Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



 

ЛИШЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ (foreclosure) — отказ вертикально интегрированной фирмы (см. вертикальная интеграция) поставлять ресурсы своим неинтегрированным соперникам или сбывать их продукцию, чтобы поставить их в невыгодное положение. Когда число независимых альтернативных источников сырья и каналов сбыта на рынке значительно, это вряд ли нанесёт вред конкурентам. Однако, если доминирующая фирма контролирует большинство источников ресурсов и каналов сбыта, а создать новые источники и каналы сбыта сложно, могут возникнуть серьёзные антиконкурентные последствия. В рамках британской политики в отношении конкуренции дела о вертикальной интеграции могут передаваться на расследование комиссии по монополиям и слияниям.

См. отказ в поставке.

 

 

КОМИССИЯ ПО МОНОПОЛИЯМ И СЛИЯНИЯМ (Monopolies and mergers commission (ММС)) — комиссия, созданная в 1948 г. в Великобритании и осуществляющая, в частности, проведение политики в отношении конкуренции. Основной задачей Комиссии является выявление и расследование случаев монополии, практики слияния и антиконкурентной практики, отнесённых к компетенции комиссии по управлению справедливой торговли для установления фактов противоречия указанных случаев интересам общества.

 

Согласно Британскому антимонопольному законодательству, монополия определена как ситуация, при которой либо не менее четверти объёма выпуска данного товара или услуги производится одной фирмой (монополия доминирующей фирмы), либо есть несколько производителей, ограничивающих конкуренцию между собой (комплексная монополия). Слияния попадают в поле зрения законодательства, если они создают или усиливают монопольную ситуацию (определяемую по правилу 25-процентной доли рынка), либо в случаях, когда сумма приобретённых при слиянии активов превышает 30 млн ф. ст. К антиконкурентной практике относятся действия, которые искажают, ограничивают или исключают конкуренцию на рынке.

 

Критерий интересов общества используется для оценки монополий, слияний и случаев антиконкурентной практики. Термин «интересы общества» не определён с достаточной степенью точности в антимонопольном законодательстве, и, таким образом, Комиссии предоставлено право определять, что именно приносит вред интересам общества в каждом конкретном случае. В случаях монополии Комиссия рассматривает, «что сделали» доминирующие фирмы, таким образом выявляет «злоупотребления» рыночной силой, а также однозначно устанавливает факты грабительской ценовой политики, ставшей источником монопольных сверхприбылей. Такие действия, как исключительное дилерство, скидки по совокупному объекту, связанные продажи, приносят незначительные экономические выгоды, основное их последствие — ограничение конкуренции. Подобные действия неизменно пресекаются Комиссией, особенно если они предпринимались доминирующей фирмой для создания барьеров входа и подрыва рыночных позиций мелких конкурентов. В случае слияний Комиссия занимается сопоставлением возможных преимуществ слияния (например, перспектива снижения издержек, лучшие условия для исследований и разработок) с возможными вредными последствиями (например, увеличение рыночной власти, несущее в себе опасность завышенных цен). Однако, согласно действующему законодательству, участники слияния не обязаны отчитываться о чистой прибыли. Они становятся вне закона, только будучи уличёнными в серьёзном снижении конкуренции или в действиях, повлекших за собой снижение общей эффективности.

 

Во всех случаях Комиссия располагает полномочиями только рекомендательного характера. Она может рекомендовать снижение цен как способ разрешения проблемы монопольных сверхприбылей, прекращение незаконных действий и запрещение вредных слияний, но во власти вышестоящего Управления справедливой торговли принять или нет эти рекомендации к исполнению.

Джон Робертс. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции (John Roberts. Perfectly and Imperfectly Competitive Markets) 

 

 

ДОМИНИРУЮЩАЯ ФИРМА (dominant firm) — фирма, которая имеет значительную долю в производстве определённого товара или услуги. Такая фирма существенно влияет на условия предложения данного продукта (см. ценовое лидерство) и может действовать в своих интересах за счёт интересов потребителей. Фирма-монополист — это фирма, полностью контролирующая предложения определённого продукта (см. монополия).

 

В рамках британской политики в отношении конкуренции доминирующая фирма определяется как фирма, поставляющая 1/4 и более всего объёма определённого товара или услуги.

См. управление справедливой торговли, комиссия по монополиям и слияниям.

 

 

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ДИЛЕРСТВО (exclusive dealing) — практика, состоящая в следующем: производитель заключает со сбытовыми предприятиями контракты, в которых оговорено, что эти предприятия будут торговать только продукцией данного производителя в ущерб остальным конкурентам. В некоторых случаях исключительное дилерство может быть выгодным, приводя к снижению издержек обращения, но если эта практика осуществляется в отрасли несколькими крупными фирмами, то она может серьёзно ограничить доступ мелких производителей и потенциальных конкурентов к существующим рынкам сбыта.

См. ограничительная торговая практика, политика в отношении конкуренции, управление справедливой торговли.

 

 

 

ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА (public interest) — точка отсчёта, используемая при осуществлении политики в отношении конкуренции (в Великобритании), чтобы определить, является ли отдельное действие или политика, проводимая производителем или группой производителей, либо изменение структуры рынка «плохими» или «хорошими» в смысле оказываемого ими воздействия на экономическую эффективность и на потребителя. Например, ясно, что если фирма устанавливает на продукт цену, которая приносит только «справедливую» прибыль, т. е. прибыль, достаточную для обеспечения эффективного предложения этого продукта (см. нормальная прибыль), то эта фирма действует в интересах общества. Напротив, если фирма увеличивает свой доход за счёт потребителя, назначая завышенную цену, то это противоречит интересам общества (см. сверхприбыль). На практике, однако, интерпретировать данные достаточно трудно: например, низкая прибыль может свидетельствовать либо о консервативной ценовой политике, либо о факте общей неэффективности деятельности фирмы. Более того, существуют трудности, возникающие из-за того, что отдельные действия могут одновременно привести как к позитивным, так и к негативным последствиям. В этом случае требуется нахождение оптимального «компромиссного» критерия.

 См. модель компромисса Уильямсона, комиссия по монополиям и слияниям, суд по ограничительной трудовой практике, Джон Робертс. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции (John Roberts. Perfectly and Imperfectly Competitive Markets)

 

 

 

ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО (price leadership) — средство координирования олигопольных цен (см. олигополия), позволяющее фирмам, выручка которых взаимозависима (см. взаимозависимость), получать высокие прибыли. Одним из примеров ценового лидерства служит лидерство доминирующей фирмы (доминирующий ценовой лидер), обладающей ценовыми преимуществами перед своими конкурентами. На рис. 136 фирма А — производитель продукта с низкими затратами (ей соответствует кривая предельных затрат МСА).

 

 

 

Фирма В (ей соответствует кривая предельных затрат МСВ) имеет более высокие затраты. Кривой спроса для каждой фирмы является dd, когда фирмы устанавливают одинаковые цены (т. е. предполагается, что общий объём продажи распределён поровну между ними), прямая mr является кривой предельной выручки. Фирма А способна максимизировать свою прибыль, произведя объём выпуска, равный OQА (где МСА = mr), по цене ОРА. Фирма В установила бы более высокую цену ОРB, но лучшее, что она может сделать, — принять цену, установленную фирмой А, хотя это и означает, что она не получит максимальную прибыль. Для данной фирмы В любое самостоятельное изменение цены приведёт к понижению прибыли. Если она установит цену выше чем PА, то она продаст меньшее количество товаров, чем фирма А, чья цена не изменилась, продвигаясь влево по отрезку новой ломаной кривой спроса КРВ. Если фирма В установит цену ниже PA, это вынудит фирму А поддержать снижение цены, передвигаясь вправо по отрезку кривой спроса Кd. Фирма В не может надеяться выиграть эту ценовую войну, так как её затраты выше. Следовательно, наилучшим для фирмы В является установление той же цены, что и у фирмы А.

Хотя система ценового лидерства используется производителями для того, чтобы избежать разорительной ценовой конкуренции, они, однако, могут действовать вместе (см. сговор) с целью повышения цен и эксплуатации потребителей.

 См. политика в отношении конкуренции.

 

 

ЦЕНОВОЙ ЛИДЕР (price leader) — фирма, устанавливающая рыночную цену на товар или услугу и инициирующая изменения цен, за которыми приходится следовать конкурентам. И ценовыми лидерами являются:

(а) доминирующие фирмы, которые способны сохранять устойчивость своих цен благодаря сильной позиции на рынке, и

(б) барометрические ценовые лидеры, чьи ценовые изменения поддерживаются другими производителями, признающими способность лидера адаптироваться при установлении цены в полном соответствии с изменяющимися рыночными условиями.

 

Отношения типа «ценовой лидер—последователи» являются типичными для олигополистического рынка (см. олигополия) при координировании изменения цен и приводят к высокому уровню ценового параллелизма.

См. ценовое лидерство.

 

ЦЕНОВОЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (price parallelism) — стремление производителей на олигопольном рынке (см. олигополия) назначать одинаковые цены. Параллелизм цен может возникнуть из-за того, что производители, обнаружив взаимозависимость, стремятся избежать ценовой конкуренции, которая снижает их прибыли, или как результат сговора между производителями, договорившимися фиксировать цены на уровне, максимизирующем их общую прибыль.

 См. также ценовое лидерство, картель.

 

 

ЦЕНОВАЯ ВОЙНА (price war) — конкурентная борьба производителей, основанная на агрессивном снижении цен. Ценовая война обычно возникает тогда, когда спрос на продукт снижается, вследствие чего на рынке возникает избыточное предложение. Если постоянные затраты составляют большую часть общих затрат, у производителей могут возникнуть стимулы к снижению цен для того, чтобы поддержать полное использование производственных мощностей.

 

Ценовая война полезна для потребителей и улучшает размещение ресурсов на рынке, так как ведёт к устранению неэффективных производителей с высокими производственными затратами. С точки зрения производителей проблема заключается в том, что снижение цен в результате конкуренции ведёт к уменьшению прибыльности рынка и положение каждого из производителей может ухудшиться. По этой причине производители, особенно в условиях олигополии, будут стараться избежать ценовой войны и направить свои усилия в конкурентной борьбе на дифференциацию продукта.

См. методы конкуренции, ценовое лидерство.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, или НЕСОВЕРШЕННЫЙ РЫНОК (monopolistic competition or imperfect market)

 

 

ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (price competition) — форма соперничества между производителями, которая заключается в попытке привлечь к себе потребителей, предлагая товар по цене более низкой, чем у конкурентов.

Ценовая конкуренция особенно выгодна для потребителей, так как приводит к установлению цен, которые соответствуют реальным затратам на производство продукта, и к повышению эффективности размещения ресурсов на рынке посредством удаления с него неэффективных производителей с высокими производственными затратами (см. совершенная конкуренция). Но производители зачастую сопротивляются ценовой конкуренции, так как она уменьшает прибыльность от действий на рынке. Согласовывая условия продажи (например, как при олигополии), производители могут избежать ценовой конкуренции.

См. ценовое лидерство, ценовой параллелизм, сговор, методы конкуренции.

 

 

МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ (competition methods) — элемент рыночного поведения, обозначающий способы конкуренции между фирмами:

 

(а) Ценовая конкуренция (см. цена). Продавцы могут обеспечивать сбыт, предлагая свою продукцию по цене, более низкой, чем у конкурентов. Однако они должны иметь в виду, что конкуренты могут точно так же снизить цены, и в результате прибыли всех фирм понизятся.

 

(б) Неценовая конкуренция, включающая:

(1) собственно дифференциацию продукта. Продавцы могут разнообразить технически однородные изделия, изменяя их качество и дизайн и улучшая их характеристики. Всё это направлено на завоевание «верности» покупателей, выражающейся в убеждении последних, что данные изделия в известном отношении «лучше» изделий конкурентов;

(2) дифференциацию продукта методами сбыта. Конкуренция в области сбыта включает: рекламирование в средствах массовой информации, общее стимулирование сбыта (пробные продажи, купоны), персональное стимулирование сбыта (через агентов по продаже товаров) и создание торговых точек. Эти виды деятельности направлены на стимулирование спроса путём заострения внимания на настоящих и воображаемых характеристиках изделия в сравнении с изделиями конкурентов;

(3) конкуренцию новых торговых марок. В условиях динамических сдвигов (технологический прогресс, изменение вкусов потребителей) существующие изделия фирм начинают устаревать. Таким образом, фирма, чтобы стать конкурентоспособной, вынуждена внедрять новые торговые марки или переделывать старые.

 

(в)     Снижение затрат как способ конкуренции. Хотя эффективность затрат сама по себе не является средством конкуренции, она — основной путь укрепления положения производителя на рынке. Способность снизить затраты дает возможность фирмам снизить цены (что не могут позволить себе конкуренты) или направить большее количество финансовых ресурсов на обеспечение дифференциации продукта.

См. также монополистическая конкуренция, олигополия, маркетинговая смесь, модель характеристик продукта, жизненный цикл продукта, Джон Робертс. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции (John Roberts. Perfectly and Imperfectly Competitive Markets)

 

 

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ (competitive strategy) — одна из сторон деловой стратегии, включающая в себя разработку мероприятий фирмы, направленных на выживание и победу в борьбе с конкурентами на рынке конкретной продукции. Чтобы достичь этих целей, фирма должна осуществить внутреннюю оценку своих ресурсов и возможностей в сравнении с конкурентами, чтобы выявить свои сильные и слабые стороны. Кроме того, фирма должна также осуществить внешнюю оценку характера и устойчивости «движущих сил конкуренции» на конкретных рынках, а именно:

(а) соперничества существующих фирм;

(б) рыночной власти поставщиков производственных факторов;

(в) рыночной власти потребителей;

(г) угрозы появления новых фирм на рынке и

(д) угрозы появления продуктов-заменителей.

Рассмотрение этих факторов завершается выработкой общей конкурентной стратегии, основанной либо на лидерстве в области издержек в целом по отрасли, либо на дифференциации продукта, либо на более узконаправленной деятельности, нацеленной на получение конкурентных преимуществ на ограниченном сегменте рынка.

 

 

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (competitive advantage) — активы и характеристики фирмы (оборудование, позволяющее экономить затраты, торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырьё и материалы и т. д.), дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции. Чтобы превзойти конкурентов в борьбе за потребителя на надёжной (прибыльной) и устойчивой (долговременной) основе, фирма в зависимости от природы рынка должна добиваться эффективности своих затрат и/или должна предлагать такую продукцию, которую покупатели предпочтут продукции других производителей. Первое позволяет фирме выжить и победить в ценовой конкуренции, второе отражает её преимущество над конкурентами в области дифференциации продукта.

 

См. экономия от масштаба, кривая опыта, исследования и разработки

 

 

 

КОНКУРЕНТНЫЕ ТОРГИ (КОНКУРЕНТНЫЙ ТЕНДЕР) (competitive tender) — приглашение частных фирм к участию в тендере (торгах) для заключения договоров на поставку товаров и услуг государственному сектору, которые традиционно производились этим сектором. Проведение конкурентных торгов осуществляется с целью создания конкуренции в поставке этих товаров и услуг и, следовательно, снижения затрат государственных учреждений, местных органов власти и органов здравоохранения.

 

См. дерегулирование

 

 

КОНКУРЕНЦИЯ (competition) — 1. Форма структуры рынка, при которой количество фирм, действующих на рынке, служит показателем его типа; например, совершенная конкуренция (много мелких конкурентов), олигополия (несколько крупных конкурентов).

 

2. Процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции, т. е. активное соперничество фирм за покупателей с использованием изменения цен, стратегии дифференциации продукта и т. д. С точки зрения интересов общества природа и степень конкуренции оказывают сильное влияние на действенность рынка, и поэтому их необходимо учитывать при проведении политики в отношении конкуренции.

 

См. методы конкуренции, монополистическая конкуренция, монополия, Джон Робертс. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции (John Roberts. Perfectly and Imperfectly Competitive Markets)

 

 

КОМИССИЯ (comission) — юридическое лицо, действующее как официальный регулирующий или административный орган в какой-то конкретной сфере деятельности. Например, комиссия по монополиям и слияниям устраивает слушания дел о слияниях и антиконкурентной практике, на которые ей указывает Управление добросовестной конкуренции, созданное в рамках антимонопольной политики в Великобритании. Европейская комиссия — главный орган, отвечающий за повседневное управление хозяйственной деятельностью европейского сообщества.

 

ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА (kinked demand curve) — кривая, объясняющая, почему цены, назначенные конкурирующими олигополистами (см. олигополия), будучи однажды установленными, сохраняют свою стабильность и в дальнейшем. На рис. 59 DD — кривая спроса для случая, когда все фирмы назначают одну цену. Начиная с точки К, если одна из фирм назначит более высокую цену, чем у её соперников, она уступит своим конкурентам часть объёма продаж, поэтому кривая спроса для

 

 

неё ограничивается DHK. С другой стороны, если эта фирма назначит более низкую, чем у конкурентов, цену, она не сможет захватить у них часть рынка, поскольку конкуренты, чтобы не допустить этого, также сократят цены в соответствии с кривой DD. Таким образом, очевидно, что повышения и понижения цены самоустраняются. Это показано на ломаной кривой спроса, где все цены тяготеют к уровню, соответствующему точке К. Теоретически утверждается, что цена К способна «держаться» даже при изменении затрат.

 

На рисунке виден резкий скачок кривой предельной выручки, соответствующий излому кривой спроса. Это означает, что при вертикальных сдвигах кривой предельных затрат (в пределах отрезка XY) К остаётся ценой максимизации прибыли.

См. теория игр, взаимозависимость, ценовое лидерство

 

 

МАЛОПОДВИЖНОСТЬ ЦЕН (price stickness) — тенденция медленного приспособления цен в ответ на избыточное предложение или избыточный спрос на рынке. Малоподвижность цен часто встречается на олигопольных рынках, где взаимозависимость производителей препятствует каждому из них изменять свои цены.

См. ломаная кривая спроса

 

 

«ПОЛУЧАТЕЛЬ ЦЕНЫ» (price taker) — фирма, продающая свою продукцию по фиксированной цене, которая определена рыночными силами (как в случае совершенной конкуренции) или установлена правительством в соответствии с политикой контроля над ценами.

 

 

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ (mutual interdependence) — форма межфирменного взаимодействия, при которой отдельные или все фирмы на рынке строят свою конкурентную стратегию в свете ожидаемых реакций и действий соперничающих фирм. На действия данных фирм оказывают влияния действия других фирм, и наоборот, действия данных фирм влияют на действия других фирм — ситуация является замкнутой. Снижение цен, например, может быть выгодным одной фирме в отдельности, но если оно повлияет на другие фирмы так, что они тоже снизят цены, чтобы защитить свои продажи, тогда все фирмы могут пострадать от снижения прибылей. Соответственно фирмы могут искать возможность избежать ценовой конкуренции, подключая такие механизмы, как ценовое лидерство, для координирования их цен. Подобным образом соображения взаимозависимости могут учитываться и в других областях конкуренции. Например, если одна фирма увеличивает свои затраты на рекламу, другие также могут последовать её примеру для защиты своих позиций на рынке.

 

Такая взаимозависимость наблюдается в рыночных ситуациях, типичных для олигополистических рынков (см. олигополия), где каждой из ведущих фирм принадлежит значительная доля в общем рыночном предложении.

 

См. также картель, ценовая война, дуополия, дифференциация продукта, теория игр, ломаная кривая спроса, лимитное ценообразование

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН — ЭКСПОРТЁРОВ НЕФТИ (ОПЕК) (Organization of petroleum exporting countries (OPEC)) — организация, основанная в 1960 г. для контроля доходов от продажи нефти пятью странами: Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой. В 1978 г. в ОПЕК вступили следующие восемь стран: Катар, Индонезия, Ливия, Абу-Даби, Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон.

 

В 1973 г. ОПЕК использовала своё влияние для того, чтобы вырвать инициативу в установлении цен на нефть у американских нефтяных корпораций, и цены на нефть поднялись с 2.5 до 11.5 долларов США за баррель. Это вызвало дефицит платёжного баланса в большинстве стран, закупающих нефть, и привело к продолжительному мировому экономическому кризису. Вследствие этого кризиса доходы от продажи нефти начали падать, на что ОПЕК ответила повышением цен в 1979 г. с 15 до 28 долларов США за баррель.

 

ОПЕК часто приводится в качестве примера создания успешного картеля производителей. В «классическом» картеле рыночное предложение намеренно ограничивается для того, чтобы поднять цены посредством распределения производственных квот между странами-членами. Интересно, что в ОПЕК из-за политических трудностей формальные квоты не были использованы для уменьшения производства вплоть до настоящего времени. Основная причина успешного повышения цен в прошлом заключалась в том, что спрос на нефть был весьма неэластичным по цене. Однако недавно ОПЕК оказалась под давлением по двум причинам:

(а) общий спрос на нефть упал, частично из-за мирового кризиса, частично из-за того, что высокие цены на нефть стимулировали её замещение альтернативными видами энергии (в частности, углём), так что спрос на нефть в настоящее время более эластичен по цене, чем ранее;

(б) растущая прибыльность производства нефти привела к высокому уровню инвестиций в новые нефтяные разработки (в частности, в Северном море), и это ослабило контроль ОПЕК над мировым производством нефти. Перечисленные факторы привели к введению ограничивающих производственных квот, которые подняли цены на нефть в начале 1990-х гг.

См. OPEC - Official Site,

Организация стран — экспортёров нефти. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru