Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ (social cost) — затраты общества, порождённые действиями фирм. Рассмотрим в качестве примера реку, которая используется предприятием химической промышленности для сброса отходов и городом, как источник питьевой воды. Предположим, что сброс отходов вызывает загрязнение реки. Фирма несёт частные затраты по производству химических препаратов, но ничего не платит за использование реки или за вызванное этой фирмой загрязнение окружающей среды. Город же вынужден устанавливать специальные водоочистные сооружения, чтобы противостоять загрязнению. Таким образом, дополнительные издержки по очистке речной воды осуществляются не фирмой, а обществом.

 

Один из способов устранения этого расхождения между частными и общественными затратами заключается в обложении фирмы налогом, эквивалентным издержкам очистки реки от загрязнения. Необходимость нести полные затраты на производство химических препаратов побуждают фирму к поиску менее дорогостоящего способа размещения отходов. Таким образом, эта фирма вместо того, чтобы сбрасывать отходы в реку, может найти для себя более дешёвым инвестировать в строительство завода по переработке этих отходов.

 

См. также внешние эффекты, экономика благосостояния, анализ «затраты-выгоды», принцип «загрязнил — плати», Размеры государства и экономические результаты. Мюллер Д. Общественный выбор III, Я. де В. Граафф. Общественные затраты.J. De V. Graaff. Social Cost

 

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ (social cost) – общественные затраты при данном объеме производства продукций определяются как сумма денег, точно равная тем средствам, которые должны быть выплачены в качестве компенсации для восстановления первоначального уровня полезности всем тем, кто потерял ее в результате производства указанной продукции. По существу, это альтернативные затраты (opportunity cost) для всего общества (т.е. для всех составляющих его индивидов), а не для одной фирмы или человека. Одной из главных причин того, почему общественные затраты отличаются от частных затрат, является существование внешних эффектов (externalities) или внешних затрат (external costs).

Я. де В. Граафф. Общественные затраты.J. De V. Graaff. Social Cost

 

 

 

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (externalities) — факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но влияют на благосостояние людей. Наиболее важным примером внешних затрат, которые несёт общество, является загрязнение окружающей среды: национальный выпуск может поддерживаться лишь при ограничении уровня загрязнения окружающей среды, которое ухудшает качество жизни людей. Фирма будет нести частные затраты материалов, труда капитала, используемых в производстве товаров и услуг, но не будет учитывать общественные затраты, возникающие в результате загрязнения окружающей среды. С другой стороны, при определении национального выпуска не учитываются также и положительные внешние эффекты, например общественные выгоды, приносимые фирмами, повышающими квалификацию рабочих, которые могут быть заняты где-либо еще.

 

См. экономика благосостояния, анализ «затраты—выгоды», Размеры государства и экономические результаты. Мюллер Д. Общественный выбор III

Лекция 45.Внешние эффекты. Теорема Коуза Лекция 45.2)

М.Блауг. Рональд Коуз

Рональд Коуз (Галерея экономистов)

ТЕНЕВАЯ ЦЕНА (shadow price)

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ (internalization)

 

 

ПРИНЦИП «ЗАГРЯЗНИЛ—ПЛАТИ» (pollutor pays principle) — принцип, согласно которому загрязнители окружающей среды должны оплачивать общественные затраты на любые загрязнения окружающей среды, произведённые ими. Принятие этого принципа в качестве составной части государственной политики по отношению к окружающей среде означает вмешательство в рыночные отношения посредством возложения ответственности за загрязнение окружающей среды на загрязнителя.

 

См. экономика благосостояния.

 

 

ВТОРИЧНЫЕ ВЫГОДЫ (secondary benefits) — любые дополнительные косвенные выгоды, которые порождаются прямыми первичными выгодами проекта. Например, при оценке эффективности ирригационного проекта увеличение урожая зерновых в результате его реализации следует считать прямой выгодой. В то же время повышение экономической активности торговцев зерном, мельников и пекарей, имеющих дело с этим дополнительным количеством зерна, должно рассматриваться как вторичная выгода от этого проекта.

 

См. анализ «затраты —выгоды».

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ (environmental audit) — оценка воздействия на окружающую среду процесса производства товаров или услуг. Обычно экологический аудит включает независимое исследование технологии производства продукта и часто применяется для того, чтобы уменьшить или устранить загрязнение окружающей среды, порождаемое производством, упаковкой или сбытом продукции.

 

См. общественные затраты, анализ «затраты-выгоды», Я. де В. Граафф. Общественные затраты.J. De V. Graaff. Social Cost

 

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (pollution) — ущерб, наносимый природе грязными или вредными веществами. В экономической теории результаты загрязнения, например дыма фабричных труб, вредных выбросов и свалок нереализуемых отходов производства, рассматриваются как внешние эффекты. Загрязнения рассматриваются как издержки экономического роста и «отрицательный ресурс» при измерении экономического благосостояния (см. общественные затраты, экономика благосостояния).

 

Правительства разных стран всё больше и больше ужесточают нормативы по использованию и реализации промышленных материалов и методов производства, вследствие чего промышленные компании вынуждены вкладывать средства в создание систем контроля и ограничения загрязнений, а также более активно производить продукты, которые не наносят вреда окружающей среде.

 

См. «зелёные» потребители, экологический аудит, принцип «загрязнил — плати»

 

 

«ЗЕЛЁНЫЕ» ПОТРЕБИТЕЛИ («green» consumers) — покупатели, руководствующиеся соображениями охраны окружающей среды при покупке продуктов. Например, типичный «зелёный» потребитель бензина предпочтёт купить марку, не содержащую свинца. Давление со стороны таких групп «зелёных» потребителей, как «Друзья Земли» или «Гринпис», в ряде случаев вынуждало компании переходить к методам производства и переработки отходов, снижающим уровень загрязнения среды.

См. консьюмеризм 

 

«ЗЕЛЁНЫЙ» ПРОДУКТ («green» product) — продукт, который разработан и изготовлен таким образом, чтобы минимизировать неблагоприятное воздействие на окружающую среду при его производстве, реализации и потреблении. Это предполагает использование обратимых материалов, биологически разлагаемых элементов и компонентов, таких как каталитические конвертеры в автомобилях, сокращающие содержание серы в выхлопах.

 

См. переработка отходов, загрязнение окружающей среды, Я. де В. Граафф. Общественные затраты.J. De V. Graaff. Social Cost

 

 

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа



 

Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru