Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



 

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ (conspicious consumption) — потребление товаров и услуг с целью получения полезности не от самого их использования, а от демонстрации их использования.

 

Человек может купить «Роллс-Ройс» и эксплуатировать его не столько как средство передвижения, сколько как способ выделиться перед остальными людьми. Возможно, ему хочется, чтобы его считали богатым или человеком со вкусом. Это явление, известное как ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА, может рассматриваться в качестве альтернативы обычным выводам теории потребления, согласно которым количество приобретаемого товара находится в обратной зависимости от его цены (кривая спроса имеет отрицательный наклон). Товар, приобретаемый с целью демонстративного потребления, может вполне иметь кривую спроса с положительным наклоном, и, таким образом, объём спроса на него увеличивается вместе с его ценой.

См. также: Х.Лейбенстайн. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, том первый), Келвин Ланкастер. Перемены и новаторство в технологии потребления. Lancaster, Kelvin J. A New Approach to Consumer Theory, Потребление как производство, Consumption as production

 

 

 

ГИПОТЕЗА ОТНОСИТЕЛЬНОГО ДОХОДА (relative-income hypothesis) — гипотеза, заключающаяся в том, что для отдельного лица или страны важен не абсолютный доход, а его или её относительный доход. Если это так, то так как все индивиды или страны не могут одновременно добиться относительного улучшения своего положения, стремление к росту ради самого роста становится бессмысленным.

 

См. также демонстративное потребление

 

 

ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА (Veblen effect) — явление в теории потребления, при котором потребители могут иметь кривую спроса с положительным наклоном (в противоположность кривой спроса с отрицательным наклоном), так как им свойственно демонстративное потребление. Кривая спроса с отрицательным наклоном означает, что объём спроса на определённый товар находится в обратной зависимости от его цены (когда цена возрастает, объём спроса снижается). С другой стороны, действие эффекта Веблена приводит к тому, что объём спроса на определённый товар оказывается в прямой зависимости от его цены (когда цена возрастает, объём спроса также растёт).

 

См. также Веблен, эффект дохода, закон Энгеля.

 

ВЕБЛЕН, ТОРСТЕЙН БУНДЕ (1857-1929) (Veblen, Thorstein Bunde) — американский экономист, чьи негативные оценки последствий неконтролируемого роста крупных компаний были впервые изложены в его книге «Теория праздного класса» (1899). Веблен признавал, что компании могут быть полезным инструментом для организации производства, но при этом считал, что управляющие больших компаний манипулируют ими таким образом, что процветание деловых кругов не будет соответствовать благосостоянию общества. Развивая этот тезис, Веблен атаковал некоторые из материалистических характеристик экономики частного предпринимательства, он называл их «денежное соперничество», «демонстративная праздность» и «демонстративное потребление».

 

Веблен также интересовался процессом экономического развития и полагал, что увеличение производительности, обусловленное техническим прогрессом, будет углублять экономический кризис, усиливая конфликт между рабочими и управленческими структурами, с одной стороны, и между акционерами и широкими деловыми кругами — с другой.

 

См. также эффект Веблена,

Торстейн Бунде Веблен (1857-1929) Thorstein Bunde Veblen

 

 

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ (Engel’s law) — закономерность, в соответствии с которой при увеличении дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости — в меньшей степени, чем увеличивается доход. Таким образом, рост дохода приводит к снижению доли расходов потребителя на товары первой необходимости (например, основные продукты питания) и к увеличению доли расходов потребителей на предметы роскоши (например, автомобили).

 

См. неполноценный товар, эластичность спроса по доходу, кривая доход —потребление, аграрная политика, кривые Энгеля (Лекция 15.3, ЭШ)

 

НЕПОЛНОЦЕННЫЙ ТОВАР, или НИЗШЕЕ БЛАГО (inferior product) — благо (товар или услуга), для которого эластичность спроса по доходу отрицательна. Иными словами, с увеличением дохода приобретаемое количество этого блага снижается. Следовательно, когда цена такого продукта падает, увеличивая тем самым реальный доход потребителей, то это уменьшение цены будет порождать эффект дохода, приводящий к уменьшению спроса. Этот эффект противоположен по направлению эффекту замещения от снижения цены, который выражается в том, что потребители будут покупать большее количество данного товара, так как он стал относительно дешевле. Сказанное относится к ограниченному кругу товаров и услуг.

 

См. ЭФФЕКТ ЦЕНЫ, НОРМАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, КРИВАЯ ДОХОД-ПОТРЕБЛЕНИЕ, ЗАКОН ЭНГЕЛЯ.

 

ЭФФЕКТ ДОХОДА (income effect) — изменение реального дохода потребителя в результате изменения цен на потребляемые им блага. Падение цен на блага обычно приводит к повышению спроса на них (см. теория спроса). Частично спрос увеличивается благодаря эффекту реального дохода (т. е. дохода, скорректированного с учётом изменения цен для отражения текущей покупательной способности). Если, допустим, потребитель имеет доход в 10 ф. ст., а цена блага X равна 1 ф. ст., он может купить 10 единиц этого блага; если цена блага X падает до 50 пенсов, потребитель может купить те же 10 единиц этого блага за 5 ф. ст. Таким образом, потребитель имеет 5 «лишних» фунтов для покупки блага X и других благ. Эффект дохода вместе с эффектом замены объясняет причину отрицательного наклона кривой спроса.

 

См. равновесие потребителя, теория выявленных предпочтений, эффект цены. См. также: Реакция потребителя на изменение дохода и цен (Лекц.15)

 

ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ (ЗАМЕЩЕНИЯ) (substitution effect) — замена одного блага другим, вызванная изменением их относительных цен. Снижение цены блага, как правило, приводит к увеличению объёма спроса на него. Часть этого увеличения обусловлена эффектом замещения. Более низкая цена блага X при неизменных ценах на другие блага увеличивает его привлекательность, побуждая потребителя заменить благом X ряд благ, ставших относительно более дорогими. Эффект замещения вместе с эффектом дохода позволяет объяснить отрицательный наклон кривых спроса.

 

См. равновесие потребителя, выявленное предпочтение, эффект цены, Келвин Ланкастер. Перемены и новаторство в технологии потребления. Lancaster, Kelvin J. A New Approach to Consumer Theory

Потребление как производство, Consumption as production 

 

КРИВАЯ ДОХОД—ПОТРЕБЛЕНИЕ (income—consumption curve) — графическое представление соотношения между доходом потребителя и объёмом его спроса на товар (см. спрос). См. рис. 50.

 

 

Наклон кривой доход—потребление отражает эластичность спроса по доходу. При этом крутая кривая спроса описывает неэластичный по доходу спрос, характеризующийся малыми изменениями объёма спроса на товар при больших изменениях дохода. И наоборот, пологая кривая спроса описывает высокоэластичный по доходу спрос.

 

РАСХОДЫ (expenditure) — затраты покупателей на приобретение благ или активов. Расходы на какое-либо благо или актив равны произведению цены блага или актива на купленное количество, т. е. равны общей выручке.

 

В агрегированном виде расходы домашних хозяйств, бизнесменов и государства (см. потребление, инвестиции, государственные расходы) образуют совокупный спрос, который (совместно с совокупным предложением) определяет уровень экономической активности.

 

 

ПОТРЕБЛЕНИЕ (consumption) — получение потребителями удовлетворения от использования товаров и услуг, потребительские товары длительного пользования (например, стиральные машины) «потребляются» на протяжении длительного периода времени, тогда как такие продукты, как кексы, потребляются сразу же после покупки. Удовлетворение потребителей от потребления конкретного продукта отражается кривой спроса на этот продукт.

 

См. потребности, спрос

См также ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, том первый, Келвин Ланкастер. Перемены и новаторство в технологии потребления. Lancaster, Kelvin J. A New Approach to Consumer Theory, Потребление как производство, Consumption as production

 

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа

Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru