Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



Глава 10

ИССЛЕДОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ И ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Эта глава состоит из двух отдельных частей. В первой части (разделы 10.1-10.4) анализируются частные и общественные стимулы к осуществлению технологических инноваций; во второй части рассматривается, как уже существующие инновации осваиваются на рынке.

 

Исследования и разработки (ИР) играют решающую роль не только в анализе отдельной отрасли, но и с общеэкономической точки зрения. Открытие Солоу [85], что лишь малая часть душевого роста (10% по несельскохозяйственному сектору США за период 1909-1949 гг.) была связана с ростом соотношения между капиталом и трудом, привлекло внимание экономистов к роли технического прогресса в улучшении благосостояния.1 Эта решающая роль означает, что пристальное внимание должно уделяться стимулам фирм к внедрению новшеств и освоению новых

технологий.

 

Принято различать три стадии исследований; теоретические исследования с целью получения фундаментальных знаний (проводящиеся в основном в университетах и правительственных агентствах), прикладные исследования, связанные с техникой, и разработки, обеспечивающие коммерческое использование продуктов и процессов. После исследований идет стадия, на которой инновации распространяются в промышленности посредством лицензирования, имитации патентованных инноваций либо освоения незапатентованных инноваций.

 

Также принято различать продуктовые и технологические инновации. Продуктовые инновации создают новые товары и услуги; технологические снижают затраты на производство существующих продуктов. Конечно, не всегда можно провести четкую грань между двумя этими типами инноваций. Новый продукт одной фирмы может привести к созданию новой технологии у другой. Вообще говоря, продуктовую инновацию можно рассматривать как технологическую: предположим, что новый продукт существовал и до инновации и что инновация просто снизила затраты на его производство.

 

В разделах 10.1 и 10.2 мы рассмотрим тезис Шумпетера [83] о связи между структурой рынка и ИР. Основное положение Шумпетера, что монопольные ситуации и ИР тесно связаны, подчеркивается двумя различными аргументами: монополии являются естественными сферами реализации ИР; если мы хотим побудить фирмы заняться ИР, нам придется принять создание монопо-

------------------

1 Разумеется, немаловажная доля остальной части обусловлена факторами, не связанными с техническим прогрессом (см., например, [15], в которой Денисон дает высокую оценку роли улучшения

образования рабочих). Но это вовсе не отрицает роль технического прогресса как основного компонента в остальной части.

------

лий как неизбежное зло. Мы не будем учитывать первый аргумент, который вызывает полемику и не имеет принципиального значения для тезиса Шумпетера.2 Мы сосредоточимся на

рассмотрении второго аргумента, наделяющего инновации статусом общественного блага, предложение которого может быть стимулировано системой патентов. Любая инновация, созданная одной фирмой, бесплатно (или почти бесплатно) предоставляет пригодную к использованию информацию другим фирмам. Хотя все фирмы и готовы использовать такую информацию, ни одна из них не склонна тратить (нередко огромные) суммы денег, необходимые для ее получения, без компенсации. На практике такая компенсация нередко поступает за счет предоставления патента, который обеспечивает инновационной фирме статус временной монополии и, следовательно, позволяет ей компенсировать свои затраты на ИР. (Незапатентованная инновация может также обеспечить статус временной монополии, так как она связана с коммерческой тайной либо в силу задержки в подражании.) Дилемма системы патентования состоит в том, что, стимулируя ИР, она препятствует распространению инновации и, следовательно, создает неконкурентную ситуацию.

 

Частные выгоды, связанные с тем, что инновация защищена патентом, рассматриваются в разделе 10.1. Раздел 10.2 вводит затратную сторону (производственный процесс ИР) и описывает патентную гонку. Особое внимание в этих двух разделах уделяется связи между указанными проблемами и проблемами выбора продукта и инвестирования (которые рассматривались в главах 2, 7 и 8). В конечном счете инновационный процесс сводится к созданию новых продуктов. Поэтому проблема рыночного стимула к участию в ИР аналогична проблеме конкурентной диверсифицированности продукции. В области затрат ИР являются примером инвестирования с некоторыми особенностями (во многом случайный характер отдачи от инвестиций, эффект опережения патентоспособных инноваций, непатентоспособные инновации с точки зрения общественного блага). Влияние патентной защиты на благосостояние анализируется в разделе 10.3. В разделе 10.4 обсуждаются альтернативные, более централизованные методы стимулирования ИР: премиальная система и механизм контрактов. В Дополнительном разделе вводится возможность лицензирования инновации и выдвигается предположение о том, как оно может воздействовать на ценность инновации и на патентную гонку.

 

Изобретения новых продуктов и технологий недостаточно для экономического прогресса. Инновации должны тогда эксплуатироваться надлежащим образом и распространяться через лицензирование, подражание или простое освоение. (Различие между подражанием и освоением в том, что подражатель должен оплатить инженерный анализ, т. е. выяснение технологии другой фирмы). Вторая часть этой главы уделяет особое внимание процессу освоения. Мы

------------------

2 Шумпетер не вносит ясности в вопрос о том, связан ли первый аргумент с монопольной властью или с крупным размером. Он полагает, что крупные фирмы лучше подготовлены и более

заинтересованы в проведении ИР, чем мелкие, по следующим причинам: в ИР превалирует возрастающая отдача; проведение ИР связано с большей степенью риска, который трудно исключить посредством страхования (по причине морального риска), а крупные фирмы более диверсифицированы и поэтому более готовы к риску; созданная инновация реализуется в крупной фирме быстрее из-за наличия у нее соответствующей структуры производства; монополист не имеет конкурентов, готовых имитировать его инновацию или обойти существующий патент на нее.

------

предполагаем, что новая технология доступна всем фирмам за некоторую плату. После краткого вступления мы анализируем опережающие аспекты освоения новых технологий. В разделе 10.5 рассматривается, может ли в случае олигополии выбор времени освоения вызвать концентрацию (почти одновременное освоение всеми фирмами) или «распределение освоения» отдельными фирмами. В разделе 10.6 содержится обзор последней литературы по стандартизации и побочным эффектам сетей. Побочные эффекты сетей имеют место, когда потребители некоторого товара получают от него большее удовлетворение при его потреблении многими другими потребителями (как в случае телефонных сетей или видеомагнитофонов). Такие побочные эффекты потребления придают новые интересные свойства процессу освоения.

 

 

 

 



Продолжение текста

 

 

 



Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90




Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru