Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


 

ПРОБЛЕМА ПРИНЦИПАЛА-АГЕНТА (principal-agent problem) - проблема относится к ситуации в теории фирмы, когда возникает конфликт интересов менеджеров фирмы и акционеров. Принципал (т.е. акционер) заинтересован в работе фирмы, но назначает агента (т.е. управляющего) для руководства ее деятельностью. Принципал не может полностью контролировать действия агента, что часто ведет к возникновению упомянутой проблемы.

 

См. поведенческая теория фирмы (behavioural theory of the firm), Оливер И. Уильямсон. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа (THESIS, 1993, вып.3), Асимметрия информации, лекция 49, Экономичекая школа Асимметрия информации | Проблема "принципал-агент", Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В.Ковалева. СПб 2001 г. Т.1.ХХХ+497 с.,Т.2. 669 с. Теория агентских отношений

См. также ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, том второй

Эволюция теории финансов

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ФИРМЫ (managerial theories of firm) - теории, разработанные исходя из убеждения, что современный капитализм (capitalism) характеризуется преобладанием в производственном секторе крупных корпораций, в которых собственность и управление разделены, соответственно, между акционерами и управляющими. Из этого положения вытекает, что при имеющихся несовершенных рынках капитала и неконкурентных рынках продукта управляющие имеют возможность стремиться к целям, отличным от максимизации прибыли (profit maximization).

В управленческих теориях фирмы для формализации ее целей обычно используются функции полезности управляющих (utility function). Прогноз деятельности фирмы может быть получен тогда, когда максимизация определенного показателя осуществляется при заданных ограничениях. Например, в теориях роста фирм (growth theories of the firm) предполагается, что менеджеры стремятся максимизировать функцию полезности, аргументами которой являются рост и отношение рыночной цены акции компании к ее номиналу (valuation ratio). Такая максимизация осуществляется в условиях накладываемых рынком капитала ограничений, которые устанавливают, что отношение стоимости акций фирмы к их номиналу должно иметь значение, большее или равное тому, при котором самая опасная фирма-рейдер (raider firm) может попытаться купить данную компанию (см. поглощения  слияния)

 

Главными управленческими теориями фирмы являются гипотеза У.Баумоля о максимизации продаж (sales maximization hypothesis), модель свободы действий управляющих (managerial discretion) О.Э.Уильямсона и теория роста фирмы Мэрриса. (См. также corporate capitalism.) managerial utility function (функция полезности управляющих): Зависимость, определяющая аргументы, от которых зависит иерархия предпочтений руководителей фирмы. Среди обычно используемых переменных — рост фирмы, затраты на персонал, отношение рыночной цены акции компании к ее номиналу (valuation ratio) и участие менеджеров в прибылях.

 

См. Фриц Махлуп.Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористические и управленческие (Вехи экономической мысли, том 2)

 

 

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СКУПКА (management buy-in) — покупка компании или её подразделения небольшой группой акционеров (чаще всего бывших управляющих компании), которые впоследствии формируют ядро новых руководящих структур в этой компании или в подразделениях.

 

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ВЫКУП (management buy-out) — покупка фирмы или её подразделения функционирующими в настоящий момент управляющими. При покупке фирмы акционеры могут быть готовы к принятию финансовых условий, на которых управляющие совершают покупку, так как акционеры больше, чем посторонний покупатель или партнёр по слиянию, склонны к уступкам. В этих случаях управленческие выкупы часто мотивируются как «защитная мера», вызванная боязнью управляющих потерять свои места при новом, враждебном по отношению к ним владельце. Продажа дочерней компании или подразделения фирмы их функционирующему в данный момент руководству зачастую предпринимается как средство отторжения материнской компании от определённого вида бизнеса, а не в целях слияния или поглощения. В интересах акционеров фирм финансовые детали подобных операций должны сохраняться в тайне. Управленческие выкупы обычно финансируются извне, с участием специалистов по рисковому капиталу и банков.

 

См. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В.Ковалева. СПб 2001 г. Т.1.ХХХ+497 с.,Т.2. 669 с. Эффективность рынка и соотношение между риском и доходностью, П.А.Ватник. Теория риска

 

 

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ДОХОД НА АКЦИЮ (earnings per share) — чистая прибыль за вычетом налогов, начисляемая владельцам обыкновенных акций акционерной компании, делённая на количество обыкновенных акций.

 

 

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ДОХОДНОСТЬ АКЦИИ (earnings yield) — чистая прибыль за вычетом налогов в расчёте на одну обыкновенную акцию (потенциальный доход на акцию) акционерной компании за данный отчётный период, выраженная в процентах от текущего рыночного курса акции. Например, если прибыль за вычетом налогов равна 1 ф. ст. на одну акцию и рыночный курс акции равен 10 ф. ст., то потенциальная доходность акции составит 10%. Потенциальная доходность акции является обратной величиной отношения цена—прибыль.

 

Потенциальная доходность акции зависит от дивидендного дохода и покрытия дивиденда. Например, если дивидендный доход равен 5% и сумма дивидендов в два раза меньше прибыли, то потенциальная доходность акции составит 5% х 2, или 10%.

 

ПОКАЗАТЕЛЬ «ЦЕНА—ПРИБЫЛЬ» (price-earnings ratio)— показатель, используемый для оценки фактической прибыльности котирующейся на фондовой бирже акционерной компании, который выражается в виде рыночной цены акций 1, делённой на прибыль компании. Например, если прибыль составляет 1 ф. ст. на одну акцию и цена этих акций на фондовой бирже равна 10 ф. ст. за каждую, то показатель «цена—прибыль» будет равен 10:1. Если перспективы компании оцениваются на фондовой бирже как хорошие, то вполне вероятно, что цена акций этой компании будет расти, повышая показатель «цена—прибыль». Показатель «цена—прибыль» является обратным по отношению к потенциальной доходности акции.

См. потенциальный доход на акцию

 

 

СИСТЕМА УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В СОБСТВЕННОСТИ (employee share ownership plan (ESOP)) — система, в соответствии с которой работники приобретают акции компании, в которой они заняты. Конечно, работники могут купить акции своей компании на открытом рынке, или компании могут просто подарить им акции. Однако в последнее время многие компании стали применять систему участия работников в собственности, в соответствии с которой часть акций компании официально передаётся работникам, что поощряется в Великобритании налоговыми скидками.

 

ESOP рассматривается в качестве средства увеличения привязанности и обязательности работников по отношению к фирме, что призвано снизить текучесть кадров и стимулировать рост производительности.

 

См. участие в прибылях, участие рабочих в управлении производством

 

 

УЧАСТИЕ В ПРИБЫЛЯХ (profit sharing) — распределение определённой части прибыли между наёмными работниками компании. Это распределение может осуществляться в форме ежегодных премий, зависящих от прибылей за предыдущий год, или в форме части ежемесячных или еженедельных платежей (см. оплата в зависимости от прибыли). Менее прямые формы участия в прибылях — размещение среди работников акций компании, оплачиваемых из прибылей, и предоставление работникам права покупки акций в любой будущий момент времени по текущей цене дают возможность получения дохода как в виде дивидендов по акциям, так и в виде роста стоимости акций в результате увеличения рентабельности фирмы (см. система участия работников в собственности). К системе участия в прибылях зачастую прибегают для того, чтобы повысить заинтересованность работников в повышении производительности.

 

 

УЧАСТИЕ РАБОЧИХ (В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ) (worker participation) — вовлечение наёмных работников в процесс принятия решений фирмы, которая извлекает из этого выгоду, так как работники лучше знают специфику работы, которую они выполняют. Участие рабочих в управлении производством, как правило, относится к таким процессам или видам деятельности, которые происходят на рабочих местах: в частности, передача функций планирования работы рабочим группам или «кружкам качества».

 

Термин «производственная демократия» часто употребляется в качестве синонима термина «участие рабочих в управлении производством», но на самом деле производственная демократия предполагает участие рабочих в принятии решений на высших уровнях организации (вплоть до уровня совета директоров). Если участие рабочих в управлении производством подразумевает непосредственное вовлечение всех наёмных работников, то производственная демократия — систему представительства и совместных консультаций между представителями рабочих и администрацией, а также систему рабочих директоров (т. е. представительства рабочих в совете директоров).

Cистема участия работников в собственности может повысить уровень их участия в управлении производством посредством предоставления работникам дополнительной информации и получения ими статуса акционеров фирмы.

 

Экономисты неоднозначно оценивают влияние, которое оказывает участие рабочих в управлении производством, на экономическую эффективность.

 

На оперативном уровне участие рабочих в управлении производством может увеличить производительность (объём выпуска на человека) благодаря предоставлению больших полномочий рабочим группам. На стратегическом уровне основные решения, относящиеся к новым инвестициям и т. д., могут быть менее эффективными, если в их принятии занято слишком большое количество заинтересованных сторон, так как такие решения требуют более беспристрастного и независимого рассмотрения, учитывающего долгосрочные последствия принимаемых решений.

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ (industrial democracy) — участие рабочих в процессе принятия решений совместно с администрацией корпорации.

См. участие рабочих в управлении производством, профсоюз, система участия работников в собственности

См. также ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, том второй

 

 

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа 

Экономическая школа 90


Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru