Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



 

БАРТЕР (barter) — обмен одного экономического блага на другое. Бартеру как механизму обмена присущ ряд серьезных недостатков.

 

(а) Чтобы бартер имел место, необходимо «совпадение потребностей», т. е. каждая сторона обмена должна предложить то, в чем нуждается другая. Например, производитель яблок, желающий получить апельсины, должен найти не просто производителя апельсинов, но производителя апельсинов, который хочет приобрести яблоки. Поиск подходящих партнеров для обмена может оказаться длительной процедурой и отнять время, которое можно было бы посвятить производству благ.

(б)    Даже если стороны встретились, им нужно договориться по поводу «нормы обмена» (например, сколько яблок нужно отдать в обмен на один апельсин). Переговоры об условиях обмена опять-таки отнимают время, и, если между этими двумя сторонами соглашение не будет достигнуто, им снова придется искать партнеров для обмена.

 

В целом бартер — весьма неэффективное средство для осуществления сделок, и поэтому в современной экономике он почти полностью вытеснен системой обращения, основанной на деньгах.

 

См. встречный товарообмен, теневая экономика.

 

 

ВСТРЕЧНЫЙ ТОВАРООБМЕН (countertrade) — прямой или косвенный обмен одних товаров на другие в международной торговле. К встречному товарообмену прибегают в тех случаях, когда возникает нехватка каких-либо иностранных валют или когда страны применяют валютный контроль.

 

Формы встречного товарообменна следующие:

 

(а)     бартер — прямой обмен продукта на продукт;

 

(б)    компенсационная сделка — продавец получает часть оплаты в валюте своей страны, а оставшуюся часть — в виде товаров, поставляемых покупателем;

 

(в)     выкуп — продавец машин и оборудования из страны-экспортера соглашается принять в качестве частичной оплаты определённое количество товаров, производимых на этих машинах и оборудовании в импортирующей стране;

 

(г)     встречная покупка — продавец из экспортирующей страны получает часть оплаты за товары в валюте своей страны, а оставшуюся часть — в валюте страны-покупателя, причем вторая часть используется затем для покупки других продуктов в стране покупателя.

 

См. экспорт.

 

 

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА (black economy) — экономическая деятельность, не учитываемая в исчислении национального дохода либо потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна. Незаконная деятельность — это не то же самое, что внерыночная деятельность. Незаконная рыночная деятельность может быть вполне эффективной в рамках обычной ценовой системы, основанной на игре спроса и предложения. Примеры тому: продажа и покупка наркотиков на улице или алкоголя в 1920-е годы в США, или продуктов в Великобритании во время второй мировой войны в период действия системы рационирования. Внерыночная деятельность не связана с ценой, определяемой взаимодействием спроса и предложения. Часть внерыночной деятельности может предприниматься из альтруистических соображений, например услуги, оказываемые домохозяйкой своей семье, или работа добровольных участников благотворительных организаций. Другая часть внерыночной деятельности осуществляется на основе бартера. Например, некий механик обслуживает автомобиль некоего электрика, который, в свою очередь, делает электропроводку в доме механика. Деньги не переходят из рук в руки, и деятельность не учитывается. Чаще всего понятие теневой экономики ассоциируется с той незаконной ситуацией, когда люди работают, не указывая своих доходов.

 

См. чёрный рынок.

 

 

 

 

ЧЁРНЫЙ РЫНОК (black market) — «неофициальный» рынок, который часто возникает, когда государство держит цену на какой-то продукт на уровне ниже равновесного и потому вынуждено вводить систему рационирования для распределения этого продукта между потребителями. Учитывая, что некоторые покупатели готовы платить более высокую цену, находятся дельцы, отвлекающие продукт с «официального» рынка, создавая тем самым параллельный вторичный рынок.

 

См. теневая экономика,

Виктор Валентинович Новожилов. Недостаток товаров.

 

 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:



 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

 

 



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru