|
Ричард Познер. Экономический анализ права.
СПб.Экономическая школа.
/ Пер. с англ. под ред. В.Л. Тамбовцева,
2004, в 2-х т., Т.1. – 544 с., Т.2. – 464 с.
27.1. Экономические основания свободы слова
Идеи являются полезным товаром, производимым в огромном количестве на рынке с высокой конкуренцией. Рынок идей, о котором писал Холмс, является фактом, а не просто фигуральным выражением.1 В практическом смысле именно этот рынок, а не некоторая конечная реальность, определяет «истинность» идей. Ведь мы говорим, что идея (например, о том, что Земля вращается вокруг Солнца) является истинной не потому, что она действительно истинна — кто знает? — но потому, что все или большинство покупателей знаний приняли («купили») ее. Эта прагматическая концепция истины2 подрывает попытки подавления идей или запрещения их выражения или распространения. Ни у кого нет канала связи с конечной реальностью. Истины, подобные тем, которыми мы располагаем, созданы в конкурентном процессе, искажающемся, если потенциальные конкуренты — непопулярные или отталкивающие идеи — исключаются насильно.
Но это не объясняет, почему возникло мнение, что необходима конституционная защита данного конкретного рынка, а не других. Есть два возможных объяснения, близких к экономическому мышлению. Первое заключается в том, что государственное вмешательство на рынке идей создает опасность разрушения демократического процесса, тем самым приводя к наиболее опасной из монополий — монополии государственной власти (см. п. 23.2). Второе и более широкое объяснение (первое ограничивается политическими высказываниями) подчеркивает неустойчивость рынков информации. По причинам, объясненным ранее в этой книге (см. п. 3.2), невозможно со | ---------------------------------------------------
1
Abrams v. United States, 250 U.S. 616, 630 (1919) (особое
мнение
судьи). |
2 Наиболее ясно сформулирована в работе Thomas S. Kuhn.
The Structure of Scientific Revolutions (2d ed. 1970).
Содержание учебника
Координация материалов.Экономическая школа
Экономическая школа 90
|