Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


 

ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС (derived demand) — спрос на какой-либо фактор или продукт, зависящий от спроса на какой-то другой продукт. Например, спрос на рабочую силу для производства автомобилей зависит прежде всего от спроса на автомобили; спрос на чайные чашки зависит от спроса на чай.

 

См.предельный факторный доход, рынок факторов, взаимодополняемые блага.

 

РЫНОК ФАКТОРОВ (factor market) — РЫНОК, на котором происходит купля-продажа факторов производства и в результате взаимодействия спроса и предложения определяются цены труда и других факторов.

 

См. рынок труда, рынок капитала, рынок первичных благ, производный спрос, предельный физический продукт, предельный факторный доход, ценовая система. Концепция идеальных рынков капитала

 

ФАКТОР (factor) —

1. фактор производства, используемый в производстве (см. природные ресурсы, труд, капитал).

 

2.      Предприятие, осуществляющее оптовые закупки и выполняющее функцию оптовика.

 

3.      Предприятие, покупающее коммерческие долги у фирм-клиентов (по какой-либо согласованной цене, более низкой, чем номинальная стоимость долга), а затем собирающее их с должников.

 

См. рынок факторов, факторинг

 

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (natural resources) — используемые в производственной деятельности земля (например, земельный участок под фабрику или ферму) и сырьё (например, железная руда, древесина, нефть, зерно). В то время как одни виды природных ресурсов (пшеница) возобновляемы, другие, например железная руда, ограничены и со временем полностью истощаются. Однако по мере истощения запасов природных ресурсов цены на них будут возрастать, стимулируя тем самым поиски природных или синтетических заменителей этих ресурсов. Природные ресурсы, а также труд и капитал являются тремя основными факторами производства.

 

 

ТРУД (labour) — вклад рабочей силы в производственную деятельность как в физическом (например, сборка автомобилей), так и в умственном (например, разработка системы управления) плане. Труд — один из трёх основных факторов производства наряду с природными ресурсами и капиталом.

 

См. также экономический рост, человеческий капитал

 

 

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ФАКТОРНЫЙ ДОХОД (marginal revenue product (MRP)) — прирост ВЫРУЧКИ, достигаемый при использовании дополнительной единицы фактора производства в производстве и реализации добавочных единиц выпуска. Предельный факторный доход равен произведению предельного физического продукта (МРР) данного фактора на предельную выручку (в случае продуктов, реализуемых на рынках при совершенной конкуренции, предельная выручка равняется цене Р, т. е. MRP = МРР • Р).

 

Предельный факторный доход вместе с предельными затратами фактора показывает, какое количество ресурса фирме необходимо потребить, чтобы максимизировать прибыль. Это может быть проиллюстрировано рассмотрением использования трудовых ресурсов в условиях совершенной конкуренции. На конкурентном рынке труда равновесная ставка заработной платы и количество занятых (соответственно We и Qe* на рис. 92б)

               

 

определяются пересечением кривых спроса и предложения труда. Так как каждая фирма нанимает относительно малую часть совокупных трудовых ресурсов, она не способна повлиять на рыночную ставку заработной платы. Таким образом, уровень заработной платы и, следовательно, предельная стоимость труда (MFC) для фирмы постоянны — каждый дополнительный работник прибавляет в точности величину своего заработка к совокупным факторным расходам фирмы (см. рис. 92а). MRP фирмы понижается, так как, несмотря на то, что в условиях конкуренции цена продукта остаётся постоянной, предельный физический продукт падает в соответствии с убывающей отдачей трудовых затрат.

 

Фирма будет максимизировать свою прибыль, нанимая дополнительных работников, вплоть до точки (Qe на рис. 92а), в которой вклад последнего работника в выручку (MRP) будет равен текущему уровню заработной платы (MFC).

См.  Джон Бейтс Кларк. Распределение богатства (глава XIII) Продукты труда и капитала, измеряемые формулой ренты

 

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ ФАКТОРА (marginal factor cost (MFC)) — дополнительные издержки фирмы, связанные с использованием дополнительной единицы фактора производства. Предельные затраты фактора совместно с предельным факторным доходом данного фактора отражают количество ресурсов, потребляемых фирмой, максимизирующей прибыль.

 

 

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ БЛАГА (complementary products) — блага или услуги, спрос на которые настолько взаимосвязан (совмещённый спрос), что увеличение цены одного из товаров приводит к падению спроса на другой товар. Например, если цена теннисных ракеток повышается, это вызывает не только падение спроса на ракетки, но и (поскольку в теннис теперь играют меньше) сокращение спроса на теннисные мячи.

См. взаимозаменяемые блага, перекрёстная эластичность спроса, заменяемость и дополняемость (Лекц.8)

 

СОВМЕЩЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (joint supply) — ситуация, при которой спад или рост производства одного товара в той или иной степени связаны с производством другого. Пример совмещенного предложения — шерсть и баранина. Повышение спроса на шерсть увеличивает предложение (численность поголовья) овец, что, в свою очередь, вызывает сдвиг (увеличение) кривой предложения баранины. В результате, если спрос на баранину неизменен, цена её понизится. Ср. взаимодополняемые блага

 

 

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ БЛАГА (substitute products) — товары или услуги, которые рассматриваются покупателями как экономически замещающие друг друга. Например, если повышение цены на кофе заставляет покупателей «переключиться» и приобретать большее количество чая, эти два товара могут рассматриваться как заменители друг друга.

Мерой взаимозаменяемости двух благ служит перекрёстная эластичность спроса на них. Перекрестная эластичность спроса взаимозаменяемых благ положительна; блага с высокой степенью замещения характеризуются высокой перекрестной эластичностью спроса, а продукты со слабой взаимозаменяемостью имеют низкую перекрёстную эластичность спроса.

 См. взаимодополняемые блага, заменяемость и дополняемость (Лекц.8)

 

 

РЫНОК КАПИТАЛА (capital market) — рынок долгосрочного заёмного капитала, акционерного капитала и государственных облигаций. Рынок капитала вместе с денежным рынком (который обеспечивает краткосрочное финансирование) являются основными источниками внешних финансов для промышленности и государства. На рынке капитала функционируют такие финансовые институты, как центральный банк, коммерческие банки, сберегательно-инвестиционные учреждения (страховые компании, пенсионные фонды и паевые инвестиционные фонды), торговые банки.

Новый акционерный капитал чаще всего размещается через эмиссионные дома или торговые банки, которые организуют сбыт акций от имени компаний-клиентов. Акции могут быть выпущены разными способами: непосредственно для широкой публики посредством выставления на продажу по заранее фиксированному курсу; «тендерных торгов» (см. тендер), при которых курс акций нового выпуска определяется посредством усреднения цен, предлагаемых потенциальными покупателями акций (при заданной минимальной цене); путём эмиссии прав для существующих акционеров по фиксированному курсу; путём размещения акций по установленному курсу среди конкретных (зачастую институциональных) инвесторов.

См. фондовая биржа, эволюция теории финансов

 

РЫНОК ПЕРВИЧНЫХ БЛАГ (commodity market) — рынок, на котором происходит купля-продажа сельскохозяйственной продукции и полезных ископаемых (например, кофе и олова). Торговля первичными продуктами осуществляется на различных международных товарных биржах, причем некоторые из наиболее известных товарных бирж находятся в Лондоне: например Лондонская биржа металлов и Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов.

Рынки первичных благ обеспечивают организационную основу для установления рыночных цен и клиринг сделок между покупателями и продавцами (см. система клиринговых палат). Торговцы и брокеры действуют как посредники между покупателями и продавцами, желающими заключить сделки на наличный товар ( см. наличный рынок) или на покупку или продажу товара в будущем (см. фьючерсный рынок)

 

 

СЫРЬЕВОЙ БРОКЕР (commodity broker) — торговец на рынке первичных продуктов.

См. рынок первичных благ

 

ОБЩИЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ (В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ) (total physical product) — общий объём выпуска, произведённый в коротком периоде с использованием различных количеств переменного ресурса (в сочетании с заданным количеством постоянного ресурса). Кривая общего физического продукта, изображённая на рис. 76, вначале круто поднимается вверх (отражая возрастающую отдачу переменного ресурса), а затем теряет наклон вследствие действия убывающей отдачи переменного ресурса.

 

 

 

См. короткий период, переменный ресурс, постоянный ресурс, убывающая отдача переменного ресурса, отдача переменного фактора производства

 

 

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ (marginal physical product) — дополнительное количество продукта, производимое каждой дополнительной единицей переменного ресурса (в сочетании с фиксированным количеством постоянных ресурсов). Кривая предельного физического продукта, как показано на рис. 93, вначале круто поднимается, отражая растущую отдачу переменного ресурса, но затем меняет свой наклон на противоположный, что свидетельствует об убывающей отдаче переменного ресурса.

 

См. отдача переменного фактора, карта изоквант, заменяемость и дополняемость (Лекц.8)

 

 

СРЕДНИЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ (average physical product) — средний выпуск, согласно теории предложения, в коротком периоде производимый каждой дополнительной единицей затрат переменного ресурса (вместе с данным объёмом затрат постоянного ресурса). Он рассчитывается как частное от деления общего объёма выпуска на число единиц использованного производственного фактора. В теории предложения в коротком периоде средний физический продукт вместе со средней выручкой на единицу выпуска служат для фирмы показателем того, сколько единиц производственного фактора ей необходимо задействовать, чтобы максимизировать прибыль.

 

См. предельный физический продукт, убывающая отдача, отдача переменного ресурса

 

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:


 


Вернуться на страницу "Указатель терминов"

Координация материалов. Экономическая школа

Контакты


Институт "Экономическая школа" Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Директор Иванов Михаил Алексеевич; E-mail: seihse@mail.ru; sei-spb@hse.ru

Издательство Руководитель Бабич Владимир Валентинович; E-mail: publishseihse@mail.ru

Лаборатория Интернет-проектов Руководитель Сторчевой Максим Анатольевич; E-mail: storch@mail.ru

Системный администратор Григорьев Сергей Алексеевич; E-mail: _sag_@mail.ru