Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике



 

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ, или ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (consumer rationality or economic rationality) — предпосылка теории спроса, согласно которой потребители стремятся при совершении покупок получить максимально возможное удовлетворение от имеющихся в их распоряжении денежных средств. Так как в экономической теории для получения рыночных кривых спроса суммируются кривые спроса отдельных домашних хозяйств, то если даже поведение нескольких домашних хозяйств нерационально, это не имеет никакого значения, поскольку большинство потребителей или домашних хозяйств ведут себя рационально.

 

См. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК.

См. также: В.С. Автономов. Модель человека в экономической науке

Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя (Экономическая школа.  Лекц.11)

В.Фред Ван Раай Экономика и психология (Панорама экономической мысли) 

Теория человеческого поведения

 

Литература:   

 

 

Заметки (см. Гэри Стэнли Беккер)

Гэри С. Беккер. Экономический анализ и человеческое поведение (THESIS, 1993, вып. 1)

Гэри Беккер. Теория распределения времени, 1965

Сторчевой М.А. Новая модель человека

Марк Блауг. Беккер, Гэри С.

Р.И.Капелюшников. Вклад Гэри Беккера в экономическую теорию

П. Милгром, Дж. Робертс Экономика, организация и менеджмент, Ограниченная рациональность и частная информация

Саймон Г. А. Теория принятия решений в экономической теорий и науке о поведении. Вехи экономической мысли. Том второй

Экономическая рациональность (подборка материалов)

Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя (ЭШ, лекция 11)

Тибор Скитовски. Суверенитет и рациональность потребителя Вехи экономической мысли. Том первый

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК (economic man) — предпосылка экономической теории, согласно которой индивиды действуют рационально, определяя свои цели, а затем принимают решения, которые соответствуют этим целям. Так, предприниматель устанавливает цель максимизации прибыли и корректирует объём выпуска и цену с тем, чтобы достичь этой цели, потребитель стремится к максимизации своей полезности, или удовлетворения, и покупает блага в зависимости от своих вкусов и относительных цен на них. См. рис. 142.

 

См. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ, РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ.

 Ростислав Капелюшников – Поведенческая экономика и новый патернализм

 

РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования ограниченного (фиксированного) дохода. Экономическая проблема потребителя заключается в том, что его расходы ограничены величиной дохода, и поэтому он не в состоянии купить все товары и услуги, которые ему хотелось бы. Учитывая это ограничение, теория спроса предполагает, что цель потребителя — выбрать в соответствии со своими предпочтениями такую комбинацию товаров, которая максимизирует его общую полезность, или удовлетворение. Общая полезность максимизируется тогда, когда предельная полезность пенса, потраченного на товар X, в точности равна предельной полезности пенса, истраченного на все остальные купленные товары, или, иными словами, когда предельные полезности товаров пропорциональны их ценам. Для двух товаров X и Y общая полезность максимизируется, когда:

Равновесие потребителя можно также изобразить графически, используя аппарат кривых безразличия. См. рис. 97.

 

 

См. также теория выявленных предпочтений, эффект цены, эффект дохода, эффект замены, экономический человек, рациональность потребителя, оптимальность по парето, В.М.Гальперин о дифференциации доходов, уровень жизни домохозяйств РФ

 

 

АПРИОРИ (a priori) — то, что считается истинным независимо от предмета обсуждения. Экономисты часто разрабатывают свои теоретические модели, ведя рассуждения дедуктивно: от определённых исходных предпосылок к общим выводам.

Например, основываясь на предпосылке, что потребители действуют рационально, стремясь максимизировать свою полезность при ограниченном доходе, экономисты в своих рассуждениях приходят к выводу, что потребители, как правило, увеличат покупки тех продуктов, относительная цена которых упала.

См. экономический человек, равновесие потребителя

 

 

 

БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ, или ЛИНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (budget line or consumption possibility line) — линия, показывающая альтернативные сочетания благ, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне дохода и данных ценах (см. рис. 10).

 

См. также равновесие потребителя, теория выявленных предпочтений, эффект цены

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫ (marginal rate of substitution) — соотношение предельных полезностей каких-либо двух благ. Она измеряется наклоном кривой безразличия между этими двумя благами. Потребляя большее количество одного из продуктов (А), индивид насыщает свою потребность в нем и согласится отдать меньшее количество альтернативного блага (В), для того чтобы получить большее количество единиц блага А (уменьшающаяся предельная норма замены). Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен приравнять соотношение предельных полезностей двух любых благ к соотношению их цен (см. равновесие потребителя).

 

Для экономики в целом оптимальное распределение национального объёма выпуска достигается, когда предельная норма замены одинакова для всех потребителей.

 

См. оптимальность по Парето, ящик Эджуорта, кривая безразличия (indifference curve)

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа


Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru