Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


 




СКРЫТАЯ БЕЗРАБОТИЦА 1. (hidden unemployment) — ситуация, при которой, несмотря на то, что люди формально заняты, их производительность незначительна или равна нулю. Это может происходить в том случае, если сильные профсоюзы способны осуществить ограничительную трудовую практику, такую как избыток рабочей силы, или если государство создаёт избыточный бюрократический аппарат.

 

2. (disguised (concealed) unemployment) — одна из форм безработицы, при которой люди, способные и готовые работать, не зарегистрированы в качестве безработных и ищущих работу и поэтому не учитываются в официальных данных о безработице. Если у людей нет очевидных стимулов быть зарегистрированными в качестве безработных (например, получение пособия по безработице, связанное с регистрацией в службе занятости), то официальные данные могут значительно недоучитывать фактический уровень безработицы.

 

См. ловушка бедности, статистика труда (Международная организация Труда)

 

ДОБРОВОЛЬНАЯ БЕЗРАБОТИЦА (voluntary unemployment) — безработица, которая существует из-за отказа рабочих идти на оплачиваемую работу по причине слишком низких, по их мнению, ставок заработной платы за такую работу, особенно по сравнению с пособиями по безработице и другими пособиями по социальному обеспечению, которые получают эти рабочие.

Ср. вынужденная безработица

См. ловушка бедности, экономика предложения, статистика труда (Международная организация Труда)

 

 

ЛОВУШКА БЕДНОСТИ (poverty trap) — ситуация, при которой безработный, получающий пособия по социальному обеспечению, не желает искать работу, так как его потенциальный заработок будет меньше получаемого им пособия по безработице. Такие пособия представляют собой «линию дна» (т. е. обеспечение некоторого социально и политически «приемлемого» минимального уровня жизни). Проблема состоит в том, как согласовать пособия с «трудовой этикой». Один из возможных выходов из этой ситуации состоит в том, чтобы правительство обеспечивало работодателей субсидиями, которые позволят повысить заработную плату выше уровня социальных пособий, даже если предельная выручка фактора (получаемая от найма работника) не оправдывает этого. Такая мера служит экономическим стимулом для поиска работы, побуждает людей приобретать опыт работы и квалификацию, что, в свою очередь, повышает их долгосрочные «потенциальные заработки».

 

С другой стороны, несоответствие между установленным правом на получение пособия по социальному обеспечению (основанному на одной системе шкал дохода) и пороговым уровнем дохода, начиная с которого люди начинают выплачивать налоги (основанном на другой системе шкал дохода), может быть устранено введением отрицательного подоходного налога. Система отрицательного подоходного налога объединяет систему пособий по социальному обеспечению с системой прогрессивного налогообложения в единую налоговую систему. В рамках этой единой налоговой системы люди платят налоги в том случае, когда они работают и зарабатывают больше установленного минимального дохода, а те, кто не работает или получает доход, меньший установленного минимума, пользуются налоговыми льготами.

 

См. также экономика предложения.

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, или ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply-side economics) — область экономического анализа, занимающаяся изучением производственного потенциала экономики (см. потенциальный валовой национальный продукт), а также разработкой мер по увеличению запасов факторов производства и повышению гибкости рынков этих факторов. Эти меры направлены на то, чтобы произвести максимально возможный объём выпуска при данном уровне совокупною спроса. Сторонники экономики предложения занимались исследованием институциональной жесткости рынков факторов, а также последствий повышения цен факторов для «формирования цены незанятых» (pricing people out of jobs). Эти исследования привели к осуждению деятельности профсоюзов на рынках труда за то, что они применяют ограничительную трудовую практику (например, раздувание штатов) и стремятся поднять ставки заработной платы до уровней, превышающих предельную выручку фактора труда. Все это уменьшает потенциальный уровень занятости и служит причиной инфляции затрат. Эти выводы привели теоретиков экономики предложения к осуждению некоторых систем пособий по социальному обеспечению и систем прогрессивного налогообложения, ибо эти системы приводят к ловушке бедности, уничтожающей стимулы для безработных к поиску низкооплачиваемой работы.

 

В более широком смысле экономика предложения занимается поиском способов сдвига вправо графика совокупного предложения. Такой сдвиг приводит к тому, что экономика оказывается в состоянии обеспечить больший объём выпуска в ответ на рост уровня совокупного спроса без повышения уровня цен.

Государство может использовать политику по управлению предложением для увеличения запасов факторов производства и повышения эффективности использования ресурсов путём обеспечения более гибкой реакции рынков на изменения спроса. Эта политика включает: меры по уменьшению налогообложения (и других факторов, снижающих стимулы к труду) для увеличения доли работающих в общей численности населения; финансовое стимулирование инвестиций в здания и оборудование, а также инвестиций в технологию, изобретение новых изделий и инновации; меры по образованию и переподготовке кадров для увеличения числа работников требуемых квалификаций; стимулирование конкуренции в финансовом секторе для повышения эффективности рынков капитала; приватизацию и сокращение государственного контроля над промышленностью (дерегуляцию) для поддержания эффективности промышленного производства; содействие региональной политике, сдачу частного жилья в наём и создание возможностей перевода пенсий в фонд по новому месту работы для стимулирования мобильности рабочей силы; снижение налоговых ставок и реформирование системы пособий по социальному обеспечению для создания стимулов к интенсивному труду и принятию рисков; обуздание власти профсоюзов для увеличения гибкости рынков труда; расширение акционерной собственности и помощь самозанятым для поднятия культуры предпринимательства. Эти меры способствуют повышению темпов экономического роста и снижению уровня безработицы.

 

См. также отрицательный подоходный налог, выплаты, увязанные с прибылью, кривая Лаффера.

 

НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ (tax credit) — см. отрицательный подоходный налог

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ (negative income tax) — налоговая система (см. налог), имеющая целью объединение налогообложения и пособий по социальному обеспечению для помощи низкодоходным или не имеющим доходов членам общества: две отдельные системы — прогрессивного налогообложения и пособий по социальному обеспечению — заменяются одной путём установления минимального уровня дохода, облагая налогом тех, кто превышает этот уровень, и предоставляя налоговые льготы тем, кто находится ниже этого уровня.

 

Сторонники системы отрицательного подоходного налога указывают на её преимущества в устранении ловушки бедности и в повышении гибкости рынков труда.

 

ПОСОБИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ (social security benefits) — пособия, предоставляемые членам общества с низким доходом, таким, как безработные, вышедшие в отставку, нетрудоспособные, лица из неполных семей и т. д. Пособия по социальному обеспечению могут предоставляться в денежной форме (например, в виде пособий по безработице, пенсий и т. д.) или натуральной форме (например, в виде талонов на одежду, продуктовых карточек и т. д.). В некоторых странах применяется проверка на обеспеченность для выявления правомерности назначения пособий.

 

В отдельных случаях сочетание системы пособий по социальному обеспечению с системой прогрессивного налогообложения может привести к ослаблению стимулов к поиску работы.

 

См. ловушка бедности, отрицательный подоходный налог, экономика предложения,статистика труда (Международная организация Труда)

 

ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ (unemployment benefit) — трансфертные платежи (в денежном или натуральном выражении) безработным (см. безработица), осуществляемые для обеспечения им минимального уровня жизни, до тех пор, пока они не найдут новую оплачиваемую работу. В большинстве стран рабочие выплачивают государственные страховые взносы, получая в обмен право на пособие по безработице.

 

См. также государственные расходы, пособия по социальному обеспечению

 

 

ПОСОБИЕ ПО БОЛЕЗНИ (sickness benefit) — трансфертные платежи в денежной или натуральной форме лицам, не способным работать из-за болезни, чтобы обеспечить им прожиточный минимум до тех пор, пока они не смогут вернуться к оплачиваемой работе. В большинстве стран наёмные работники выплачивают по месту работы государственные страховые взносы, приобретая право получать пособие в случае болезни.

См. также государственные расходы, пособия по социальному обеспечению

 

 

 

АБСЕНТЕИЗМ (absenteeism) — несанкционированные прогулы работы сотрудниками. Уровень абсентеизма в конкретной фирме отражает условия труда и моральное состояние рабочих данной фирмы и влияет на производительность.

 

См. экономика предложения

 

ОПЛАТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИБЫЛИ (profit-related pay) — система оплаты, в соответствии с которой наёмные работники получают часть своего заработка в форме платежей, связанных с прибылью. Сторонники такой системы полагают, что она может способствовать уменьшению безработицы тем, что заработная плата станет более гибкой. Они считают, что безработица происходит из-за того, что цена труда слишком высока и схема дохода, увязанного с прибылью, может способствовать большей гибкости рынков труда. В частности, они утверждают, что благодаря доходу, увязанному с прибылью, работодатели будут реже увольнять рабочих во время кризиса и больше нанимать их, когда экономическая конъюнктура улучшается. Кроме того, очевидно, что рабочие, доход которых зависит от прибыли фирмы, будут в большей степени заинтересованы в повышении производительности труда, чем рабочие, доход которых определяется ставкой заработной платы, так как они получают часть дополнительной прибыли.

 

См. также экономика предложения, ставка заработной платы, минимальная ставка заработной платы

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:


Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

Экономическая школа 90



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru