Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



СОЗДАТЕЛЬ РЫНКА (market maker) — фирма, действующая на фондовой бирже, которая занимается покупкой и продажей ценных бумаг, например акций, облигаций, и, таким образом, выполняет функции по формированию рынка данных ценных бумаг. Фирмы — создатели рынка в Великобритании сочетают в своей деятельности (после реформ фондового рынка 1986 г.) роли джоббера (действующего как глава в покупке и продаже ценных бумаг) и брокера (действующего как агент в интересах клиентов, желающих покупать или продавать ценные бумаги), хотя функции брокеров выполняются также фирмами, специализирующимися только на этом виде деятельности.

 

Фирма — создатель рынка обычно специализируется на небольшой группе ценных бумаг, например на акциях компаний какой-либо отдельной отрасли. Фирма получает прибыль от разницы между покупательской ценой и предлагаемой ценой, по которой она продаёт эту ценную бумагу. Фирма назначает более низкие или более высокие цены покупки и продажи в соответствии с уменьшением или увеличением её запаса данных ценных бумаг. Например, при большом спросе на данные акции по мере продажи своего запаса этих акций фирма назначает всё более высокую цену в соответствии с их растущей ценностью.

 

См. цена покупателя, продажа/покупка акций, китайская стена.

 

 

ДЖОББЕР (jobber) — делец, выступающий в качестве принципала (доверителя) при купле-продаже ценных бумаг, таких как акции и облигации, таким образом создавая рынок данных ценных бумаг.

 

См. создатель рынка, фондовая биржа.

 

 

БРОКЕР (stockbroker) — агент, который по поручению своих клиентов покупает и продает такие ценные бумаги, как акции 1,        акции 2 и облигации, и получает за осуществление этих сделок комиссионные. Некоторые брокеры действуют вдобавок как «джобберы», выполняя основную функцию по созданию рынка ценных бумаг.

 

См. создатель рынка, фондовая биржа.

Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В.Ковалева. СПб 2001 г. Т.1.ХХХ+497 с.,Т.2. 669 с. Содержание учебника

 

 

КИТАЙСКАЯ СТЕНА (Chinese wall) — ограничение круга брокерских, джобберских операций (см. создатель рынка), финансового управления и других видов деятельности финансового института, которые ему разрешено осуществлять, с тем чтобы защитить интересы его клиентов. Например, один и тот же институт, отвечая за создание рынка конкретной ценной бумаги, вряд ли будет беспристрастен, одновременно давая совет клиентам купить именно эту ценную бумагу.

 

См. кодекс сити.

 

 

ЦЕНА ПОКУПАТЕЛЯ (bid price) — цена, по которой дилер, занимающийся сделками с ценными бумагами (такими как акции, иностранной валютой или реальным товаром — олово, пшеница и т. д.), готов купить ценную бумагу, валюту или товар. Обычно дилеры называют две цены: более низкую (цена покупателя) и более высокую («цена продавца» или «цена предложения»), по которой они готовы продать ценную бумагу и т. д. Разница между ценой продавца и ценой покупателя (маржа) представляет собой прибыль дилера от данной сделки.

 

СРЕДНЯЯ ЦЕНА (middle price) — цена ценной бумаги, иностранной валюты или товара, находящаяся посредине между ценой покупателя и ценой продавца, которые назначаются создателями рынка или дилерами.

Цены акций, товаров и валютные курсы, публикуемые в газетах, как правило, являются средними ценами.

 

См. Цена покупателя

 

 

ДЛИННАЯ ПОЗИЦИЯ (long position) — ситуация, при которой дилер или создатель рынка, торгующий определённым товаром, ценными бумагами или иностранной валютой, продаёт меньше, чем покупает, и его рабочий запас данного объекта торговли возрастает (т. е. становится «длинным»).

 

Ср. короткая позиция.

 

КОРОТКАЯ ПОЗИЦИЯ (short position) — ситуация, при которой дилер или создатель рынка по данному товару, ценной бумаге или иностранной валюте продаёт больше, чем покупает, так что его рабочий запас предмета торговли истощается («укорачивается»). Ср. длинная позиция.

 

 

ОПЕРАЦИИ ИНСАЙДЕРА (insider trading) — любые сделки с ценными бумагами, такими как акции 1 и акции 2, осуществляемые лицом, имеющим доступ к не подлежащей разглашению (конфиденциальной) информации, ещё недоступной для общего пользования, и вследствие этого получающим доход от знания этой информации. Например, лицо, работающее в торговом банке и занимающееся вопросами будущего поглощения фирмой-клиентом другой фирмы, может сам или через посредничество других людей договориться о покупке акций поглощаемой фирмы до официального объявления о поглощении.

 

См. кодекс сити.

 

 

ПОКУПКА/ПРОДАЖА АКЦИЙ (share purchase/sale) — процесс покупки и продажи акций 1 на фондовой бирже. Он состоит из нескольких этапов.

 

Первый этап: покупатель/продавец обращается к брокеру или к коммерческому банку, поручая им покупку или продажу определённого количества акций данной компании. Брокер или банк затем выполняет эту задачу, удерживая с клиента комиссионные за свои услуги.

 

Второй этап: брокер или банк обращается к создателю рынка для покупки или продажи вверенных ему (брокеру или банку) акций. Создатель рынка имеет некоторый запас акций тех компаний, которые соответствуют его специализации. Создатель рынка называет брокеру или банку две цены: низшую цену «покупателя», по которой создатель рынка собирается покупать акции, и верхнюю цену «продавца», по которой он собирается продавать акции. Разница между этими ценами (маржа) обеспечивает создателю рынка чистую прибыль. Называя две цены, создатель рынка не знает, продавать или покупать акции намерен брокер. Последний же сообщает о своём намерении и заключает сделку в том случае, если он считает цены, назначенные создателем рынка, достаточно конкурентоспособными по сравнению с ценами, названными другими создателями рынка. На этой стадии «торг» завершается и законное право владения акциями переходит к покупателю.

 

Третий (заключительный) этап: чтобы зафиксировать переход права собственности на акции к покупателю, создатель рынка сообщает об этом регистратору компании 1, акции которой были куплены. Последний же корректирует свой реестр акционеров, выписывает новый акционерный сертификат на покупателя и аннулирует акционерные сертификаты продавца этих акций.

 

 

АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ (joint-stock company) — компания, в которую ряд лиц вкладывает свои средства в обмен на её акции. Акционерные компании имеют возможность получать дополнительные денежные средства для финансирования своей деятельности путём размещения акций среди значительного числа акционеров, поэтому их финансовые возможности предпочтительнее, чем возможности индивидуальных частных предприятий или даже товариществ. С момента создания акционерная компания становится самостоятельным юридическим лицом, отделённым от своих акционеров, с правом заключения договоров с поставщиками и потребителями. Акционерная компания управляется советом директоров, назначаемым акционерами. Директора обязаны отчитываться о положении дел компании перед акционерами на годовом общем собрании. Если акционеры не удовлетворены деятельностью директоров, они имеют право отстранить последних от должности путём голосования.

 

Значительный импульс развитию акционерных компаний был дан введением принципа ограниченной ответственности, согласно которому ограничивается максимальный убыток, который несёт акционер в случае банкротства компании. Защита акционеров намного увеличила число желающих вкладывать свои средства в компании.

 

Основные формы акционерных компаний:

 

(а)     акционерное общество закрытого типа (АОЗТ). По британскому закону о компаниях максимальное число акционеров в такой компании ограничивается пятьюдесятью и акции данной компании не могут продаваться и покупаться на фондовой БИРЖЕ. В конце названий таких компаний пишется слово limited (Ltd).

 

(б)     акционерное общество открытого типа (АООТ). По британскому закону о компаниях минимальное число акционеров такой компании — семь, а максимальное не ограничено. Акции АООТ могут продаваться и покупаться на фондовой бирже, а значит, доступны широким слоям населения. В конце названий таких компаний пишется — public limited company (Plc.).

 

Большинство крупных компаний (олигополий) являются АООТ, поскольку только они могут получить доступ к большим капиталам. Несмотря на то что акционеры являются собственниками АООТ, реальный контроль над деятельностью компании осуществляется управленческой верхушкой.

См. фирма, отделение собственности от управления

 

ЗАКОНСЕРВИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ (shell company) — компания, не ведущая хозяйственную деятельность, но остающаяся в списках фондовой биржи. Подобная компания может быть куплена путём обратного поглощения компанией, желающей попасть в списки фондовой биржи.

 

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ (board of directors) — группа лиц, ответственных перед акционерами за управление акционерной компанией. Советы директоров часто состоят из работающих полный рабочий день наёмных управляющих компании (исполнительные директора) и работающих неполный день директоров, не занимающих в компании управленческих постов. Совет директоров периодически собирается на заседания, проводимые председателем совета, для принятия решений по важным вопросам политики компании и для назначения крупных управляющих. Директора переизбираются ежегодно на годовых общих собраниях компании.

 

 

ПОСРЕДНИК (middleman) — торговец или фирма, предоставляющая услуги по посредничеству в сделках между двумя сторонами, производителем и потребителем или продавцом и покупателем. оптовые торговцы могут рассматриваться как посредники, поскольку они часто оказывают услуги по распределению товара между производителями и розничными продавцами, получая комиссионные или торговую наценку. Другими примерами посредников являются агенты по недвижимости и страховые агенты.

 

 

ФОРФЕЙТИНГ (forfaiting) — финансирование одной фирмой (форфейтером) другой фирмы (клиента) путём покупки товаров, которые клиент уже продал потребителю, но за которые последний еще не заплатил. Форфейтер (обычно это филиал коммерческого банка или специализированная фирма) покупает товары клиента за наличные деньги, но со скидкой, давая таким образом возможность клиенту высвободить средства, чтобы обеспечить свои потребности в оборотном капитале. Затем форфейтер взимает причитающиеся деньги с потребителя, которому были проданы товары, освобождая таким образом клиента от связанной с этим канцелярской работы.

 

 

АГЕНТ (agent) — лицо или компания, нанятые другим лицом или компанией (называемыми доверителем или принципалом) для заключения контрактов с третьими лицами. Агент, таким образом, выступает в качестве посредника, сводя друг с другом покупателей и продавцов товаров или услуг и получая за это определённую сумму или процент в виде комиссионных либо вознаграждения, определяемых характером и масштабом предпринимаемой им деятельности и/или стоимостью заключаемой сделки. Агенты и агентства так или иначе участвуют в большинстве сфер экономики и играют важную роль в бесперебойном функционировании рыночного механизма.

 См. страховой брокер, брокер

 

СТРАХОВОЙ БРОКЕР/АГЕНТ (insurance broker/agent) — физическое или юридическое лицо, которое является посредником между клиентами, желающими оформить договор страхования, и страховыми компаниями, предлагающими такие договоры. В одном случае агент может быть нанят одной страховой компанией для продажи страховых полисов и получает комиссионные от продажи. В другом случае страховые агенты могут действовать как независимые посредники, которые ведут переговоры с большим количеством страховых компаний в интересах клиентов. Деятельность страховых агентов регулируется ассоциацией регулирования деятельности финансовых посредников, менеджеров и брокеров в соответствии с различными стандартами, установленными законом о финансовых услугах, 1986 

 

КОМИССИОННЫЕ (commission) — оплата покупателем или продавцом услуг агента. Комиссионные обычно привязаны к стоимости продаваемого или покупаемого блага. В качестве примеров можно привести комиссионные торговым агентам, агентам по продаже недвижимости и страховым брокерам.

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

 Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru