Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (international trade) — обмен товарами и услугами между странами посредством экспорта и импорта. Такая торговля основывается на сравнительных преимуществах в производстве определённых благ, которыми обладают страны. Эти преимущества обеспечивают основу международного разделения труда (размещения производства).

 

Различия между странами в сравнительных преимуществах проявляются как в их различных структурах затрат, т. е. в ценовой конкурентоспособности, так и в различных уровнях мастерства (профессионализма), т. е. в конкурентоспособности, связанной с дифференциацией продукта. Эти различия в большой мере определяются обеспеченностью страны основными ресурсами (природными ресурсами, трудом и капиталом) и степенью экономического развития (уровнем дохода на душу населения, общим уровнем затрат и цен, уровнем развития науки и техники и т. д.). Степень доступности ресурсов и квалификация определяют ассортимент товаров и услуг, которые страна технически способна производить, тогда как относительные затраты, цены и факторы дифференциации продуктов определяют ассортимент товаров и услуг, которые экономически выгодно производить в этой стране, т. е. в производстве которых страна имеет сравнительные преимущества перед другими странами. Путь политического развития стран не зависит от их экономической силы или слабости. Посредством международной торговли страны могут капитализировать свою экономическую силу, повышая таким образом уровень жизни.

 

Международная торговля может иметь положительное значение как для сферы производства, так и для сферы потребления страны. Международная торговля даёт странам возможность ввозить некоторые товары и услуги, если это будет дешевле, чем производить их, а также получать некоторые продукты и ресурсы, которые в противном случае были бы практически недоступны, так как внутренние производители были бы не способны предложить их (например, редкое сырьё или высокотехнологичное изделие). Международная торговля обеспечивает эффективность производства посредством стимулирования перемещения ресурсов из тех отраслей, продукция которых наилучшим образом замещается импортом, в те отрасли, где страна имеет сравнительные преимущества над своими торговыми партнёрами.

 

Анализ проблемы получения выгод от международной торговли показывает, что оптимизация этих выгод наилучшим образом достигается в условиях свободной торговли, т. е. при отсутствии таких ограничений торговли, как тарифы и квоты. Этим тезисом и руководствовалось международное сообщество при заключении генерального соглашения по тарифам и торговле и при образовании разнообразных региональных зон свободной торговли. На практике, однако, выгоды международной торговли часто распределяются между странами неравномерно, в результате чего неизбежно возникает ситуация, когда национальные интересы становятся выше международных обязательств, что приводит к одностороннему осуществлению протекционистских мер (см. протекционизм). Кроме того, направление нынешнего развития международной торговли невыгодно тем развивающимся странам, которые специализируются на производстве узкого ассортимента товаров, мировой спрос на которые растёт медленно.

 

Международная торговая деятельность страны воздействует на её платёжный баланс, так как экспорт «зарабатывает» иностранную валюту, а импорт требует финансирования в той же иностранной валюте, валютный рынок действует как канал покупки и продажи иностранной валюты, используемой для финансирования торговли. Международная торговля оказывает влияние на курс внутренней валюты страны относительно валют других стран, т. е. на валютный курс.

 

См. выгоды торговли, теория международной торговли, торговля интеграция, встречный товарообмен, демпинг.

См. также:

Абсолютные и относительные преимущества

Экономическая школа. Альманах, том 7, 2011 (СОДЕРЖАНИЕ)

А.П.Киреев. О сравнительных преимуществах

А.П.Киреев. О конкурентных преимуществах

Выгоды свободной торговли (учебник Пиндайк, Рубинфельд)

Артур И.Блумфилд, Вильфред Этъер.Развитие теории международных экономических отношений

Обеспеченность ресурсами

А.П.Киреев. Теории международной торговли XXI века

Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. СПб.: Экономическая школа. 2002, 267 с. ISBN 5- 900428-77-X

 

ЭКСПОРТ (export) — товары, услуги или капитальные активы, продаваемые за рубеж.

 

(1)    Товары, которые производятся в данной стране, затем перевозятся за границу и там продаются за иностранную валюту, называются видимым экспортом. •

 

(2)    Услуги, которые предоставляются иностранцам либо в данной стране (например, обслуживание туристов), либо за границей (банковские, страховые услуги) за иностранную валюту, называются невидимым экспортом.

 

(3)    Капитал, который размещается за границей в форме портфельных инвестиций, прямых инвестиций в иностранные реальные активы и банковских депозитов, называется экспортом капитала.

 

Экспорт важен по двум основным причинам:

(а) вместе с импортом он формирует платёжный баланс страны (страна должна экспортировать для того, чтобы финансировать, т. е. оплатить в иностранной валюте, свой импорт);

(б) он является вливанием в кругооборот национального дохода, приводя к увеличению реального национального дохода и выпуска.

 

См. международная торговля, экспортный мультипликатор, затраты-страхование —фрахт, Ф.О.Б., свидетельство о происхождении, страхование, факторинг, форфейтинг, экспортные субсидии, соглашение по ограничению экспорта, заграничные инвестиции, валютный курсусловия торговли, платежный баланс, склонность к импорту, замещение импорта, проникновение импорта, соглашение по ограничению торговли, валютный курс, валютный рынок, валютные риски, торговый баланс, условие Машалла-Лернера, твердая валюта,

 

 

ОГРАНИЧЕНИЕ ТОРГОВЛИ (restraint of trade) — см. соглашение по ограничению торговли, ограничительная торговая практика

 

 

ФРАХТ, или ГРУЗ (freight or cargo) — товары (обращающиеся как на внутреннем, так и на внешнем рынках), находящиеся в процессе транспортировки по автодорогам, железным дорогам, водным путям или воздуху от производителя или со склада потребителю. Перевозка товаров может осуществляться как собственным сбытовым подразделением поставщика, так и независимыми транспортными предприятиями и экспедиторскими фирмами.

См. СИФ, ФОБ

 

 

ЗАТРАТЫ «СТРАХОВАНИЕ—ФРАХТ» (cost-insurance-freight (C.I.F.)) — затраты, возникающие при перевозке импортируемых и экспортируемых товаров из одной страны в другую. В рамках платёжного баланса эти затраты добавляются к исходным ценам импортируемых и экспортируемых товаров при расчёте суммарных потоков иностранной валюты.

См. ФОБ

 

 

ФОБ (F. O. B) — аббревиатура от английского free-on-board. С точки зрения платёжного баланса ФОБ означает, что включаются только базовые цены на импортируемые и экспортируемые товары (плюс стоимость погрузки) и не включаются затраты «стоимость—страхование—фрахт» (СИФ), сопряженные с транспортировкой товаров из одной страны в другую.

 

ДВУСТОРОННЯЯ ТОРГОВЛЯ (bilateral trade) — торговля между двумя странами. Двусторонняя торговля является частью международной торговли, многосторонней по своему характеру.

См. многосторонняя торговля, встречный товарообмен 

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ (international commodity agreement) — соглашение, идеей которого является попытка стабилизировать цены на некоторые товары — объекты международной торговли, такие как кокосовые орехи и олово, с целью стабилизации доходов производителей и валютных поступлений в основном в развивающихся странах. Хотя международные торговые соглашения заключаются в интересах производителей из развивающихся стран, потребители также могут извлечь выгоду, так как эти соглашения устраняют неопределённость и неудобства, связанные с неустойчивыми колебаниями цен.

 

Международные торговые соглашения могут различаться по форме, но по существу они всегда содержат установление «официальной» цены на товар всеми странами — участниками соглашения, которая затем поддерживается посредством механизма защитного запаса: избыток продукции покупается по этой цене, если предложение превышает спрос, и продаётся по этой же цене, если спрос превышает рыночное предложение.

 

Международные торговые соглашения обеспечиваются конференцией ООН по торговле и развитию как способ повышения доходов экономик развивающихся стран (см. новый международный экономический порядок), но зачастую поддержание их жизнеспособности вызывает серьёзные трудности. Например, могут возникнуть разногласия между странами-членами по поводу некоторых официальных цен. Их причиной является разница в степени важности товара для экономики каждой страны-члена; часто возникает искушение поднять цены выше уровня, определённого рынком, что оказывает финансовое давление на защитный запас. Это давление в конечном счёте может привести к утечке денежных средств.

 

 

МНОГОСТОРОННЯЯ ТОРГОВЛЯ (multilateral trade) — международная торговля между всеми странами, занимающимися экспортом или импортом товаров и услуг.

Ср. двусторонняя торговля

 

МНОГОСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТЕКСТИЛЮ (multi-fibre arrangment (MFA)) — торговое соглашение между 80 развитыми и развивающимися странами, регулирующие международную торговлю текстильными изделиями и одеждой с использованием квот на импорт. Цель этого соглашения — дать бедным странам возможность гарантированного доступа и увеличения этого доступа на рынки Европы и Северной Америки и в то же время воспрепятствовать возникающему при этом разрушению более старых текстильных и швейных отраслей в развитых странах.

Многостороннее соглашение по текстилю является формой протекционизма, дискриминации в отношении интересов слаборазвитых стран, экономическое положение, многих из которых сильно зависит от состояния текстильных отраслей как ведущего сектора их экономического развития. Это соглашение противоречит принципам генерального соглашения по тарифам и торговле, но данный орган счёл удобным «обойти» подобные вопросы при разработке правил регулирования товарных потоков.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРОИСХОЖДЕНИИ (certificate of origin) — документ, в котором указана страна происхождения товара, обращающегося на мировом рынке. Большинство стран согласны принимать свидетельства о происхождении, выпущенные государственными органами их торговых партнёров или их уполномоченными (торговыми палатами в Великобритании). Однако в том случае, когда изделия собраны в одной стране, а их детали, в основном, импортированы из других стран, часто возникают сложности с точным определением страны происхождения.

 

См. правило происхождения, экспорт

 

 

ПРАВИЛО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (local content rule or rule of origin) — правило, согласно которому какой-либо продукт может рассматриваться как произведённый в данной стране (продукт местного производства) только в том случае, если он изготовлен большей частью из отечественных, а не импортных компонентов. Правила происхождения используются государством главным образом для пресечения деятельности так называемых «отверточных» предприятий, производящих конечные продукты из импортных компонентов. Эти предприятия создаются для обхода тарифов, квот и уравнительных пошлин, налагаемых на импортируемые конечные продукты.

 

Применение правил происхождения на практике ставит ряд проблем, например определение той доли отечественного сырья в конечном продукте, которая необходима, чтобы продукт можно было бы отнести к категории отечественных, а также практическое измерение этой доли (количество, стоимость компонентов и т. д.).

 

См. протекционизм, свидетельство о происхождении

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ (economic sanctions) — двусторонние или многосторонние запреты (эмбарго) на экспорт и импорт товаров, услуг и капитала отдельных стран. Экономические санкции применяются в качестве дополнения к политическому давлению, которое оказывает международное сообщество на страну, чтобы изменить её политику (в частности, экономическую).

 

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ БАЛАНС (external balance) — состояние равновесия платёжного баланса, которое на протяжении ряда лет приводит к тому, что стоимость закупок зарубежных товаров, услуг и активов данной страной не превышает стоимости закупок отечественных товаров, услуг и активов зарубежными странами. Достижение внешнеторгового баланса — одна из макроэкономических задач государства. Ср. внутренний баланс

 

См. также управление спросом, валютный курс, макроэкономическая политика, модель внутреннего— внешнего равновесия

 

 

ВЗВЕШЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ ИНДЕКС (trade-weighted index) — индекс цен, который показывает ценность валюты одной страны, измеренную с помощью «корзины», состоящей из валют других стран, где валюте каждой страны присваивается определённый вес, пропорциональный доле этой страны в международной торговле.

 

См. валютный курс

 

 

 

ВНУТРЕННИЙ БАЛАНС (internal balance) — ситуация, при которой экономика функционирует при полной занятости, а общий уровень цен постоянен (стабильность цен). Достижение полной занятости и стабильности цен — две основные макроэкономические задачи правительства. Однако в действительности этих целей трудно достичь одновременно (см. кривая Филлипса). Ср. внешнеторговый баланс

См. также управление спросом, модель внутреннего—внешнего равновесия, макроэкономическая политика

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:



Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru