Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)




 

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ, или ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (consumer rationality or economic rationality) — предпосылка теории спроса, согласно которой потребители стремятся при совершении покупок получить максимально возможное удовлетворение от имеющихся в их распоряжении денежных средств. Так как в экономической теории для получения рыночных кривых спроса суммируются кривые спроса отдельных домашних хозяйств, то если даже поведение нескольких домашних хозяйств нерационально, это не имеет никакого значения, поскольку большинство потребителей или домашних хозяйств ведут себя рационально.

 

См. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК.

См. также: В.С. Автономов. Модель человека в экономической науке

Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя (Лекц.11)

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК (economic man) — предпосылка экономической теории, согласно которой индивиды действуют рационально, определяя свои цели, а затем принимают решения, которые соответствуют этим целям. Так, предприниматель устанавливает цель максимизации прибыли и корректирует объём выпуска и цену с тем, чтобы достичь этой цели, потребитель стремится к максимизации своей полезности, или удовлетворения, и покупает блага в зависимости от своих вкусов и относительных цен на них. См. рис. 142.

 

См. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ, РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ.

 

 

 

РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования ограниченного (фиксированного) дохода. Экономическая проблема потребителя заключается в том, что его расходы ограничены величиной дохода, и поэтому он не в состоянии купить все товары и услуги, которые ему хотелось бы. Учитывая это ограничение, теория спроса предполагает, что цель потребителя — выбрать в соответствии со своими предпочтениями такую комбинацию товаров, которая максимизирует его общую полезность, или удовлетворение. Общая полезность максимизируется тогда, когда предельная полезность пенса, потраченного на товар X, в точности равна предельной полезности пенса, истраченного на все остальные купленные товары, или, иными словами, когда предельные полезности товаров пропорциональны их ценам. Для двух товаров X и Y общая полезность максимизируется, когда:

Равновесие потребителя можно также изобразить графически, используя аппарат кривых безразличия. См. рис. 97.

 

 

См. также теория выявленных предпочтений, эффект цены, эффект дохода, эффект замены, экономический человек, рациональность потребителя, оптимальность по парето, В.М.Гальперин о дифференциации доходов

 

 

АПРИОРИ (a priori) — то, что считается истинным независимо от предмета обсуждения. Экономисты часто разрабатывают свои теоретические модели, ведя рассуждения дедуктивно: от определённых исходных предпосылок к общим выводам.

Например, основываясь на предпосылке, что потребители действуют рационально, стремясь максимизировать свою полезность при ограниченном доходе, экономисты в своих рассуждениях приходят к выводу, что потребители, как правило, увеличат покупки тех продуктов, относительная цена которых упала.

См. экономический человек, равновесие потребителя

 

 

 

БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ, или ЛИНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (budget line or consumption possibility line) — линия, показывающая альтернативные сочетания благ, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне дохода и данных ценах (см. рис. 10).

 

См. также равновесие потребителя, теория выявленных предпочтений, эффект цены

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫ (marginal rate of substitution) — соотношение предельных полезностей каких-либо двух благ. Она измеряется наклоном кривой безразличия между этими двумя благами. Потребляя большее количество одного из продуктов (А), индивид насыщает свою потребность в нем и согласится отдать меньшее количество альтернативного блага (В), для того чтобы получить большее количество единиц блага А (уменьшающаяся предельная норма замены). Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен приравнять соотношение предельных полезностей двух любых благ к соотношению их цен (см. равновесие потребителя).

 

Для экономики в целом оптимальное распределение национального объёма выпуска достигается, когда предельная норма замены одинакова для всех потребителей.

 

См. оптимальность по Парето, ящик Эджуорта, кривая безразличия (indifference curve)

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru