Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



УЩЕРБНЫЙ РОСТ (immiserizing growth) — ситуация, в которой попытка развивающейся страны увеличить потенциал роста посредством экспорта в действительности приводит к замедлению темпов экономического роста. Эта исключительная ситуация теоретически применима только к стране, чья экспортная специализация (минералы или сельскохозяйственные культуры) рассчитана на преобладающую долю в мировой торговле этой продукцией. Страна вынуждена увеличивать экспорт для того, чтобы заработать иностранную валюту для финансирования импорта, необходимого для поддержания растущей экономики. Если всё производство на экспорт сконцентрировать в одной области, это может привести к перепоставкам данной продукции, что в свою очередь приведёт к ухудшению условий торговли для этой страны. В результате объём импорта уменьшится и потенциал экономического роста страны снизится.

 

См. экономическое развитие.

 

УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ (terms of trade) – индекс цен, который показывает соотношение цен ЭКСПОРТА и цен ИМПОРТА для не­которой страны. Он определяется как частное от деления ин­декса цен, полученных за экспорт, на индекс цен, заплаченных за импорт. Условия торговли страны улучшаются, если цены её экспорта растут быстрее, чем цены импорта, и ухудшаются, если первые растут медленнее, чем вторые. Об ухудшении условий торговли Великобритании свидетельствуют следующие данные (уровень цен 1985 г. принят за 100):

        

 

1985 г.

1991 г.

Индекс экспортных цен

100

106

Индекс импортных цен

100

108

Соотношение индексов

100

98

                                                                                               

 

На первый взгляд, улучшение в условиях торговли некото­рой страны может показаться выгодным: говоря на языке те­ории внешней торговли, данное количество вывозимых това­ров позволит оплачивать большее количество ввозимых това­ров, или, с другой стороны, данное количество ввозимых товаров может быть куплено за меньшее количество вывозимых това­ров. Но решающее значение в этом случае тем не менее имеет эластичность спроса по цене для вывозимых и ввозимых товаров. Если, например, спрос на вывозимые товары эластичен по цене, то рост цен на эти товары, делающий товары, вывозимые страной, менее конкурентоспособными на мировом рынке, приведёт к более чем пропорциональному снижению объёма экспорта, что уменьшит поступление иностранной валюты и отрицательно скажется на внутренних выпусках и занятости.

 

См. также равновесие платёжного баланса, девальвация, ревальвация, Экспортный мультипликатор, Склонность к импорту

 

 

 

ТОРГОВАЯ ПАЛАТА (chamber of commerce) — организация, которая функционирует главным образом для обслуживания потребностей деловых кругов в отдельных городах и промышленных районах. Торговые палаты проводят собрания местных предпринимателей, на которых обсуждаются интересующие их вопросы, и предоставляют своим членам (особенно представителям малого бизнеса) ряд услуг. В Великобритании, например, эти услуги включают предоставление информации о деловых возможностях на местном и национальном уровнях, а также (во взаимодействии с департаментом торговли и промышленности) оказание консультативных услуг по организации экспорта, предоставление сведений о рынках сбыта за границей и т. д.

 

 

ОБЕДНЯЮЩИЙ РОСТ (immiserizing growth): Возможный, но маловероятный случай, когда рост производства продукции внутри страны ведет в результате торговли к снижению экономического благосостояния (economic welfare). Обстоятельствами, способными привести к этому, являются рост, сдвинутый в сторону экспортных товаров, для которых внешний спрос неэластичен (inelastic) по цене, а также значительная предельная склонность к импорту (marginal propensity to import). Реальный рост выпуска продукции создает спрос на еще больший импорт. Чтобы заработать дополнительную иностранную валюту (foreign exchange) для оплаты дополнительного импорта, экспортная продукция перед лицом неэластичного спроса должна продаваться по такой низкой цене, что условия внешней торговли (terms of trade) при этом сильно ухудшаются и пропадает выгода от дополнительной продукции.

 

 

СКЛОННОСТЬ К ИМПОРТУ (propencity to import) — доля национального дохода, которая тратится на импорт. Средняя склонность к импорту (АРМ) определяется так:

                                        

 

Предельная склонность к импорту (МРМ) — это доля изменения дохода, затрачиваемая на импорт:

                                       

                                           

 

С другой стороны, импорт может выражаться как часть располагаемого дохода.

 

Увеличение склонности к импорту уменьшает расходы на потребление отечественных товаров при данном уровне дохода, например, с ОС до OC1 на рис. 113. Это увеличивает расходы на импорт в модели кругооборота национального дохода и снижает национальный доход с OY до OY1.

 

 

См. мультипликатор , Экспортный мультипликатор, Склонность к импорту, П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)

 

 

СРЕДНЯЯ СКЛОННОСТЬ К ИМПОРТУ (average propencity to import (АРМ)) — доля от данного уровня национального дохода, которая расходуется на импорт:

 

                                                              

 

Иначе, импорт может быть выражен как доля располагаемого дохода.

См. также склонность к импорту, предельная склонность к импорту

 

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ИМПОРТУ (marginal propensity to import (MPM)) — доля изменения национального дохода, расходуемая на импорт.

 

                                             

 

В свою очередь изменение объёма импорта может быть выражено как доля изменения располагаемого дохода.

См. склонность к импорту, мультипликатор, П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник),

Презентация нового учебника МАКРОЭКОНОМИКА автором. Петр Ильич Гребенников

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru