Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика



 

ИНДЕКС (index number) — величина, которая характеризует отношение значения переменной в рассматриваемом (текущем) периоде к её значению в некотором фиксированном периоде (см. базисный год). Например, для получения индекса розничных цен берут одинаковый набор товаров и услуг в каждом периоде и измеряют среднюю цену этой типичной потребительской корзины, представляя эту среднюю цену в форме индекса.

 

Индекс базисного периода принято считать равным 100. Для измерения Британского индекса розничных цен базисным периодом (в настоящее время) является 1987 год, и последующие процентные изменения начинаются с этого года. В 1992 г. индекс розничных цен составлял 139. Это означает, что розничные цены за период с 1987 г. по 1992 г. в среднем увеличились на 39%.

Независимо от того, является ли тот или иной индекс ценовым, объёмным или стоимостным, принцип индекса остаётся одинаковым и состоит в том, чтобы просто и доступно продемонстрировать измеренные изменения переменной от одного периода к другому.

См. индекс цен, индексация, индексированная.

 

ИНДЕКСАЦИЯ (indexation) — автоматическое регулирование дохода (например, заработной платы) или ценности (например, застрахованной ценности домашнего имущества), осуществляемое пропорционально изменениям общего индекса цен. Индексация обычно используется как средство компенсации постоянного роста цен (инфляции).

См. базисный год, индексированная, индекс.

 

ИНДЕКСИРОВАННАЯ (ПЕРЕМЕННАЯ) (index-linked) — определённая в соответствии с каким-либо индексом. Например, многие программы пенсионного обеспечения связаны с индексом розничных цен таким образом, что при увеличении год за годом розничных цен пенсии увеличиваются в той же пропорции. В результате их реальная ценность не уменьшается.

См. базисный год, индексация, индекс, индекс цен, реальные величины, индекс курса акций

 

 

БАЗИСНЫЙ ГОД (base year) — исходный период, относительно которого производится индексация. Например, нынешний британский индекс розничных цен использует в качестве базисного 1987 год: средняя цена типичной корзины товаров в 1987 г. выбрана базой индекса (принята равной 100). В 1992 г. индекс составил 139 для всех товаров, входящих в корзину. Общепринято, чтобы в базисном периоде индекс всегда равнялся 100.

См. индекс цен.

 

 

РЕАЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ (real values) — измерение агрегированных величин в экономике (например, валового внутреннего продукта), скорректированное на изменение уровня цен (т. е. выражающее ценность в постоянных ценах). Так, ниже показано, что ВВП Великобритании (реальный доход) упал в реальном выражении с 1990 по 1991 г., хотя измеренный в текущих (подверженных влиянию инфляции) ценах ВВП вырос.

 

См. дефлятор цен

 

 

ДЕФЛЯТОР ВНП (GNP deflator) — индекс цен, используемый для корректировки денежного валового национального продукта (ВНП) с целью получения реального ВНП (см. реальные величины). Реальный ВНП важен, поскольку он отражает физический выпуск товаров и услуг, а не сумму их денежных выражений. Иногда создаётся впечатление, что производство товаров и услуг в экономике увеличилось (экономический рост), поскольку вырос денежный ВНП, но это может быть следствием повышения цен (инфляция), за которым не стоит увеличение физического объёма производства. Дефлятор ВНП разработан для устранения влияния изменений цен и учёта только реальных изменений.

 

В.М.Гальперин. Индексы цен и реального дохода (параграф 3.8), От Ирвинга Фишера до Александра Конюса (Экономическая школа, лекц 19,2) или то же в pdf файле

П.Милгром, Дж. Робертс. Индекс эквивалентной ценности (гл.2)

 

 

СТОИМОСТЬ ЖИЗНИ (cost of living) — общий уровень цен на товары и услуги, измеренный в форме индекса цен. Чтобы предохранить уровень жизни людей от пагубного воздействия роста цен (инфляции), контракты, связанные с размерами заработной платы, пенсии по старости и т.д., содержат поправку на рост стоимости жизни, которая автоматически позволяет увеличивать заработную плату, пенсии и т. д. пропорционально росту цен.

 

См. индексация, личное распределение доходов, От Ирвинга Фишера до Александра Конюса (Экономическая школа, лекц 19,2) или то же в pdf файле

 

 

РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, или РЕАЛЬНЫЙ ДОХОД (real wage or real income) — ставка денежной заработной платы, разделённая на общий уровень цен покупаемых на заработную плату продуктов. Символически это записывается как W/P. Если, например, заработная плата и цены одновременно увеличиваются, скажем, на 10% по сравнению с начальным индексом 100, исходное соотношение W/P равно 100/100 = 1, и новое соотношение тоже равно 110/110 = 1. Увеличение реальной заработной платы происходит, когда заработная плата увеличивается быстрее, чем цены, или когда они вообще не изменяются. В последнем случае увеличение заработной платы на 10% даст соотношение 110/100 = 1.1, делая, таким образом, получателя зарплаты на 10% богаче вследствие того, что он имеет возможность купить на 10% больше продуктов на свою новую зарплату.

 

Анализ связи реальной и денежной заработной платы с уровнем занятости и выпуска уже длительное время является одной из центральных тем дискуссий в экономической науке, хотя обычно считается, что именно реальная заработная плата определяет уровень занятости, а не денежная.

См. классическая экономическая теория, кейнсианская теория, денежная иллюзия

 

РЕАЛЬНАЯ ЦЕНА (real price)— цена некоторого продукта или ценной бумаги, измеренная в постоянных ценах для устранения влияния инфляции. Например, при увеличении цены продукта с 0.9 ф. ст. до 1 ф. ст. (на 10%) с 1990 до 1992 г., если в этот период общий уровень цен вырос на 20%, реальная цена этого продукта в действительности упала.      Ср. номинальная цена

См. индекс цен

 

НОМИНАЛЬНАЯ ЦЕНА (nominal price) — цена блага или ценной бумаги, измеренная в текущих единицах ценности без поправки на инфляцию. Ср. реальная цена

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:



Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru