Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



ЦЕННОСТЬ (value) — значимость актива или продукта в де­нежном выражении. Экономисты XVIII - начала XIX в., та­кие как Адам Смит и Дэвид Рикардо, предполагали, что цен­ность актива или продукта определяется количеством труда, необходимого для его производства. Позднее такие экономи­сты, как Уильям Джевонс, утверждали, что ценность продук­та определяется его полезностью для потребителя. В настоящее время экономисты полагают, что ценность продукта опре­деляется как факторами предложения, так и факторами спро­са; это проявляется в установлении РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ на этот продукт.

См. также излишек потребителя, добавленная стоимость, парадокс ценности, у истоков понимания субъективной полезности 

 

 

 

ПАРАДОКС ЦЕННОСТИ (paradox of value) — утверждение, со­гласно которому ценность (цена) товара определяется его от­носительной редкостью, а не полезностью. Вода чрезвычайно необходима, и её общая полезность очень высока, но из-за того, что она, как правило, легкодоступна и находится в изобилии, её предельная полезность (и поэтому цена) низка. Бриллиан­ты же, напротив, значительно менее полезны, чем вода, но их большая редкость делает их предельную полезность (и поэтому цену) высокой.

 

 

 

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (total utility) — общее удовлетворение (полезность), которое индивид получает от потребления данно­го количества продукта в определённый промежуток времени. Общая полезность индивида обычно увеличивается по мере того, как он потребляет всё большее количество некоторого продукта, но, как правило, со всё меньшей скоростью. Каждая дополнительная потребляемая единица добавляет всё меньшую предельную полезность, чем предыдущая единица, по мере того как потребность индивида в этом продукте насыщается.

См. функция полезности, кардиналистская полезность, ординалистическая полезность, убывающая предельная полезность, у истоков понимания субъективной полезности 

 

 

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (marginal utility) — приращение степени удовлетворения (полезности), достигаемое потреби­телем при потреблении или использовании дополнительной единицы товара или услуги за определённый период време­ни. Например, если потребитель, съев три плитки шоколада, ест четвёртую, то общая полезность повысится, а если он съест и пятую, то она будет продолжать расти. Тем не менее пре­дельная (приростная) полезность от потребления пятой плитки шоколада, очевидно, не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления четвёртой, т. е. потребитель стал­кивается с убывающей предельной полезностью по мере на­сыщения потребности в данном благе.

Большинство товаров и услуг проявляют свойство убыва­ющей предельной полезности, и покупатели стремятся платить все меньше за добавочные единицы этих продуктов, так как последнее приносит все меньшую степень удовлетворения. Это объясняет, почему кривая спроса на эти продукты имеет отри­цательный наклон.

 

См. кардиналистическая полезность, ординалистическая полезность, равновесие потребителя, оптимальность по Парето, парадокс ценности, у истоков понимания субъективной полезности 

 

 

 

УБЫВАЮЩАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (diminishing mar­ginal utility) — принцип, согласно которому чем больше инди­вид потребляет какой-то продукт в определённый период вре­мени, тем меньше удовольствие (полезность), получаемое от каждой дополнительной единицы продукта. См. рис. 129.

 

Принцип убывающей предельной полезности можно ис­пользовать для объяснения отрицательного наклона КРИВЫХ спроса на большинство продуктов. Дело в том, что, поскольку индивиды получают все меньше удовольствия от каждой следующей единицы продукта, они будут готовы платить за каж­дую единицу все более низкую цену.        

Если бы возможно было измерение полезности в неких абсо­лютных единицах (см. кардиналистская (количественная) по­лезность), то анализ спроса можно было бы целиком построить на предельной полезности. В действительности, однако, это не­возможно, и потому кривые спроса выводятся обычно из кри­вых безразличия, которые базируются на концепции ОРДИНАНАЛИСТСКОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.

См. равновесие потребителя,выявленные предпочтения.

 

 

ЦЕНА (price) — денежное выражение ценности товара, услуги, актива или фактора производства. На некоторых рынках (на­пример, на рынках совершенной конкуренции) цена определя­ется взаимодействием спроса и предложения. На других же рынках (например, при монополии) сильные производители имеют свободу действий в определении цен на свою продук­цию. При определённых обстоятельствах цены могут устанав­ливаться в соответствии с государственной политикой контро­ля над ценами или регулироваться политикой цен и доходов.

См. также равновесная рыночная цена, управляемая цена.

 

 

 

ЦЕНОВАЯ СИСТЕМА, или РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ (price system or market mechanism) — устройство экономики, в которой основные решения относительно того, что производить, как про­изводить и как распределять продукцию (доходы), принимают­ся на основе взаимодействия покупателей и продавцов на рын­ках продуктов и факторов (см. рис. 135).

В ЭКОНОМИКЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА или В СМЕШАН­НОЙ экономике, в которой ведущим является частный сектор, текущий уровень выпуска и потребления продуктов является результатом того, что различные решения потребителей и фирм проявляются через ценовую систему, так как они реали­зуются путём взаимодействия на рынках. Фирма является ключевым элементом рыночной системы, действующим на рынках продуктов, на которых она продаёт продукты, и на рын­ках факторов, где она покупает или нанимает ресурсы. Ценовая система охватывает оба типа рынков и действует таким обра­зом, что обеспечивает размещение ресурсов в соответствии с потребительским спросом.

Предположим, например, что цены на морковь и горох перво­начально были таковы, что уравновешивали спрос и предложе­ние на эти продукты, но затем спрос на морковь упал, а на горох вырос, как это показано на рис. 135. Увеличившийся спрос на горох при оставшемся неизменным уровне предложения в ко­ротком периоде приведёт к избыточному спросу на горох, про­даваемый по существующим ценам, и цена гороха, ставшего дефицитным среди потребителей, возрастёт. Уменьшившийся спрос на морковь при неизменном предложении в коротком периоде приведёт к избыточному предложению моркови при существующей цене, и цена моркови снизится, так как произво­дители будут стремиться распродать морковь.

Подобные изменения цен приведут к изменению прибыли производителей моркови и гороха. Так как спрос и цены на рынке гороха возрастут, производители гороха будут получать повышенную прибыль, в то время как прибыль производителей моркови снизится за счёт уменьшения спроса и цен на мор­ковь. С течением времени производители гороха произведут инвестиции в дополнительную землю и оборудование и при­влекут дополнительную рабочую силу для увеличения произ­водства; кроме того, на рынок выступят новые фирмы—произ­водители гороха, привлечённые высоким уровнем прибыли. В результате увеличившегося предложения цены на горох сни­зятся, фирмы-производители получат нормальную ПРИБЫЛЬ, и, таким образом, для новых фирм уже не будет существовать значительных стимулов для вступления на рынок гороха. На рынке же моркови, напротив, падение спроса и цен приве­дёт к уменьшению доходов производителей моркови, и менее эффективные производители будут вытеснены с рынка из-за того, что они будут нести убытки. Другие же производители снизят выпуск моркови. Снижение предложения моркови бу­дет продолжаться до тех пор, пока оно не достигнет уровня  снизившегося спроса и фирмы, оставшиеся на рынке моркови, будут получать нормальную прибыль.

Изменения, происходящие на рынке продуктов, будут сказы­ваться на состоянии рынка факторов, как это показано на рис. 135б. Для увеличения предложения гороха в его произ­водство должны быть дополнительно вовлечены природные, людские и капитальные ресурсы, что может быть достигнуто лишь при условии, что за использование этих ресурсов будет выплачиваться доход, больший чем где бы то ни было еще. Возросший спрос на горох приведёт к увеличению спроса на факторы производства, нужные для выращивания, что, в свою очередь, увеличит доход владельцев этих факторов. Отрасль, производящая морковь, напротив, будет высвобождать ресурсы, так как некоторые фирмы будут покидать рынок, что приведёт к уменьшению доходов факторов производства, так как спрос на них падает. Вышеописанные силы и формируют распреде­ление дохода между производителями гороха и моркови.

Этот пример наглядно демонстрирует, как ценовая система приводит к изменению размещения ресурсов в ответ на «сигна­лы», данные потребителями в виде изменения спроса на про­дукты, что влияет и на изменение спроса на факторы производ­ства. Однако автономные изменения цен на затрачиваемые факторы могут сами по себе воздействовать на товарные цены и структуру потребительского спроса. Предположим, например, что производство моркови является относительно трудоёмким процессом, в то время как выращивание и сбор гороха в значи­тельной степени автоматизированы. Следовательно, резкий рост ставок заработной платы будет воздействовать на эти две от­расли производства по-разному, производственные затраты и цена на морковь значительно возрастут, а производственные затраты и цены на горох изменятся мало. Так как морковь становится дороже, а цены на горох остаются на прежнем уров­не, потребители будут покупать большее количество более де­шёвого гороха и меньшее количество подорожавшей моркови. Следовательно, объём выпуска и уровень занятости в отрасли, производящей морковь, будут снижаться, в то время как объём производства гороха возрастёт, и можно предположить, что про­изойдёт изменение размещения ресурсов между этими отрас­лями. С другой стороны, так как фирма стремится производить морковь с минимальными затратами, комбинируя факторы про­изводства как можно более эффективно, то, столкнувшись с уве­личением ставок заработной платы, она может выбрать тот метод производства, который требует применения меньшего количества относительно дорогого труда рабочих и большего  количества относительно дешевого капитала. Таким образом, весьма вероятно, что увеличение ставок заработной платы при­ведёт к повышению автоматизации производства моркови, что снизит спрос на рабочую силу в этой отрасли.

Ценовая система может обеспечить тонкий механизм авто­матического изменения размещения ресурсов. Однако эта сис­тема вовсе не является совершенным средством распределе­ния ресурсов, как это может показаться. Во-первых, реакция предложения на изменение потребительского спроса в рамках ценовой системы может быть медленной и болезненной, так как менее удачливые фирмы не покидают рынок быстро, а ка­кое-то время еще действуют, неся убытки. Во-вторых, ресурсы не всегда являются настолько подвижными профессионально и географически, как это предполагает модель, особенно если ра­ботники нуждаются в специальном обучении для приобрете­ния необходимой квалификации. В-третьих, ценовая система не может обеспечить производство определённых коллектив­ных благ (например, обороны), так как для этих благ не сущест­вует рынков. В-четвёртых, ценовая система учитывает только частные затраты производителей на производство и сбыт про­дуктов, игнорируя общественные затраты, порождаемые ВНЕШ­НИМИ эффектами (в частности, загрязнением окружающей сре­ды). Наконец, эффективное функционирование ценовой систе­мы зависит от структурных характеристик рынков продуктов и факторов. В вышеприведённом примере ценовая система ус­пешно действовала в условиях совершенной конкуренции на рынках продуктов и факторов. Если же рынок характеризует­ся наличием монополии или олигополии и высокими барье­рами входа и барьерами выхода, фирмы не могут свободно ВХО­ДИТЬ на рынок и покидать его в ответ на изменение возможно­стей получения прибыли. Например, если на рынке гороха действует доминирующий монопольный производитель, то, столкнувшись с увеличением спроса, он может решить не уве­личивать предложение гороха, а извлечь выгоду из возросшего спроса посредством увеличения цен. Следовательно, в длитель­ном периоде монополист получит сверхприбыль, а новые фак­торы в производство вовлечены не будут.

 

См. централизованно планируемая экономика, теория рын­ков, суверенитет потребителя, пересмотренная последователь­ность.

   

РЫНОЧНАЯ ЦЕНА (market price) — цена, которую потребители платят при покупке какого-либо продукта. Для большинства продуктов рыночная цена представляет собой равновесную рыночную цену, устанавливаемую взаимодействием спроса и предложения, хотя косвенный налог, например налог на добавленную стоимость, или субсидии могут изменять равновесную рыночную цену.

 См. распределение налогового бремени

 

РАВНОВЕСНАЯ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА (equilibrium market price) — цена, при которой объём спроса на товар равен объёму предложения товара, кривая спроса показывает, какое количество товара потребители готовы купить при тех или иных ценах; кривая предложения показывает, какое количество товара производители готовы продать при тех или иных ценах. См. рис. 98.

         

ОБЪЁМ ПРОДАЖ (quantity traded) — количество проданного/купленного продукта (фактора производства). На большинстве рынков объём продаж зависит от взаимодействия спроса и предложения, определяющих равновесную рыночную цену продукта.

 

РЫНОК ПРОДУКТОВ (product market) — рынок, на котором продаются и покупаются продукты, а цена на товары и услуги определяется соотношением спроса и предложения.

См. ценовая система, равновесная рыночная цена

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

Вернуться

Вернуться на страницу "Дополнительные чтения" 

Координация материалов. Экономическая школа



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru