Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

        50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике

 

УБЫВАЮЩАЯ ОТДАЧА (diminishing returns) — закон об убывающей предельной отдаче переменного фактора в теории предложения в коротком периоде, который гласит, что по мере увеличения затрат переменного ресурса на равные величины (при постоянных затратах всех остальных производственных факторов) достигаемся такая точка, после которой приращение выпуска в результате увеличения затрат фактора (т. е. предельный физический продукт переменного фактора) начинает уменьшаться, как это показано на рис. 128. Падение предельного физического продукта приводит в конце концов к уменьшению среднего физического продукта (убывающая средняя отдача).

 

 

Изменение предельного физического продукта возникает потому, что каждая дополнительная единица затрат переменного фактора приносит разный эффект при её добавлении к затратам постоянного фактора. При низком уровне выпуска предельный физический продукт растёт с добавлением новых единиц переменного фактора к (недоиспользуемому) постоянному фактору, причём каждая дополнительная единица переменного фактора приводит к более интенсивному использованию постоянного фактора. В конце концов в ходе увеличения выпуска достигается оптимальное сочетание факторов, при котором постоянные и переменные факторы комбинируются в наиболее благоприятной пропорции, максимизируя предельный физический продукт. После этого дальнейшее увеличение затрат переменного фактора относительно постоянного фактора, теперь уже используемого чрезмерно интенсивно, ведёт к пропорционально меньшему увеличению выпуска, в результате чего предельный физический продукт снижается.

 

См. ОТДАЧА ПЕРЕМЕННОГО РЕСУРСА

В.М.Гальперин. 7.2.2. Убывающая отдача переменного ресурса. Короткий период (почему предприниматель и экономист обращают внимание на вторую стадию производства, где дополнительная единица переменного ресурса сулит падающий, но положительный выпуск продукции)

 

ОТДАЧА ПЕРЕМЕННОГО ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА (returns to the variable factor input) — в теории предложения короткого периода относительное изменение выпуска в результате изменения используемого количества переменного фактора на заводе заданного (постоянного) размера. В коротком периоде некоторые факторы производства являются переменными, а остальные — постоянными.

 

 

Отдельная фирма может изменять свой выпуск, только сочетая большее или меньшее количество переменных факторов с постоянными факторами (т. е. изменяя пропорции, в которых используются факторы в производстве). По мере того как всё большее количество переменного фактора используется в сочетании с заданным количеством постоянного фактора:

 

(а)     первоначально, как показано на рис. 79а, наблюдается возрастающая отдача переменного фактора: выпуск растёт более чем пропорционально увеличению переменного фактора, так что кривая общего физического продукта идёт вверх И ПРЕДЕЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ И СРЕДНИЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ также увеличиваются;

 

(б)     затем наблюдается постоянная отдача, так как увеличение выпуска происходит пропорционально увеличению переменного фактора (предельный физический продукт и средний физический продукт постоянны);

 

(в)     затем наблюдается убывающая отдача переменного фактора (см. рис. 79б), при которой увеличение выпуска менее чем пропорционально увеличению переменного фактора (кривая общего физического продукта теряет наклон, а предельный физический продукт и средний физический продукт уменьшаются);

 

(г)     в конечном счёте может наблюдаться отрицательная отдача, при которой увеличение переменного фактора приводит к падению общего выпуска (кривая общего физического продукта отклоняется вниз, а предельный физический продукт становится отрицательным).

 

См. карта изоквант

В.М.Гальперин. 7.2.2. Убывающая отдача переменного ресурса. Короткий период  (почему предприниматель и экономист обращают внимание на вторую стадию производства, где дополнительная единица переменного ресурса сулит падающий, но положительный выпуск продукции)

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:


 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru