Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
Рейтинг@Mail.ru






Яндекс.Метрика
 

100 Hot Books (Амазон, Великобритания)




 

МОНЕТАРИЗМ (monetarism) — совокупность принципов анали­за влияния денег на функционирование экономики. Данная теория отмечает необходимость «сбалансированного» соотно­шения между количеством денег, доступных для финансирова­ния покупок товаров и услуг, с одной стороны, и способностью экономики производить эти товары и услуги — с другой.

Теория даёт объяснение инфляции, связывая её с чрезмер­ным увеличением предложения денег. В частности, монета­ристы утверждают, что, если государственные расходы больше, чем налоговые поступления, и, следовательно, потребности государственного сектора в займах для финансирования де­фицита растут, то увеличение предложения денег, вызванное финансированием возросшей потребности государственного сектора в займах, повысит темп инфляции. «Чистая» количе­ственная теория денег (MV = РТ) утверждает, что исходной причиной инфляции является избыточная эмиссия денег (т. е. «слишком большое количество денег охотится за слишком ма­лым количеством товаров»), и это рассматривается как источ­ник инфляции спроса.

Монетаристы считают, что теория инфляции затрат не явля­ется достаточно независимой, поскольку эта инфляция должна финансироваться за счёт увеличения предложения денег. Пред­положим, даны исходный запас денег, уровни цен и выпуска. Представим, что издержки растут (например, увеличиваются уровни заработной платы); это заставляет производителя под­нять цены. По мнению монетаристов, такой рост цен не по­влечёт за собой инфляционного процесса (т. е. тенденции к постоянному росту цен), если не увеличится предложение де­нег. При данном количестве денег с ростом уровня цен сокра­щается количество покупаемых товаров, и реальный спрос па­дает; но если государство увеличит предложение денег, это по­зволит купить то же самое количество товаров при возросшем уровне цен. Если этот процесс продолжается, то происходит затратная инфляция.

См. также связь предложения денег и расходов, денежная политика, среднесрочная финансовая стратегия, чикагская школа.

 

 

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА (Chicago School) — группа экономистов при Чикагском университете (наиболее известный из которых Милтон Фридман), усовершенствовавших количественную теорию денег и выступавших за государственный контроль над ростом предложения денег в длительном периоде. Среди множества характеристик стабильного роста денежной массы Чикагская школа делает акцент на важности рыночной системы как аллокативного механизма, позволяющего потребителям свободно принимать экономические решения при минимальном вмешательстве государства.

 

См. монетаризм, Фридмен Милтон, Friedman Milton (1912-2006)

Патинкин Дон Patinkin Don (1922 — 1995), Эдвин Долан. Монетаризм Милтона Фридмена

 

 

 

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕНЕГ И РАСХОДОВ (money supply/ spending linkages)

1. Косвенная связь (с кейнсианской точ­ки зрения) между предложением денег и совокупным спро­сом, опосредованная процентной ставкой. Она заключается в том, что увеличение предложения денег (от М до М1 на рис. 108а) вызывает падение ставки процента (от г до г1); результатом последнего является рост планируемых инвестиций от I до I1 (рис. 108б). Увеличение инвестиций, в свою очередь, повышает совокупный спрос и через эффект мультипликатора поднимает уровень национального дохода с Y до Y1 (рис. 108в). Падение процентных ставок может также увеличить расходы на потребление (снизившаяся цена заёмных средств побуждает людей шире использовать заёмное финансирование (см. заём) для покупки автомобилей, телевизоров и т. д.).

См. Кейнс, кейнсианская экономическая теория, равновесный уровень национального дохода, ловушка ликвидности.

2. Прямая связь (с монетаристской точки зрения) между предложением денег и уровнем совокупного спроса. Она заключается в том, что увеличение предложения денег приводит непосредственно к повышению спроса на конечные потребительские товары и услуги. Это утверждение основывается на следующем допущении: когда домашние хозяйства и предприятия имеют больше денег, чем им необходимо для хранения, они расходуют избыток средств на приобретение выпускаемых в настоящее время денежных товаров и услуг.

См. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ, МОНЕТАРИЗМ, ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ.

 

 Рис. 108. Связь предложения денег и расходов, а. Процентная ставка, б. Плановые инвестиции, в. Национальный доход.

 

 

 

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ (quantity theory of mo­ney) — теория, которая устанавливает прямую связь между предложением денег и общим уровнем цен в экономике. Основ­ное тождество, лежащее в основе количественной теории, было впервые выведено Ирвингом Фишером (1867-1947) в 1911 г. Согласно уравнению Фишера,                                        

                                                                               MV ≡ РТ, 

где М — запас денег, Vскорость обращения денег (среднее количество раз, которое каждый доллар или фунт переходит из рук в руки при обеспечении сделок в течение года), Р — общий уровень цен, а Т — число сделок или общий объём предложе­ния товаров и услуг.

Приведённое выше соотношение является тождеством, так как общие денежные расходы на товары и услуги (MV) за неко­торый период должны равняться денежной ценности произ­ведённых товаров и услуг (РТ), и все четыре величины опре­делены таким образом, что тождество должно выполняться. Тем не менее, это тождество может быть обращено в уравнение, допускающее проверку, если предположить, что скорость обра­щения денег является постоянной или изменяется очень мед­ленно.

Экономисты Кембриджского университета переформулиро­вали традиционную теорию денег для того, чтобы отразить связь между запасом денег в экономике (М) и конечным доходом (Y) в форме MV = Y. Скорость обращения дохода (Кем­бриджское уравнение), таким образом, выражается как

                                                                                       V = Y/M

где V — среднее число раз, которое запас денег в экономике пе­реходит из рук в руки при покупке конечных товаров и услуг.

Например, при условии, что Y — это валовой национальный продукт, составляющий для некоторой страны 5000 млн ф. ст., а среднегодовой запас денег у этой страны (М) равен 1000 млн ф. ст., V будет равно 5. Скорость обращения нельзя измерить непосредственно, и потому она определяется через Y и М, значения которых можно получить из официальной статистики.

Величина V в Кембриджском уравнении — это не то же самое, что V в традиционной количественной теории денег Фишера. В уравнении Фишера MV = РТ, что после преобразований даёт

                                                                                     V=PT/M

где число сделок за период (Т) включает в себя все сделки с реальными товарами и услугами плюс финансовые сделки. В Кембриджском уравнении РТ (где Р — общий уровень цен) заменено величиной Y, которая включает не все сделки, а только те, которые порождают конечный доход. Эта формулировка позволила кембриджским экономистам подчеркнуть значение реального дохода (т. е. конечных товаров и услуг).

Экономисты-классики утверждали, что скорость обращения является постоянной, так как потребители имеют относительно постоянные привычки расходования денег, и, таким образом, деньги обращаются с постоянной скоростью. Этот аргумент превращает тождество в уравнение, ведущее к количественной теории, которая выражает связь между предложением денег и общим уровнем цен. Если V и Т постоянны, тогда можно положить

                                                                               М = Р  и  М = ∆Р.

Современные сторонники количественной теории (см. монетаризм) уже не считают, что скорость обращения должна быть непременно постоянной, но они утверждают, что она очень медленно изменяется во времени вследствие финансовых нововведений, таких как распространение банковских счетов и чековых платежей или растущее использование кредитных карточек. Они также указывают, что в экономике с полной занятостью, в которой производится (и, следовательно, может обмениваться) максимальное количество товаров и услуг, количество сделок (Т) определяется условиями реального производства, в частности трендами производительности. При условии, что Т и V постоянны или изменяются очень медленно, общий уровень цен определяется запасом денег в экономике (М). Любое увеличение предложения денег приводит к незамедлительному росту спроса на товары и услуги (совокупного спроса). Отсюда следует, что если предложение денег (М) и, таким образом, совокупный спрос увеличиваются на протяжении времени быстрее, чем производственная мощность экономики (Т), результатом станет рост общего уровня цен Р (инфляция). В отличие от них кейнсианцы утверждают, что скорость обращения денег является нестабильной, изменяется быстро и может погасить изменения запаса денег.

См. СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕНЕГ И РАСХОДОВ, КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА.

 

 

КЕЙНСИАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (Keynesians economics) — взгляды Кейнса на функционирование экономической системы, развитые и дополненные его последователями.

Многое из того, что сегодня называют кейнсианской экономической теорией, имело своей отправной точкой книгу Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс дал развитию экономической науки новое направление, а также объяснил явление массовой безработицы, столь значительное в 1930-е гг. До Кейнса экономическая теория основывалась прежде всего на теории, ныне называемой микроэкономикой. Кейнс переключился с характерного для классической школы сосредоточения на отдельных ценах и рынках и индивидуальных функциях спроса на анализ агрегированных показателей, введя новые концепции, такие как функция потребления.

Экономисты классической школы полагали (и эта точка зрения официально поддерживалась органами, регулирующими денежные потоки в стране, до тех пор, пока они не приняли аргументацию Кейнса), что полная занятость является результатом бесперебойной работы экономики частного предпринимательства. Если возникает безработица, заработная плата должна падать (вследствие конкуренции на рынках труда) до такого уровня, при котором занятость снова восстанавливается (с неоклассической точки зрения предельная производительность труда должна быть больше или равна его предельным затратам). Кейнс допускал возможность существования «жёстких» ставок заработной платы и таким образом объяснил то, что было немыслимо для классиков и неоклассиков, а именно достижение общего экономического равновесия при неполной занятости.

Кейнс утверждал, что доход зависит от уровня занятости. Связь между доходом и потреблением определяется склонностью к потреблению.

Таким образом, потребление зависит от взаимосвязанных функций дохода и занятости. Ожидаемые расходы на потребление и инвестиции получили название совокупного спроса, и в ситуации равновесия они равны совокупному предложению. Кейнс считал, что в случае равновесия уровень занятости зависит от совокупного предложения, склонности к потреблению и объёма инвестиций. Уровень занятости, следовательно, может вырасти как при повышении склонности к потреблению, так и при росте объёма инвестиций, т. е. возросший спрос на потребительские товары и средства производства ведёт к увеличению предложения. Растущее предложение приводит к более высокому уровню занятости.

Сложность сокращения заработной платы, вызванная давлением со стороны профсоюзов, стремящихся не допустить снижения уровня жизни трудящихся, т. е. «жёсткость» ставок или малоподвижность заработной платы, может привести к равновесию и при отсутствии полной занятости. В этом случае государство как покупатель и потребительских, и инвестиционных товаров может повлиять на уровень совокупного спроса в экономике. Совокупный спрос можно повысить средствами ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ политики. Кейнс делал акцент на фискальной политике, состоящей в том, что государство расходует больше средств на инвестиционные проекты, чем собирает в виде налогов. Такое дефицитное финансирование стимулирует совокупный спрос в экономике, находящейся в состоянии депрессии. Благодаря эффекту мультипликатора стимул к повышению совокупного спроса в несколько раз превышает сумму начальных инвестиций. Эти меры должны привести экономику к состоянию полной занятости.

Отдельные страны Запада начали ставить под сомнение кейнсианские экономические идеи в 1970-х гг., когда они обратились к монетаризму, и началось возвращение к идее классической школы, что государственное вмешательство в экономику излишне и что рынки способны самостоятельно обеспечить процветание, необходимо лишь устранить их негибкость.

См. равновесный уровень национального дохода, деловой цикл, модель кругооборота национального дохода, классическая экономическая теория, дефляционный разрыв, связь предложения ДЕНЕГ И РАСХОДОВ, КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ, МОДЕЛЬ IS/LM, ЗАКОН СЭЯ, ИНФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ, ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, Джон Мейнард Кейнс (заметки), Дж.Р.Хикс. Господин Кейнс и классики

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ (public works) — расходы государства на социальную инфраструктуру, в частности на дороги, дома, больницы, уборку мусора и т. д. За осуществление таких расходов выступал Кейнс во время депрессии 1930-х гг. для того, чтобы облегчить проблему безработицы и стимулировать совокупный спрос через эффект мультипликатора.

 

См. кейнсианская экономическая теория, макроэкономическая политика, государственные расходы

 

 

МОДЕЛЬ ISLM (IS/LM model) — теоретическое построение, объединяющее реальный (инвестиции—сбережения) и денеж­ный (ликвидность—деньги) секторы экономики для того, что­бы представить общее равновесное состояние экономики в целом.

В этой модели сбережения являются функцией националь­ного дохода, а инвестиции — функцией процентной ставки и предельной эффективности капитала/инвестиций, график «ин­вестиции-сбережения» показывает комбинации уровней на­ционального дохода и процентных ставок, при которых дости­гается равновесное состояние реального сектора экономики: I = S (см. равновесный уровень национального дохода).

Спрос на деньги L является функцией уровня национально­го дохода (трансакционный спрос) и процентной ставки (спе­кулятивный спрос на деньги), предложение денег М является экзогенно заданным. График ликвидность—деньги показывает комбинации уровней национального дохода и процентных ста­вок, при которых достигается равновесное состояние денежно­го сектора экономики: L = М (см. процентная ставка).

 

 Рис. 66. Модель ISLM. а. Состояние общего равновесия, б. Последствия сдвига графика LM. с. Последствия сдвига графика IS.

Как показано на рис. 66, график «инвестиции—сбережения»  взаимодействует с графиком «ликвидность—деньги» для опре­деления состояния общего равновесия (Ye ) экономики в целом.

Модель ISLM может использоваться для иллюстрации то­го, как ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

могут использоваться для изменения уровня национального до­хода. Если государство хочет увеличить национальный доход, оно может, например, увеличить предложение денег. Увеличе­ние предложения денег уменьшает процентные ставки. Паде­ние процентных ставок, в свою очередь, увеличивает уровень инвестиций (см. ПРЕДЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛА/ИНВЕС­ТИЦИЙ), что затем приводит к увеличению национального дохо­да через эффект мультипликатора. Как показано на рис. 66, увеличение предложения денег поднимает кривую ликвид­ность—деньги от положения LM1 до положения LM2, понижая процентные ставки с r1 до r2 , что увеличивает уровень нацио­нального дохода с Y1 до Y2 

В качестве альтернативы власти могут увеличить националь­ный доход посредством, например, увеличения государственных инвестиций. Это увеличение инвестиций служит для роста на­ционального дохода через эффект мультипликатора. Согласно модели, изображённой на рис. 66, увеличение инвестиций вы­зовет сдвиг графика инвестиции—сбережения из положения ISl в положение IS2, увеличивая национальный доход с Y1 до Y2.

См. СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕНЕГ и расходов.

П.И.Гребенников. Глава 6. Совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала (модель IS-LM)

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:



 

Вернуться на страницу "Указатель терминов"

вернуться на страницу "дополнительные чтения"

Координация материалов. Экономическая школа





Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru