Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




 

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer’s surplus) — дополнительное удовлетворение или полезность, получаемые потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за товар, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить (см. рис. 37). Излишек потребителя максимизируется лишь при совершённой конкуренции, когда цена определяется свободной игрой сил спроса и предложения на рынке и все потребители платят одинаковую цену. Но если рыночная цена устанавливается не силами спроса и предложения в конкурентных условиях, а максимизирующим прибыль монополистом, то возникающие вследствие этого уменьшения объёма производства и увеличение рыночной цены приводят к потере излишка потребителя, которая представлена на рис. 37 площадью заштрихованной фигуры РРmХЕ. Если бы дискриминирующий монополист мог назначать для каждой единицы товара отдельную цену, отражающую максимальную сумму, которую потребитель готов за неё заплатить, то он мог бы присвоить весь излишек потребителя в виде выручки от реализации продукции. Ср. ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ.

 

См. УБЫВАЮЩАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ, ЧИСТЫЕ ПОТЕРИ.

См. также  Ж.Дюпюи.О мере полезности гражданских сооружений,

8.       Открытие потребительского излишка (50 тем и литература для докладов)

Заметки: (см. Жюль Дюпюи)

Презентация: (см. Жюль Дюпюи)

Литература:

Жюль Дюпюи. О мере полезности гражданских сооружений

Марк Блауг. Жюль Дюпюи

О полезности пешеходного моста, ценовой дискриминации и других замечательных идеях Жюля Дюпюи

Излишек потребителя – аналог прибыли производителя (лекц.17, ЭШ)

П.И.Гребенников. Жюль Дюпюи – первооткрыватель потребительского излишка (лекц.17.3, ЭШ)

Джон Хикс. Реабилитация потребительского излишка (ВЕХИ, том I)

Джон Хикс. Четыре излишка потребителя 

Марк Блауг. Дюпюи и французская инженерная традиция

 

 

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer’s surplus) — дополнительные доходы, получаемые производителем благодаря тому, что цена на его товар выше той цены, по которой он готов поставлять этот товар на рынок.

 

Поскольку эффективность производства товаров у отдельных производителей неодинакова, установление рыночной цены, которая достаточна для того, чтобы оставить на рынке даже наименее эффективного производителя, одновременно приведёт к тому, что более эффективные производители будут иметь излишек.

Излишек производителя аналогичен излишку потребителя и изображен на рис. 38, где ОРе — равновесная рыночная цена. В любой точке участка кривой предложения АЕ производители будут стремиться предлагать соответствующее количество продукта и продавать его по цене ОРе, выше той, по которой они были бы готовы продавать свою продукцию. Например, один производитель собирался продавать количество OQ1 своей продукции по цене ОР1, хотя фактическая цена продажи составила ОРе, что принесло ему излишек Р1Ре. Суммарное количество таких излишков обозначено заштрихованной областью АРе Е.

 

На рынке с совершенной конкуренцией способны выжить только наиболее эффективные производители, и поскольку равновесная рыночная цена в длительном периоде достаточна только для покрытия затрат производителя (включая нормальную прибыль), излишек производителя равен нулю. Наоборот, на рынках с несовершенной конкуренцией, например при олигополии, тенденция рыночных цен к превышению затрат позволяет производителям получать излишек.

 

 

ЧИСТЫЕ ПОТЕРИ (deadweight loss) — уменьшение излишка потребителя и излишка производителя в результате ограничения выпуска продукта на уровне ниже оптимального (эффективного), который имел бы место при совершенной конкуренции.

 

На рис. 140 изображены кривые спроса и предложения продукта и установившаяся в результате их взаимодействия равновесная рыночная цена ОР. При этой цене излишек потребителя представлен площадью диагонально заштрихованной фигуры АВР, а излишек производителя — площадью вертикально заштрихованной фигуры АРО. Если искусственно снизить выпуск с OQ до OQ1, то цена, выплачиваемая потребителями, возрастет до OP1 а излишек потребителя сократится на площадь АСЕ; цена, получаемая производителями, упадет до ОР2, а излишек производителя сократится на площадь ADE.

 

Чистые потери особенно значительны на рынках, где господствуют монополии, ограничивающие выпуск с целью поддержания высоких цен.

 

См. также: Ущерб от монополизации (Лекц.48.1), Излишек потребителя (Лекц.17)

 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа

Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru