеет дефляционный характер, закономерно только в том случае, если оно относится к сдвигу вниз кривой спроса, поскольку движение влево (снижение спроса) вдоль кривой спроса с отрицательным наклоном должно, по определению, совпадать с ростом цены. Бывает и так, когда это неправильно понимается законодателями, которые делали вздорные заявления по поводу инфляционной политики. Аналогичным образом то повышение спроса, на которое сильно надеется фирма, повлечет за собой сдвиг кривых спроса на продукты этой фирмы. Фактически это обычно является результатом таких изменений значений переменных, которые полностью находятся вне сферы контроля со стороны администрации. Если спрос на продукцию фирмы возрастает в результате изменений расходов на рекламу или увеличения затрат на случайные услуги, оказываемые фирмой своим покупателям, или на некоторые другие виды деятельности, способствующие увеличению спроса, то в этих случаях фирма несет некоторые расходы. Но повышение спроса, вызываемое ростом национального дохода или улучшением условий погоды, не зависит от фирмы.

 

3) Возможность того, что кривые спроса могут часто сдвигаться, означает, что статистическое исследование формы такой кривой требует применения довольно тонких методов анализа. Серьезные трудности есть в прямом подходе, при котором мы берем данные о цене и количестве продукции за ряд месяцев и переносим их на график. Например, если в октябре было продано OQ0 единиц изделий по средней цене ОР0 (см. точку D0 на рис. 30), а продажи продукции в ноябре и декабре характеризуются точками Е0 и F0 соответственно, то, применяя этот метод, мы получили бы статистическую «кривую спроса» SS' (кривую продаж), которая, как мы можем видеть, в действительности не имеет сходства ни с одной из кривых фактического спроса (кривая DD' для октября, ЕЕ'—для ноября и FF'—для декабря).

Все дело заключается в том, что действительная кривая спроса сдвигается в течение этого периода. Простой статистический метод, который только что был нами описан, даже не указывает на этот факт и, конечно, не дает нам никаких способов корректировки этого метода.

 

Для разрешения так называемой проблемы идентификации были разработаны более сложные методы, но не имеет смысла дальше углубляться в эту проблему в данной работе. В целях более подробного ознакомления с данным вопросом читатель отсылается к соответствующим работам по эконометрике 2

 

Возможно, имеет смысл отметить, что причиной того, почему мы интересуемся действительной кривой спроса, а не статистической кривой SS', является то, что только первая кривая дает нам возможность судить о последствиях принятых решений в отношении цен. Следовательно, по определению, именно действительная кривая спроса показывает, как объем продаж того или иного товара меняется в зависимости от изменения его цены: именно эту кривую и следует использовать при расчетах, связанных с выбором оптимальной политики в области цен и объема выпускаемой продукции.

___

1 Это произвольное условие (введено Альфредом Маршаллом), по всей видимости, является необязательным, потому что в данном случае мы рассматриваем спрос на продукцию в качестве зависимой, а цену на нее — независимой переменной. Причиной такого подхода является то, что кривая спроса вместе с кривой предложения по традиции применяется для анализа определения цен в отрасли, где идет конкуренция фирм (см. параграф 3 главы 11). Однако даже в данном случае цена не может рассматриваться в качестве зависимой переменной, поскольку при анализе соотношения спрос— предложение цены и объем продукции определяются одновременно.

2 См., например, Т. С. Koopmans, Identification Problems in Economic Model Construction, in W. С. Hood and T. С. Koopmans, Studies in Econometric Method, Wiley, New York, 1953; L.R. Klein, A Textbook of Econometrics, Row Evanston, 111., 1953, Chapter III.

Франклин Фишер. Проблема идентификации в эконометрии. М., «Статистика», 1978.(см.1.1-1.3 - Сущность  проблемы)

Проблема идентификации в эконометрике

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:


Вернуться на страницу "Термины"

Координация материалов. Экономическая школа

Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru