Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




ФИРМА, или КОМПАНИЯ, или ПОСТАВЩИК (firm or company or supplier) — производительная единица, преобразующая факторы расхода в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары или услуги. Фирма, или предприятие, — основная производственная единица и важнейший элемент теории рынка, которая служит для объяснения того, как фирмы взаимодействуют и как их решения по ценообразованию и выпуску влияют на рыночное предложение и цену (СМ. теория фирмы, теория рынков).

 

Имеются следующие организационно-правовые формы фирм:

 

(а)     индивидуальное частное предприятие — фирма, которой владеет или управляет один человек, т. е. такой тип предприятия, который наиболее близко стоит к понятию «фирмы» в экономической теории;

 

(б)     товарищество — фирма, которой владеют и управляют два или более человека, состоящие между собой в соглашении;

 

(в)     акционерная компания — фирма, которой владеет группа держателей обыкновенных акций 1, образующих капитал компании (см. кооператив).

 

Имеются следующие экономические формы фирм:

 

(а)     горизонтальная фирма — фирма, занятая единственным видом производственной деятельности, например сборкой автомобилей;

 

(б)     вертикальная фирма— фирма, осуществляющая два или более вертикально связанных между собой вида деятельности, например изготовление узлов автомобилей (сцепления, стального каркаса) и сборку автомобилей;

 

(в)     диверсифицированная фирма, или конгломерат, — фирма, занятая несколькими не связанными между собой видами производственной деятельности, например сборкой автомобилей и выпечкой хлеба.

 

См. горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, диверсификация.

П. Милгром, Дж. Робертс Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. / Пер. с англ. И.В. Розмаинского, Д.Е Тетерина, К.А. Холодилина под редакцией И.И. Елисеевой и В.Л. Тамбовцева — СПб. : Экономическая школа, 1999. — т. 1 – 472 с., т. 2 – 424 с. Глава 16. Границы и структура фирмы

Хей Д., Моррис Д. Теория организации промышленности:/Пер. с англ. под ред. А.Г.Слуцкого. СПб.:Экономическая школа, 1999. В 2 т. т.1. - 384с., т.2. - 592с. Глава 9. Фирма: цели, организация и управление

 

КОНСОРЦИУМ (consortium) — временная группировка самостоятельных фирм, организаций и государства, создаваемая для объединения их ресурсов и опыта или для осуществления какого-либо проекта, например программы крупномасштабного строительства или создания самолёта, либо для объединения их средств при совершении оптовых закупок факторов производства.

 

 

ДОЧЕРНЯЯ КОМПАНИЯ (subsidiary company) — компания, находящаяся в собственности другой компании (см. фирма). Дочерняя компания может осуществлять хозяйственную деятельность под своим собственным названием, но она находится под полным или частичным централизованным контролем со стороны материнской компании.

См. также холдинговая компания, консолидированные счета

 

 

ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ (holding company) — компания, контролирующая одну или несколько других компаний. Собственность может быть полной (100%) или частичной (51% и более голосующих акций). Подобная собственность предоставляет возможность контроля над политикой дочерних компаний. Холдинговая компания включает бухгалтерский отчёт о результатах деятельности дочерних компаний в бухгалтерскую отчётность всей группы компаний.

Холдинговые компании наиболее часто используются для диверсификации или создания конгломерата, когда одна фирма управляет рядом отдельных компаний, действующих в различных сферах производства, но каждая из этих компаний в той или иной степени зависит от «материнской компании». См. диверсификация

 

ДОЛЯ МЕНЬШИНСТВА (minority interest) — часть акционерного капитала, выпущенного дочерней компанией, не принадлежащая холдинговой компании. Если холдинговой компании принадлежит более 50% акций дочерней компании, то становится возможным контроль над последней. Однако пока холдинговая компания владеет менее чем 100% акций, интересы держателей остальных акций дочерней компании должны признаваться, в частности должно признаваться их право на участие в прибылях последней.

 

 

СКЛАД (store) — охраняемая зона, предназначенная для хранения сырья или комплектующих изделий, не требующихся в данный момент в производственном процессе, либо конечных продуктов, не нужных в данный момент для доставки потребителям.

 

НАКЛАДНАЯ (delivery note) — документ, посылаемый потребителю поставщиком в момент поставки продукции, в котором указан физический объём поставляемой продукции. После него потребителю обычно отсылается счёт-фактура, в котором указывается денежная стоимость поставляемой продукции.

Ср. банковская выписка

 

ИЗВЕЩЕНИЕ О РАСЧЁТАХ (statement of account) — сообщение, периодически посылаемое поставщиком покупателю, в котором содержатся данные о стоимостном объёме поставленной продукции за месячный или другой период, а также о суммах задолженности покупателя за эту продукцию. Извещение высылается поставщиком через некоторое время после отсылки счёта-фактуры. Ср. накладная

 

ЭКСПЕДИТОРСКАЯ ФИРМА (feright forwarder or ferwarding agent) — фирма, специализирующаяся на перевозке товаров с фабрики, склада и т. п. непосредственно потребителю (в случае внутренних перевозок) и в морские порты, аэропорты и т. д. (в случае, когда товары идут на экспорт). В последнем случае экспедиторская фирма оформляет также документацию, требуемую таможенными властями, и учётные документы.

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru