Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 





 

 

АНТИКОНКУРЕНТНАЯ ПРАКТИКА (anticompetitive practice) — практика, приводящая к ограничению, нарушению или уничтожению конкуренции на рынке. Примерами антиконкурентной практики являются исключительное дилерство, отказ в поставке и связанные продажи. Закон о конкуренции 1980 г. предусматривает расследование антиконкурентных действий в Великобритании.

См. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ.

 

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (monopoly policy) — политика, выражающаяся в регулировании монополий, слияний и поглощений, соглашений по ограничению торговли, картелей, поддержания розничных цен и антиконкурентной практики.

См. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ.

 

ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ (competition policy) — политика, направленная на обеспечение эффективного использования экономических ресурсов и защиту интересов потребителей. Цель политики в отношении конкуренции — добиться оптимальной действенности рынка, а более конкретно: предложения изделий с наименьшими затратами, «справедливых» цен и прибылей, технического прогресса и улучшения качества продукции. Политика в отношении конкуренции имеет дело с такими явлениями, как монополизация рынка отдельным производителем (доминирующей фирмой), достижение монопольного положения путём слияния и поглощения, сговор между продавцами и антиконкурентная практика.

Политика в отношении конкуренции заключается, главным образом, в контроле над структурой рынка и рыночным поведением, а также, иногда, в прямом контроле эффективности функционирования рынка (например, установлением максимального уровня прибыли).

Есть два основных подхода к контролю над рыночной структурой и поведением рынка — недискреционный и дискреционный. Недискреционный подход заключается в формулировании «приемлемых» стандартов рыночной структуры и поведения рынка и полном запрещении каких бы то ни было нарушений этих стандартов. Обычно этот подход включает в себя:

(а) установление максимально допустимой доли рынка (например, не более 20% рынка) в целях ограничения концентрации продавцов и недопущения возникновения монополии. Таким образом, автоматически запрещается любое слияние или поглощение, которое привело бы к увеличению рыночной доли объединённой группы производителей сверх допустимого предела;

 

(б) полное запрещение всех форм «групповой монополии» (соглашения по ограничению торговли, картели), включающих фиксирование цен, раздел рынка и т. д.;

 

(в) полное запрещение деятельности, ведущей к ослаблению или уничтожению конкуренции, например исключительного дилерства, отказа в поставке и т. д.

 

Таким образом, недискреционный подход является попыткой сохранения условия действенной конкуренции путём прямого наступления на обладание монопольной властью и её использование.

 

Напротив, дискреционный подход носит более прагматический характер, допуская, что высокий уровень концентрации продавцов и определённые соглашения между фирмами часто могут приводить к повышению экономической эффективности, а не к её снижению. Сущность дискреционного подхода заключается именно в том, что каждый случай необходимо оценивать с точки зрения его конкретных достоинств и недостатков, а не осуждать автоматически. Таким образом, дискреционный подход слияния предполагает, что соглашения, ограничивающие торговлю, и прочие подобные виды деятельности, описанные выше, расцениваются в зависимости от их возможных выгод и потерь. Если потери от данных видов деятельности больше, чем выгоды, тогда и только тогда они запрещаются.

 

В США в основном применяется недискреционный подход; в Великобритании давно уже используется дискреционный подход; Европейское Сообщество сочетает элементы обоих подходов.

См. политика в отношении конкуренции (Великобритания), политика в отношении конкуренции европейского сообщества, интересы общества, модель компромисса уильямсона, управление справедливой торговли, комиссия по монополиям и слияниям, суд по ограничительной деловой практике, горизонтальная интеграция,вертикальная интеграция, диверсификация, показатели концентрации.

 

ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) (competition policy (UK)) охватывает, в соответствии с законодательством о конкуренции Великобритании, шесть основных областей применения:

(а) МОНОПОЛИИ. Монопольное положение определяется как ситуация, в которой одна фирма поставляет на рынок по меньшей мере одну четверть от общего предложения конкретного товара или услуги (монополия доминирующей фирмы) или когда две (или более) фирмы, поставляющие на рынок в сумме не менее 25% от общего предложения конкретного товара или услуги, проводят политику ограничения конкуренции между НИМИ (СОСТАВНАЯ МОНОПОЛИЯ). УПРАВЛЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОЙ ТОРГОВЛИ передаёт на расследование комиссии по монополиям и слияниям случаи с монополиями (как в частном, так и в государственном секторе) на отдельные товары или услуги, предоставляет отчёт и отвечает за выполнение (тогда, когда оно необходимо) рекомендаций Комиссии. Комиссия определяет, действует ли монополия в «общественных интересах»;

 

(б) слияния и поглощения. Слияния и поглощения подпадают под действие закона в тех случаях, когда они создают или усиливают монопольное положение (определяемое по правилу 25% -ной доли рынка) или когда стоимость активов, объединённых при слиянии или поглощении, превышает 30 млн ф. ст. Управление добросовестной конкуренции вместе с министром промышленности отвечает за передачу на расследование Комиссии по монополиям и слияниям конкретных случаев слияний и поглощений, а также за выполнение (тогда, когда оно необходимо) рекомендаций Комиссии. Для определения того, разрешать или запрещать конкретное слияние или поглощение, также используется критерий «общественных интересов»;

 

(в) соглашения по ограничению торговли. Стороны, заключающие такие соглашения, обязаны зарегистрировать их в Управлении добросовестной конкуренции. Это требование относится: (1) к соглашениям по товарам и услугам, которые содержат ограничения (т. е. антиконкурентные условия) на назначаемые цены на продукцию, условия её производства, её качество и характеристики, способы сбыта, а также районы сбыта и круг потребителей; (2) к соглашениям об обмене информацией (только по товарам), касающимся цен, условий производства и оплаты. Управление справедливой торговли отвечает за передачу таких соглашений на расследование судом по ограничительной практике и за исполнение его рекомендаций. Считается, что ограничительные соглашения противоречат «общественным интересам», и поэтому они неизменно запрещаются, если заключающие их стороны не смогут убедить суд, что они принесут чистую экономическую выгоду;

(г) поддержание розничных цен. Соглашение производителей о розничных ценах на свою продукцию в целом запрещено в Великобритании, хотя, по законам о розничных ценах, производитель может избежать запрета на подобное действие, если убедит Судебную палату, что поддержание розничной цены принесет чистую экономическую выгоду. Управление добросовестной конкуренции отвечает за контроль над политикой производителей в отношении их розничных цен и может принимать меры против «подозрительных» попыток производителей (незаконно) осуществить поддержание розничной цены. Тем не менее производители могут принять меры против розничных торговцев, которые используют их продукцию в качестве убыточного лидера;

 

(д) антиконкурентная практика. Такая торговая практика, как исключительное дилерство, отказ в поставке, требование ПОЛНОГО ассортимента и т. д., может расследоваться как в Управлении справедливой торговли, так (если это необходимо) и в Комиссии по монополиям и слияниям, и если будет доказано, что эти действия чрезмерно ограничивают конкуренцию, то на них будет наложен запрет;

 

(е) защита потребителя. Управление справедливой торговли также отвечает за защиту интересов потребителей. Эти интересы защищаются как принятием мер против нечестных методов торговли (ложное описание товаров, обвешивание и обмеривание, отказ в предоставлении гарантий замены дефектных товаров и т. д.), так и путём побуждения производителей следовать добровольному кодексу «хорошей» торговли.

 

ПОКАЗАТЕЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ (concentration measure) – показатели распределения фирм, участвующих в экономической деятельности, по величине. Наиболее общим показателем концентрации является показатель совокупной концентрации, который отражает долю крупнейших фирм в общем объёме производства в экономике, например доля 200 крупнейших фирм в объёме промышленного производства или доля общего выпуска обрабатывающей промышленности, произведённая 100 крупнейшими компаниями. Для исчисления этого показателя можно использовать различные характеристики величины фирм, в частности объём продаж, объём выпуска продукции, число занятых и объём используемого капитала, которые могут дать несколько расходящиеся результаты из-за разброса капиталоемкости и других параметров. Такие показатели позволяют дать оценку концентрации и её изменениям во времени на общенациональном уровне.

Хотя показатели совокупной концентрации широко используются, они являются слишком обобщенными, когда анализируются отдельные рынки и их функционирование. Поэтому экономисты разработали ряд показателей концентрации рынка, позволяющих измерить концентрацию продавцов или концентрацию покупателей. Наиболее распространённым из них является коэффициент концентрации, который показывает рыночную долю определённого числа крупнейших фирм. В Великобритании коэффициент концентрации обычно рассчитывается для трёх или (с недавних пор) для пяти крупнейших фирм, в США используется коэффициент концентрации для четырёх фирм.

Однако коэффициент концентрации отражает концентрацию продавца лишь в одной точке кривой кумулятивной концентрации, как это можно видеть на рис. 85а. Это затрудняет сравнение кривых концентрации для двух различных рынков (см. на рисунке рынки А и Б), когда их кривые концентрации пересекаются. Например, если используется коэффициент для трёх фирм, то более концентрированным оказывается рынок А, когда же мы применяем коэффициент концентрации для пяти фирм, то более концентрированным оказывается рынок Б. Но существует альтернативный показатель концентрации, так называемый индекс херфиндаля, он решает эту проблему, учитывая количество всех фирм на рынке и их рыночные доли. Индекс Херфиндаля рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм. Величина индекса может варьировать от нуля (когда имеется множество фирм одинакового размера) до единицы (когда на рынке действует только одна фирма).

Такие показатели концентрации, как коэффициент концентрации и индекс Херфиндаля, называются показателями абсолютной концентрации, так как они отражают доли рынка данного (абсолютного) числа фирм. Показатели относительной концентрации, напротив, измеряют неравенство распределения всех фирм, поставляющих продукцию на данный рынок, по рыночной доле. Эти различия можно отобразить в виде кривой Лоренца, как это сделано на рис. 85б. Диагональ соответствует равенству рыночных долей фирм, поэтому степень отклонения кривой Лоренца от этой линии служит показателем относительной концентрации продавцов. Например, при равенстве долей мы можем ожидать, что 50% объёма продаж придётся на 50% всех фирм, однако в действительности, как свидетельствует кривая Лоренца, 50% объёма продаж приходится лишь на 25% крупнейших фирм. Коэффициент Джини измеряет для данного рынка степень отклонения кривой Лоренца от диагонали. Этот коэффициент позволяет определить степень отклонения путём деления площади заштрихованной фигуры, лежащей ниже кривой Лоренца, на площадь, ограниченную снизу линией равенства долей. Значение коэффициента Джини может варьировать от нуля (полное равенство) до единицы (полное неравенство).

На практике в большинстве исследований рыночной концентрации используются коэффициенты концентрации, рассчитанные по данным промышленных переписей.

 

ПОКАЗАТЕЛЬ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ (relative-concentration measure) — см. показатели концентрации.

См. ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ (Herfindahl index)

Хей Д., Моррис Д. Теория организации промышленности:/Пер. с англ. под ред. А.Г.Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999. В 2 т. т.1. - 384с., т.2. - 592с. 16.6. Показатели концентрации и потери благосостояния

П.А.Ватник. Измерение концентрации и рыночной власти

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ (discretionary competition policy) — один из подходов к контролю структуры рынка и рыночного поведения, заключающийся в индивидуальном рассмотрении каждого случая слияния, соглашения по ограничению торговли и т. д. с точки зрения их положительных или отрицательных сторон для определения их общего экономического эффекта.

 

см. политика в отношении конкуренции, модель компромисса Уильямсона, интересы общества,

Экономическая школа. Альманах, том 6, 2008. Конкуренция и конкурентная политика / отв.ред.С.Б.Авдашева

 

МОНОПОЛЬНЫЙ НАЛОГ (monopoly tax) — налог, который взимается государством со сверхприбыли, получаемой монополистом. В отличие от мер по снижению цен или регулирования нормы прибыли, этот налог не способствует возмещению потерь излишка потребителя, вызванных монополией. Непосредственным получателем его является государство, которое может использовать налог для повышения поступлений в большей степени, чем как антимонопольное средство.

 

См. политика в отношении конкуренции

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОНКУРЕНЦИИ (competition laws) — свод законов, которые предусматривают контроль над монополиями, слияниями и поглощениями, соглашениями, ограничивающими торговлю, и другими видами антиконкурентной деятельности. Законодательство о конкуренции Великобритании представлено рядом законодательных актов: законом о справедливой торговле 1973 г., законом о конкуренции 1980 г., законами об ограничительной торговой практике 1956, 1968, 1976 гг. и законом о розничных ценах 1964, 1976 гг. Исполнение этих законодательных актов контролируется управлением справедливой торговли.

 

В Европейском Сообществе законодательство о конкуренции содержится в статьях 85 и 86 Римского договора и в Правилах проведения слияний 1990 г. Исполнение этих законодательных актов контролируется Управлением конкуренции при Европейской комиссии.

 

См. политика в отношении конкуренции, политика в отношении конкуренции (Великобритания), политика в отношении конкуренции европейского сообщества

 

Можно искать термины и их токования на всех сайтах Экономической школы:


Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru